Истец – ООО, ответчик – орган ГНС.
В ходе внеплановой налоговой проверки ООО были выявлены нарушения налогового законодательства по НДС. На основании акта проверки составлены налоговые уведомления-решения (далее – НУР), согласно которым ООО должно уплатить доначисленную сумму НДС и значительные штрафы. Проверку (согласно приказу и направлению на проверку) проводили два должностных лица органа ГНС: зам. начальника отдела внеплановых проверок и главный государственный ревизор-инспектор этого отдела. Однако акт проверки был подписан только заместителем начальника отдела, а напротив Ф. И. О. главного ревизора-инспектора была проставлена отметка «отпуск». Истец обжаловал направленные ему НУР в административном суде. Суд первой инстанции отменил принятые НУР, эту позицию поддержал суд апелляционной инстанции. Аргументы судов: акт проверки, на котором нет подписи должностного лица, проводившего проверку, является недопустимым доказательством. Поэтому принятые на его основании НУР подлежат отмене. Тогда ответчик подал кассацию в ВСУ.
Истец. Просит отменить решения суда предыдущих инстанций и отказать в удовлетворении иска.
Ответчик. Просит отказать в удовлетворении кассации.
Суд был на стороне истца (ООО), отказав органу ГНС в удовлетворении кассационной жалобы и оставив в силе решения судов первой и апелляционной инстанций (Постановление ВСУ от 03.12.19 г., ЕГРСР, рег. № 86103091).
- Согласно ст. 86 Налогового кодекса (далее – НК), результаты проверок (кроме камеральных и электронных проверок) оформляются актом (если выявлены нарушения) или справкой (если нарушения не выявлены), которые подписываются должностными лицами контролирующего органа и налогоплательщика.
- Пунктом 2 разд. І Порядка, утвержденного приказом Минфина от 20.08.15 г. № 727 (далее – Порядок № 727) определено, что акт документальной проверки – это служебный документ, который подтверждает факт проведения такой проверки, фиксирует ее результаты и является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующий орган. Согласно п. 1 и 2 разд. ІІ Порядка № 727 акт (справка) составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами контролирующего органа и налогоплательщика.
- В соответствии с п. 1.2 ДСТУ 4163-2003 этим стандартом установлены требования: к составу реквизитов документа; к их содержанию и месту расположения на документе; к бланкам и порядку оформления документов; к виду документов, которые изготавливаются с помощью печатных средств. Документы должны иметь такие обязательные реквизиты, как (п. 4.4 ДСТУ 4163-2003): название организации (07), название вида документа (10), дата (11), регистрационный номер документа (12), заголовок к тексту (19), текст документа (21), подпись (23).
- Согласно п. 3.12 Национального стандарта ДСТУ 2732:2004 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного приказом Госпотребстандарта от 28.05.04 г. № 97, юридическая сила служебного документа позволяет использовать этот документ для решения правовых вопросов, правового регулирования и/или осуществления управленческих функций. Подпись на документе свидетельствует об ответственности подписанта за содержание документа и является реквизитом, который придает документу юридическую силу (пп. 4.1.7 ДСТУ 2732:2004).
- Исходя из перечисленных требований НК, Порядка № 727, а также ДСТУ 4163-2003 и 2732:2004, подписание акта проверки должностными лицами контролирующего органа является основным условием действительности такого акта. Согласно ст. 74 Кодекса административного судопроизводства суд не принимает во внимание доказательства, полученные с нарушением порядка, установленного законом. Обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены надлежащими для данного дела доказательствами, не могут подтверждаться иным способом.
При подписании акта проверки обращайте внимание на наличие в нем обязательных реквизитов (в т. ч. всех подписей). В рассмотренном случае отсутствие в акте подписи инспектора послужило основанием для признания акта недействительным в суде.