Поддержание в надлежащем состоянии прилегающей территории офиса – это прямая обязанность субъектов хозяйствования (далее – СХ), а не коммунальных служб. За игнорирование этой обязанности законодательством предусмотрены штрафные санкции. Расскажем, как СХ должны благоустраивать прилегающую к офису территорию и расположенные на ней объекты.
В каком документе закреплены обязанности СХ по благоустройству?
Такие обязанности СХ прописаны в Законе № 2807, действие которого распространяется как на юрлиц, так и на физлиц-предпринимателей (ст. 12). Кроме того, в населенных пунктах сельскими, поселковыми, городскими советами утверждаются локальные правила благоустройства (ст. 10 Закона № 2807).
В частности, ч. 2 ст. 15 Закона № 2807 установлено, что СХ должны обеспечить надлежащее содержание и своевременный ремонт объектов благоустройства (далее – объекты). К объектам относятся:
Элементами объектов считаются дорожное покрытие аллей, пешеходных зон, тротуаров, дорожек; зеленые насаждения; оборудование внешнего освещения; малые архитектурные формы и т. д. (ст. 21 Закона № 2807).
Какие мероприятия по благоустройству должно осуществлять СХ?
СХ должны выполнять комплекс работ по благоустройству территории в целях ее рационального использования и надлежащего содержания (ст. 1 Закона № 2807). Сюда входят работы:
СХ могут заниматься благоустройством как сами, так и с привлечением других предприятий, учреждений, организаций (ст. 15 Закона № 2807).
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона № 2807 СХ должны:
Какие работы по благоустройству должны финансироваться за счет СХ?
За счет средств СХ финансируются (ст. 36 Закона № 2807):
Какие существуют требования к содержанию зеленых насаждений?
Законодательством установлены особые требования по охране и содержанию зеленых насаждений. Так, согласно ч. 2 ст. 28 Закона № 2807 владельцы и пользователи земельных участков за свой счет обеспечивают охрану, содержание и восстановление зеленых насаждений на объектах благоустройства.
Вырубка деревьев, кустов, газонов и цветников осуществляется в порядке, утвержденном Постановлением № 1045.
Следует знать! СХ не имеет права по своему усмотрению вырубать зеленые насаждения на земельном участке, который находится у него в собственности или в пользовании. |
Как документально оформить вырубку зеленых насаждений?
Вырубку можно производить только в случае строительства (при наличии документов о начале строительства); сноса аварийных, сухостойных деревьев; ликвидации стихийного бедствия, аварийной и чрезвычайной ситуации и т. д. (п. 2 Порядка № 1045). Однако это касается только тех случаев, когда СХ пользуется территорией, которая относится к коммунальной собственности.
Для вырубки зеленых насаждений на таком земельном участке надо получить ордер в местном исполкоме. Без ордера можно обойтись, только если вырубка будет проведена на территории, отведенной под строительство (п. 3 Порядка № 1045). Но тогда у СХ должны быть в наличии документы о начале подготовительных и строительных работ, предусмотренные ст. 34 Закона № 3038.
Обратите внимание: получить ордер на вырубку зеленых насаждений СХ может только после оплаты восстановительной стоимости насаждений, подлежащих удалению. Эта сумма уплачивается в местный бюджет. |
Правила определения такой стоимости изложены в Методике № 127. СХ освобождаются от оплаты восстановительной стоимости в случаях, перечисленных в п. 6 Порядка № 1045.
Если СХ планирует производить вырубку зеленых насаждений на земельном участке, который находится в частной собственности, то получать ордер в местном исполкоме и оплачивать восстановительную стоимость зеленых насаждений не нужно. Такое решение СХ принимает самостоятельно, если участок находится в его собственности. А если это арендованный участок, то необходимо получить разрешение его собственника (п. 10 Порядка № 1045).
Что запрещено делать на объектах благоустройства?
При использовании объектов благоустройства запрещается (ст. 16 Закона № 2807):
Какая предусмотрена ответственность СХ за нарушение правил благоустройства?
