Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Границы дискреционных полномочий фискальных органов

10.05.2018

На сегодняшний день административные суды, при рассмотрении споров с государственными органами, преимущественно исходят с позиции, что судьи, принимая решение по конкретному делу, не вправе перенимать полномочия органов государственной власти и давать им указания относительно осуществления последними дискреционных полномочий, а задача административного судопроизводства заключается не в обеспечении эффективности государственного управления, а в гарантировании требования права, иначе был бы нарушен принцип разделения власти.

Подобная позиция, по мнению многих, полностью согласовывается с положениями Рекомендаций Комитета Министров Совета Европы относительно осуществления административными органами власти дискреционных полномочий, принятых КМУ 11 марта 1980 года на 316-м совещании (далее – Рекомендации).

Напомним, что в Рекомендациях идет речь о том, что административный орган может осуществлять дискреционные полномочия, пользуясь определенной свободой усмотрения в случае принятия какого-либо решения. Такой орган в силу наличия у него дискреционных полномочий может выбирать из нескольких вариантов допустимых решений тот, который считает наиболее подходящим в данном случае, в связи с чем судам рекомендовано не вмешиваться в дискреционные полномочия государственных органов.

Таким образом, Комитет Министров Совета Европы рекомендует судам не вмешиваться в полномочия государственных органов, которые имеют характер дискреционных, то есть дающих возможность органу власти принять одно из нескольких юридически законных и допустимых решений.

Конституция Украины в ст. 19 указывает, что органы власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в рамках полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и Законами Украины.

Таким образом, решения госорганов могут считаться принятыми в рамках дискреционных полномочий исключительно в случае, когда такой орган власти действует в рамках закона.

В целом позиция судебных органов, заключающаяся в том, что суд не может подменять орган государственной власти, с учетом Рекомендаций, может иметь место и быть законной только в случаях, когда решение органа власти является законным, то есть принятым на основании, в рамках полномочий и способом, предусмотренным законодательством Украины.

Как показывает практика, органы власти и местного самоуправления, доказывая правомерность собственного, оспариваемого субъектом хозяйствования, решения, в административных спорах зачастую ссылаются на то, что такое решение принято в рамках дискреционных полномочий, а потому не может быть предметом судебного рассмотрения.

К сожалению, суды часто соглашаются с подобной правовой позицией, в частности, это можно наблюдать на протяжении последних нескольких лет в спорах с органами фискальной службы в части бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость.

Постановлением от 16.09.15 г. по делу № 21-881а15 Верховный Суд Украины изменил существующую на тот момент практику и пришел к правовому заключению, что суд не может подменять орган власти и решать вопрос о взыскании задолженности (возмещении НДС) с госбюджета, поскольку указанные действия являются исключительными полномочиями налоговых органов и органов Казначейства.

Однако в таком случае возникает вопрос – можно ли отождествлять «исключительность полномочий» органов власти с дискрецией?

Безусловно нет, поскольку наличие «исключительных полномочий» никак не означает, что орган власти действовал в рамках закона, более того, признание решения органа государственной власти незаконным автоматически исключает возможность осуществления таким государственным органом своих дискреционных полномочий, поскольку отсутствуют обязательные элементы «дискреции» – законность решения и право выбора между законными решениями.

Более того органы власти и местного самоуправления структурированы таким образом, что у каждого органа есть свои «исключительные полномочия», однако это никоим образом не означает, что суд ограничен в праве восстановить нарушенные права, свободы или интересы лица.

В соответствии со ст. 2 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС) заданием административного судопроизводства является справедливое, непредвзятое и своевременное разрешение судом споров в сфере публично-правовых отношений с целью эффективной защиты прав, свобод и интересов лиц от нарушений со стороны субъектов властных полномочий.

Также ст. 5 КАС дает лицу право обратиться в административный суд и просить о защите прав, интересов путем признания действий органа властных полномочий незаконными и обязать удержаться от осуществления определенных действий или осуществить определенные действия.

Если исходить из логики «исключительности полномочий» органа власти как признака «дискреционных полномочий», то суд в принципе не может удовлетворить требования и обязать государственный орган осуществить действия или удержаться от их осуществления, что не является правомерным в понимании Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод (далее – Конвенция), поскольку нарушает право лица на эффективную защиту.

Суд применяет принцип верховенства права с учетом судебной практики Европейского суда по правам человека (ст. 6 КАС).

Закон от 02.06.16 г. № 1402-VIII «О судоустройстве и статусе судей» устанавливает, что правосудие осуществляется в Украине на основах верховенства права в соответствии с европейскими стандартами и направлено на обеспечение права каждого на справедливый суд.

