Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Когда акт налоговой проверки является недействительным

Стороны спора

Истец – ООО, ответчик – орган ГНС.

Обстоятельства дела

В ходе внеплановой налоговой проверки ООО были выявлены нарушения налогового законодательства по НДС. На основании акта проверки составлены налоговые уведомления-решения (далее – НУР), согласно которым ООО должно уплатить доначисленную сумму НДС и значительные штрафы. Проверку (согласно приказу и направлению на проверку) проводили два должностных лица органа ГНС: зам. начальника отдела внеплановых проверок и главный государственный ревизор-инспектор этого отдела. Однако акт проверки был подписан только заместителем начальника отдела, а напротив Ф. И. О. главного ревизора-инспектора была проставлена отметка «отпуск». Истец обжаловал направленные ему НУР в административном суде. Суд первой инстанции отменил принятые НУР, эту позицию поддержал суд апелляционной инстанции. Аргументы судов: акт проверки, на котором нет подписи должностного лица, проводившего проверку, является недопустимым доказательством. Поэтому принятые на его основании НУР подлежат отмене. Тогда ответчик подал кассацию в ВСУ.

Позиции сторон

Истец. Просит отменить решения суда предыдущих инстанций и отказать в удовлетворении иска.

Ответчик. Просит отказать в удовлетворении кассации.

На чьей стороне суд

Суд был на стороне истца (ООО), отказав органу ГНС в удовлетворении кассационной жалобы и оставив в силе решения судов первой и апелляционной инстанций (Постановление ВСУ от 03.12.19 г., ЕГРСР, рег. № 86103091).

Аргументы суда

  1. Согласно ст. 86 Налогового кодекса (далее – НК), результаты проверок (кроме камеральных и электронных проверок) оформляются актом (если выявлены нарушения) или справкой (если нарушения не выявлены), которые подписываются должностными лицами контролирующего органа и налогоплательщика.
  2. Пунктом 2 разд. І Порядка, утвержденного приказом Минфина от 20.08.15 г. № 727 (далее – Порядок № 727) определено, что акт документальной проверки – это служебный документ, который подтверждает факт проведения такой проверки, фиксирует ее результаты и является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующий орган. Согласно п. 1 и 2 разд. ІІ Порядка № 727 акт (справка) составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами контролирующего органа и налогоплательщика.
  3. В соответствии с п. 1.2 ДСТУ 4163-2003 этим стандартом установлены требования: к составу реквизитов документа; к их содержанию и месту расположения на документе; к бланкам и порядку оформления документов; к виду документов, которые изготавливаются с помощью печатных средств. Документы должны иметь такие обязательные реквизиты, как (п. 4.4 ДСТУ 4163-2003): название организации (07), название вида документа (10), дата (11), регистрационный номер документа (12), заголовок к тексту (19), текст документа (21), подпись (23).
  4. Согласно п. 3.12 Национального стандарта ДСТУ 2732:2004 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного приказом Госпотребстандарта от 28.05.04 г. № 97, юридическая сила служебного документа позволяет использовать этот документ для решения правовых вопросов, правового регулирования и/или осуществления управленческих функций. Подпись на документе свидетельствует об ответственности подписанта за содержание документа и является реквизитом, который придает документу юридическую силу (пп. 4.1.7 ДСТУ 2732:2004).
  5. Исходя из перечисленных требований НК, Порядка № 727, а также ДСТУ 4163-2003 и 2732:2004, подписание акта проверки должностными лицами контролирующего органа является основным условием действительности такого акта. Согласно ст. 74 Кодекса административного судопроизводства суд не принимает во внимание доказательства, полученные с нарушением порядка, установленного законом. Обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены надлежащими для данного дела доказательствами, не могут подтверждаться иным способом.

Вывод

При подписании акта проверки обращайте внимание на наличие в нем обязательных реквизитов (в т. ч. всех подписей). В рассмотренном случае отсутствие в акте подписи инспектора послужило основанием для признания акта недействительным в суде.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
22.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
26.09.2025
Смена собственника земли посреди года: кому и как платить арендную плату
В статье расскажем, как арендатор должен уплачивать арендную плату, если арендодатель продал земельный участок новому собственнику. Этот вопрос время от времени возникает у арендаторов земли, которые платят арендную плату раз в году. Так, если одно физлицо продало другой земельный участок, например,...
Новое
23.10.2025
Имеются ли сейчас ограничения по сроку применения штрафных санкций на основании договора?
Предусмотрено ли сейчас после отмены Хозяйственного кодекса законодательное ограничение по сроку применения штрафных санкций на основании договора? Отвечает юрист. Применение штрафных санкций по договору Ранее срок применения штрафных санкций на основании договора был ограничен 6 месяцами согласно ...
14.10.2025
Кто имеет право подписывать акты приемки-передачи выполненных работ?
Кто имеет право подписывать от имени предприятия акты приемки-передачи выполненных робот – только директор или нет? На этот вопрос отвечает юрист. Предприятием заключен договор подряда, условиями которого предусмотрено оформление актов приемки-передачи выполненных робот. Возникли следующие воп...
29.09.2025
Как действовать субъектам хозяйствования после отмены Хозяйственного кодекса: разъясняет Минюст
В статье расскажем, можно ли после отмены Хозяйственного кодекса не использовать печать, может ли директор действовать без доверенности от имени предприятия и как теперь применять оперативно-хозяйственные санкции. Отмена Хозяйственного кодекса: изучаем новшества, касающиеся договорных отношений Шта...
Лучшие материалы