Должностные лица предприятий несут ответственность за невыполнение мероприятий по благоустройству на собственных или закрепленных за ними территориях. Они также отвечают за действия или бездействие, которые привели к причинению вреда имуществу и/или здоровью граждан (ч. 5 ст. 24 Закона № 2807).
За нарушение законодательства в сфере благоустройства СХ могут привлекаться к административной ответственности (см. таблицу).
№ |
Суть правонарушения |
Кто составляет протокол |
Санкция |
Норма КУоАП |
---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Нарушение государственных стандартов, норм и правил в сфере благоустройства населенных пунктов, правил благоустройства территорий населенных пунктов |
Органы Нацполиции (за исключением нарушений, совершенных в местах, запрещенных решением сельского, поселкового, городского совета). |
Штраф для должностных лиц юрлица и предпринимателей в размере |
Ст. 152 |
2 |
Уничтожение или повреждение зеленых насаждений, отдельных деревьев, кустарников, газонов, цветников и других объектов озеленения в населенных пунктах, непроведение мероприятий по их охране, а также самовольный перенос в другие места во время застройки отдельных участков, занятых объектами озеленения |
Протокол за данное нарушение не составляется (ст. 258 КУоАП) |
Штраф для должностных лиц юрлица и предпринимателей в размере |
Ст. 153 |
Как возместить убытки?
Убытки, причиненные объектам благоустройства, возмещаются по правилам, установленным в гл. 82 ГК, но с учетом особенностей, предусмотренных ст. 19 Закона № 2807.
Балансодержатель объекта должен провести оценку нанесенных убытков в случае:
1) незаконного повреждения или уничтожения элементов благоустройства;
2) повреждения или уничтожения элементов благоустройства:
При совершении таких нарушений виновное юридическое или физическое лицо устраняет повреждения своими силами или по согласованию с балансодержателем перечисляет на его счет сумму восстановительной стоимости (ч. 3 ст. 19 Закона № 2807).
Кто определяет восстановительную стоимость поврежденного объекта?
Порядок определения такой стоимости утвержден Постановлением № 826. В частности, для этого создается комиссия в составе представителей балансодержателя и собственника объекта, местной госадминистрации или исполкомов, специалистов по вопросам благоустройства населенного пункта (п. 2 Порядка № 826). Главой комиссии назначается представитель балансодержателя.
Комиссия обследует объект и определяет степень его повреждения и стоимость работ по востановлению. Эти данные отражаются в акте (п. 3 Порядка № 826). Следует отметить, что в работе комиссии обязано принять участие виновное лицо. Его подпись должна стоять в акте обследования объекта (п. 4 Порядка № 826).
К сведению: кроме восстановления поврежденного объекта, нарушителю придется возместить стоимость разработки проектно-сметной документации (если таковая нужна) (п. 5 Порядка № 826). |
Восстановительные работы проводятся за счет собственника объекта благоустройства, если (ст. 19 Закона № 2807):
Кто и как возмещает вред, нанесенный объектам благоустройства?
Привлечение виновных лиц к ответственности за нарушение законодательства в сфере благоустройства не освобождает их от обязанности возместить вред, причиненный в связи с таким нарушением (ч. 3 ст. 42 Закона № 2807). Такой вред подлежит возмещению, как правило, в полном объеме без применения норм снижения размера взыскания. При этом не берется во внимание факт оплаты и размер сбора за загрязнение окружающей среды и ухудшение качества природных ресурсов (ч. 4 ст. 42 Закона № 2807).
Выводы
Обязанности СХ по благоустройству собственных территорий и территорий, которыми они пользуются на основании договора, закреплены в Законе № 2807. СХ должны выполнять разные виды работ по благоустройству территории (озеленение, санитарная очистка территорий и т. д.) в целях ее рационального использования и надлежащего содержания.
За нарушение правил благоустройства СХ несут административную ответственность и обязаны возместить причиненные нарушением убытки и вред.