Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как юрлицу открыть подразделение за рубежом



Статья-навигатор: что нужно знать юридическому лицу для того, чтобы успешно начать свою деятельность за рубежом.


Согласно украинскому законодательству юридические лица могут иметь обособленные подразделения (далее – ОП) – филиалы и представительства. В спецтеме «Филиалы и другие обособленные подразделения: право, налоги, учет», подробно рассказывалось о том, что представляют собой такие подразделения, как они создаются, на основании каких документов действуют и какие у них права и обязанности. Также мы объяснили, чем филиал отличается от представительства. Сегодня продолжим эту тему и расскажем, как надо действовать, если предприятие хочет открыть ОП (филиал или представительство) за пределами Украины.

Напоминаем! Согласно ст. 95 Гражданского кодекса (далее – ГК) обособленные подразделения (филиалы и представительства) не являются юрлицами, они действуют исключительно на основании положений, утвержденных юрлицом (далее – Положения). Имущество, которым они наделяются, принадлежит юрлицу. Должностные лица ОП назначаются руководителем юрлица и действуют на основании выданной им доверенности. Сведе ния об ОП юрлиц вносятся в ЕГР.

Какое подразделение можно открыть за рубежом с позиций отечественного законодательства?

Предприятие может открыть за рубежом:

  • для ведения хозяйственной деятельности от имени юрлица – филиал;
  • для представительства и защиты интересов юрлица – представительство.

Напоминаем! По украинскому законодательству (ст. 95 ГК) представительство юрлица не может вести хозяйственную деятельность с получением доходов.

Как зарегистрировать в ЕГР зарубежное ОП резидента?

Порядок действий такой же, как и в случае регистрации ОП, расположенных на территории Украины. Головное предприятие (далее – ГП) юрлица подает госрегистратору заполненную регистрационную карточку по форме 4, утвержденной приказом Минюста от 18.11.16 г. № 3268/5.

Надо ли уведомлять орган ГФС о регистрации ОП?

Предусмотрено, что ОП должны поставить на налоговый учет на основании сведений из ЕГР (п. 3.1, 3.2 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.11 г. № 1588, далее – Порядок № 1588). Тем не менее ГП обязано подать форму 20-ОПП в орган ГФС по основному месту своей регистрации – в течение 10 рабочих дней со дня регистрации ОП (п. 8.4. разд. VIII Порядка № 1588; ОИР, категория 119.01).

Есть особенности! В случае создания ОП за пределами Украины уведомление по форме № 20-ОПП подается в контролирующий орган по основному месту учета юрлица в бумажном виде. Раздел 3 этой формы заполняется так: в графе 6 указывается код страны местонахождения такого подразделения, в графе 8 – полное местонахождение в стране за пределами Украины, графа 7 не заполняется.

Данные о постановке на учет ОП как плательщика налогов и сборов отражаются в выписке из ЕГР (п. 20 ч. 2 ст. 9 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований»).

Что понадобится для регистрации ОП в той стране, где оно расположено?

Приведем ориентировочный перечень документов, необходимых для регистрации украинского ОП за рубежом:

  • нотариальная копия устава юрлица;
  • решение уполномоченного органа управления юрлица о создании ОП. Это может быть протокол собрания учредителей или постановление, решение собственника предприятия (если у предприятия один собственник);
  • положение об ОП с регистрацией в ЕГР Украины;
  • приказ руководителя ГП о назначении должностных лиц подразделения;
  • доверенность о праве действовать от имени юрлица, выданная должностным лицам ОП руководителем ГП (для филиала – о праве вести хозяйственную деятельность от имени юрлица);
  • документы, удостоверяющие личность должностных лиц ОП;
  • справка – подтверждение, что ОП имеет статус налогового резидента Украины. Данная справка выдается органами ГФС по месту регистрации ГП и действует на протяжении года. Требует ежегодного обновления. Разъяснения по получению данной справки приведены в ОИР (категория 140.06) согласно приказу ГНАУ от 12.04.02 г. № 173 «О подтверждении статуса налогового резидента Украины».

Конкретный перечень документов установлен законодательством той страны, где регистрируется и становится на налоговый учет ОП.