Кроме того, суды применяют в качестве источника права при рассмотрении дел положения Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод и протоколов к ней, а также практику Европейского суда по правам человека и Европейской комиссии по правам человека.

Так, Европейский суд по правам человека в своем решении по делу «Рисовский против Украины» (заявление № 29979/04) признал ряд нарушений п. 1 ст. 6 Конвенции, ст. 1 Протокола № 1 Конвенции, ст. 13 Конвенции по делу, связанному с земельными правоотношениями, в нем также изложены отдельные стандарты деятельности субъектов властных полномочий, в частности, раскрыты элементы содержания принципа «хорошего управления».

Этот принцип, в частности, предусматривает, что в случае если дело влияет на такие основополагающие права человека, как имущественные права, государственные органы должны действовать своевременно и надлежащим и последовательным способом (см. Решение по делам «Beyeler v. Italy» № 33202/96 , «Oneryildiz v. Turkey» № 48939/99, «Moskal v. Poland» № 10373/05). 

Кроме того, в решениях Европейского суда по правам человека сложилась практика, подтверждающая, что дискреционные полномочия не должны использоваться произвольно, а суд должен контролировать решения, принятые на основании реализации дискреционных полномочий максимально эффективно (см. Решение по делу «Hasan and Chaush v. Bulgaria» № 30985/96).

Аналогичная позиция отражена в решении ВСУ от 17.04.18 г. по делу № 819/1430/17.

КСУ в своем решении от 30.01.03 г. по делу № 3-рп/2003 также обратил внимание, что:

«Правосудие по своей сути признается таковым лишь при условии, что оно соответствует принципам справедливости и обеспечивает эффективное восстановление нарушенных прав. Общей Декларацией прав человека 1948 года предусмотрено, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление нарушенных прав компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, гарантированных Конституцией или законом. Право на эффективное средство защиты закреплено также в Международном пакте о гражданских и политических правах и в Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод.

На этом основании административные суды, проверяя решение, действие или бездеятельность субъекта властных полномочий на соответствие закрепленным ст. 2 КАС Украины критериям, не вмешивается в дискрецию органа власти или местного самоуправления за пределами проверки по названным критериям».

Таким образом, судами при рассмотрении публично-правового спора должен быть выбран наиболее эффективный из возможных способов защиты нарушенного права в случае, если решение органа власти или местного самоуправления принято не в соответствии с законом.

Кроме того, достаточно показательным можно считать решение Европейского суда по правам человека от 24.03.88 г. по делу «Олссон против Швеции», в котором было отмечено, что залогом верного применения дискреционных полномочий является высокий уровень правовой культуры государственных служащих. Одновременно суды должны восстанавливать нарушенное право путем обязательства субъекта властных полномочий, в том числе коллегиальный орган должен принять решение о предоставлении возможности, если отказ (решение) признан неправомерным, а других оснований для отказа не усматривается.

Подводя итоги, можно констатировать, что само по себе наличие у органа власти или местного самоуправления дискреционных полномочий не должно являться для суда основанием для отказа в защите прав, свобод и интересов юридических и физических лиц. 

Суд обязан исследовать решение, действие или бездеятельность органа власти или местного самоуправления на предмет соответствия закону, а также обеспечить максимально эффективную защиту правам, свободам и интересам юридических и физических лиц, в случае, если государственный орган действовал не в соответствии с законом.

Кроме того, наличие у органа власти или местного самоуправления дискреционных полномочий вообще не может быть причиной отказа в удовлетворении исковых требований, если решение, действие или бездеятельность такого органа не соответствует закону.

Таким образом, тезис о невозможности вмешательства суда в дискреционные полномочия органов власти и местного самоуправления требует пересмотра, в связи со своей несостоятельностью и несоответствию действующему законодательству.

ОБ АВТОРЕ:
Артем Устюгов
ведущий юрист налоговой практики MORIS GROUP

Комментарии к материалу
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
11.06.2025
Административный арест имущества налогоплательщика: основания и порядок наложения
В статье рассмотрим, в каких случаях органы ГНС могут наложить административный арест на налогоплательщика. Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным инструментом обеспечения исполнения налоговых обязательств этим плательщиком. Применить арест можно только при наличи...
05.06.2025
Какие предприятия обязаны подтвердить статус критически важного?
В статье даны ответы на вопросы, возникшие у предприятий, имеющих статус критически важных в связи с предоставлением Минэкономики письма от 19.05.2025 № 27-11/37509-07, касающегося проверки статуса критически важного предприятия. В мае 2025 года Минэкономики опубликовало и разослало согласно списку ...
02.06.2025
Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями: основания и порядок обжалования
В статье расскажем, в каком порядке и при каких условиях орган ГНС может прекратить действие лицензий на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкого...
Лучшие материалы