Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Если гарантии в оплате труда предусмотрены отраслевым соглашением, а не законом, то штраф в размере 10 МЗП за нарушение этих гарантий – не применяется

16.10.2018

Стороны спора

Истец – коммунальное предприятие (далее – КП), ответчик – орган Гоструда.

Обстоятельства дела

Орган Гоструда провел проверку на предмет соблюдения КП законодательства о труде. По ее результатам был составлен акт, на основании которого вынесено постановление о наложении на КП штрафа в размере 217 500 грн. Штраф был применен на основании ст. 265 КЗоТ за невыпол-нение предприятием минимальных государственных гарантий в оплате труда, а именно за невы-плату доплаты за работу в вечернее время и выплату доплаты за работу в ночное время в раз-мере меньшем, чем это предусмотрено Территориальным отраслевым соглашением. КП обжало-вало вынесенное решение в суде. Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска бы-ло отказано. Суд апелляционной инстанции отменил это решение и принял новое, которым иск был удовлетворен: вынесенное постановление о применении штрафа признано незаконным и отменено. Ответчик подал кассационную жалобу в Верховный Суд Украины.

Позиции сторон

Истец. Кассационная жалоба является необоснованной, а изложенные в ней доводы не требуют проверки материалов дела, поскольку ответчик не приводит надлежащих оснований для того, чтобы считать, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права. Истец просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда апелляционной инстанции – без изменения.

Ответчик. Просит отменить решение суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. Свою кассационную жалобу обосновывает тем, что доплата за работу в ночное время предусмотрена отраслевым соглашением в размере не менее чем 35 % часовой тарифной ставки, а согласно документам КП доплата выплачивалась в размере 30 % часовой тарифной ставки, что свидетельствует о нарушении положений ст. 108 КЗоТ.

На чьей стороне суд

ВСУ принял сторону КП. В удовлетворении кассационной жалобы было отказано, а решение су-да апелляционной инстанции было оставлено без изменений.

Аргументы суда

1. Согласно ч. 2 ст. 12 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР, нормы и гарантии в оплате труда, предусмотренные ч. 1 этой статьи, являются минимальными госгарантиями. Кроме того, согласно ст. 17 Закона от 05.10.2000 г. № 2017-III, основные соцгарантии устанавливаются законами.

2. Госрегулирование оплаты труда заключается, в частности, в установлении размера мини-мальной зарплаты (МЗП) и других норм и гарантий в оплате труда, в т. ч. за работу в ночное вре-мя. Помимо этого осуществляется договорное регулирование оплаты труда на основании систе-мы соглашений, которые заключаются на государственном (генеральное соглашение), отрасле-вом (отраслевое соглашение), региональном (региональное соглашение) и производственном (коллективный договор) уровнях согласно Закону от 01.07.93 г. № 3356-XII.

3. Территориальным отраслевым соглашением предусмотрена доплата за работу в ночное вре-мя в размере до 40 % (но не менее 35 %) часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы. В то же время коллективным договором КП предусмотрено, что такая допла-та производится в размере до 40 %, но не менее 20 % часовой тарифной ставки (должностного оклада). То есть конкретного процента колдоговором не установлено.

4. Территориальным отраслевым соглашением предусмотрена доплата за работу в вечернее время (с 18.00 до 22.00) в размере 20 % часовой тарифной ставки за каждый час работы, однако коллективным договором предприятия указанная гарантия не предусмотрена и указанные вы-платы не производятся.

5. Штраф, предусмотренный ст. 265 КЗоТ, применяется за нарушение минимальных госгарантий, а их нельзя отождествлять с гарантиями, установленными отраслевым соглашением.

Вывод

За нарушение минимальных госгарантий в оплате труда предусмотрен довольно серьезный штраф – 10 МЗП за каждого работника, в отношении которого допущено такое нарушение. Однако нужно учи-тывать, что такой штраф может быть применен только в отношении гарантий, которые предусмотрены законом. Если же идет речь идет о гарантиях, которые предусмотрены отраслевым соглашением, как это было в данном случае, то применение такого штрафа будет неправомерным.

Реквизиты решения Постановление ВСУ от 19.09.18 г., ЕГРСР, рег. № 76580089

 

Комментарии к материалу
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
13.05.2025
Алкоголь, табак и горючее: штрафы в сфере лицензирования
В статье рассмотрим, какие штрафы применяются за нарушения в сфере лицензирования, касающегося алкогольных напитков, табачных изделий и горючего. С 2025 года правила лицензирования хозяйственной деятельности по производству, торговле, хранению алкоголя, табачных изделий и горючего изменились. Не все...
24.04.2025
Как сообщить об изменении сведений, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота топлива
В статье расскажем, в каких случаях субъекту хозяйствования – хранителю горючего следует сообщать об изменениях в сведениях, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота горючего. Заполняем заявление о получении лицензии на право хранения горючего С 08.04.2025 вступило в силу поста...
17.04.2025
Лицензии на алкоголь, табак, горючее: кто обязан обновить информацию до 01.07.2025?
В консультации мы рассмотрим, кто и каким образом должен подать в орган лицензирования обновленные данные, а также ответим на ваши вопросы. Правила лицензирования операций с алкоголем, табаком и горючим изменились с 01.01.2025 – в связи с введением в действие норм Закона от 18.06.2024 № 3817-I...
Лучшие материалы