Регистрационные документы требуют легализации (апостиля, перевода и нотариального заверения) согласно законодательным требованиям этой же страны.

Какое ОП будет считаться постоянным представительством в другой стране?

Для регистрации и налогообложения важно, какой статус будет иметь ОП в другой стране. Если между правительствами Украины и этой страны заключен международный договор об избежании двойного налогообложения (далее – Конвенция) – тогда необходимо руководствоваться его нормами.

Для справки. Список стран, с которыми заключены договоры об избежании двойного налогообложения, каждый год обновляются письмами ГФС. На сегодня действует перечень, приведенный в письме ГФС от 02.01.18 г. № 78/7/99-99-01-02-02-17.

Как правило, в ст. 5 разных конвенций приводится определение понятия «постоянное представительство». Это представительство с постоянным местом деятельности, через которое полностью или частично осуществляется хоздеятельность, которая для юрлица не является только подготовительной и вспомогательной.

В ряде стран «постоянные представительства» приравниваются по статусу к юридическому лицу.

Напомним еще раз, что представительство как ОП юрлица в понимании украинского законодательства создается только для представления и защиты интересов юрлица. То есть наше «представительство» не подпадает под международное определение термина «постоянное представительство». А значит, ОП как представительство юрлица будет регистрироваться за рубежом без права ведения хоздеятельности и без кода налогоплательщика.

А вот филиал или коммерческое представительство (в понятии украинского законодательства) наиболее подходит под международное понятие постоянного представительства. Как правило, постоянному представительству за рубежом присваивается код налогоплательщика, на него возлагается обязанность вести учет, подавать отчетность, а также начислять и уплачивать налоги и сборы, действующие в той стране, на территории которой расположено такое подразделение.

Выводы

Создание ОП юрлица за рубежом начинается с его регистрации на территории Украины в общем порядке. После получения полного комплекта регистрационных документов ОП может быть зарегистрировано на территории той страны, где юрлицо планирует вести свою деятельность через это ОП.

Документы, которые подаются резидентом для регистрации на территории Украины зарубежного ОП, могут быть составлены на двух языках: обязательно на украинском и на языке той страны, где будет регистрироваться данное подразделение.

Все документы, составленные на иностранном языке, требуют легализации на территории Украины (это могут быть договоры аренды, документы, подтверждающие регистрацию в госорганах той страны, где зарегистрировано подразделение, договоры с банками и т. п.). И наоборот: документы составленные на украинском языке, придется легализовать на территории страны, где открывается ОП, для дальнейшего использования там. При наличии Конвенции об избежании двойного налогообложения со страной, где открыто ОП, нормы Конвенции имеют приоритет для деятельности ОП за рубежом.

Комментарии к материалу
Популярное
27.06.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
27.05.2025
На предприятии сменился директор: 7 вопросов из практики
В статье рассмотрены вопросы, которые возникают у предприятия в случае смены директора. Вопросы касаются оформления трудовых отношений, регистрации смены директора в ЕГР, информирования налогового органа, контрагентов и оформления электронной подписи.  Акценты этой статьи: Нужно ли регистрир...
Новое
30.06.2025
Проведение внеплановой проверки в связи с требованием налогоплательщика о пересмотре результатов проверки
В статье рассмотрим, когда орган ГНС обязан назначить внеплановую проверку по требованию налогоплательщика. Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки из-за того, что налоговики в ходе проверки не исследовали все имеющиеся обстоятельства, он имеет право подать жалобу о пересмотре резу...
25.06.2025
Оплата по внутреннему договору получена в инвалюте: какая ответственность грозит предприятию?
В статье рассмотрено, могут ли платежи по внутреннему договору осуществляться в иностранной валюте и есть ли ответственность за такие расчеты. Предприятие выполняет строительные работы по договору подряда. Договор заключен с резидентом Украины – физлицом, строительные работы производятся на те...
11.06.2025
Административный арест имущества налогоплательщика: основания и порядок наложения
В статье рассмотрим, в каких случаях органы ГНС могут наложить административный арест на налогоплательщика. Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным инструментом обеспечения исполнения налоговых обязательств этим плательщиком. Применить арест можно только при наличи...
Лучшие материалы