Административное обжалование результатов налоговой проверки
Суть проблемы: даже во время карантина налоговики могут приходить с проверками к аграриям и доначислять денежные обязательства, но такие проверки не всегда правомерны.
Чем поможет эта статья: вы узнаете, когда налоговая проверка является законной и как обжаловать ее результаты в административном порядке (образец жалобы на налоговое уведомление-решение, далее – НУР, приведен в конце консультации).
Какие проверки могут проводить органы ГНС во время карантина
В соответствии с п. 522 подразд. 10 разд. ХХ Налогового кодекса (далее – НК) на период с 18.03.20 г. по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины, введен мораторий на проведение документальных (плановых и внеплановых) и фактических проверок.
Теперь согласно постановлению КМУ от 22.07.20 г. № 641 карантин продлен на всей территории Украины до 31.10.20 г. То есть действие моратория распространяется на большинство проверок органов ГНС, кроме:
- внеплановых проверок, которые проводятся по обращению плательщика; которые связаны с реорганизацией, прекращением налогоплательщика или его подразделения; относительно законности возмещения из бюджета НДС и/или при наличии заявленного отрицательного значения НДС, превышающего 100 тыс. грн;
- фактических проверок по вопросам нарушения законодательства: относительно учета, лицензирования, производства, хранения, транспортировки и оборота горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий; целевого использования горючего и спирта этилового налогоплательщиками; оборудование акцизных складов расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками; осуществление функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, горючего, по основаниям, определенным пп. 80.2.2, 80.2.3 и 80.2.5 НК.
Плановые, внеплановые и фактические проверки по другим основаниям являются неправомерными. Например, если плательщик задекларировал отрицательное значение НДС, которое составляет более 100 тыс. грн, то проверка является правомерной. А вот если налоговики придут с проверкой относительно хозяйственных операций с определенным «подозрительным» контрагентом, то эта проверка во время карантина будет противоречить нормам НК.
А вот камеральные проверки налоговикам не запрещены. И здесь важно помнить, что такая проверка может проводиться, в частности, относительно своевременности уплаты налогов. Впрочем, в период карантина получить штраф за несвоевременную уплату могут только плательщики НДС, акцизного налога и рентной платы (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НК).
Общий порядок административного обжалования
Согласно ст. 56 НК налогоплательщик может или сразу обратиться в суд, или обжаловать решение органа ГНС (НУР), принятое по результатам проверки, в административном порядке, отправив в ГНС жалобу об отмене НУР.
Обратите внимание! Обжалуется НУР, а не акт проверки, на который можно написать лишь возражение (п. 86.7 НК). |
Как действовать – сразу идти в суд или сначала использовать досудебную процедуру, плательщик решает самостоятельно. Если после процедуры административного обжалования жалобу плательщика не удовлетворят в полном объеме, он имеет право обжаловать НУР в суде. А вот если плательщик сначала обратится в суд, то воспользоваться правом на административное обжалование он уже не сможет.
Обычно плательщики сначала обжалуют НУР в ГНС. И вот почему. Во-первых, они надеются, что жалобу удовлетворят (такое случается, хотя и не часто) и не придется втягиваться в длительный судебный процесс и тратиться на судебный сбор и правовое сопровождение. Во-вторых, будут иметь время надлежащим образом подготовиться к судебному процессу и собрать все необходимые доказательства.
Важно! Вместе с жалобой нужно отправить органу ГНС, который принял НУР, уведомление о том, что плательщик обжаловал такое решение вовремя. |
Текст уведомления является произвольным и может быть, например, таким: «Доводим до вашего сведения, что налоговое уведомление-решение от 30.09.20 г. № 1 обжаловано нами в ГНС Украины в порядке и сроки, установленные ст. 56 НК».
Каков срок подачи жалобы?
Подать жалобу на НУР можно в течение 10 рабочих дней, которые следуют за днем получения плательщиком такого решения (п. 56.3 НК). Например, если плательщик получил НУР 14.09.20 г., то подать жалобу он может не позднее 28.09.20 г.
А если плательщик пропустил этот срок?
С 23.05.20 г. налогоплательщик, который пропустил десятидневный срок подачи жалобы в ГНС, имеет право в течение 6 месяцев с даты окончания этого срока подать жалобу вместе с ходатайством о возобновлении пропущенного срока и копиями документов, которые подтверждают уважительность причин его пропуска (при наличии).
В приведенном выше примере последним днем возобновления сроков будет 29.03.21 г., поскольку 28 марта будет воскресенье. А согласно п. 56.13 НК, если последний день сроков, указанных в ст. 56 НК, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
Кстати, в НК нет исчерпывающего перечня уважительных причин пропуска срока обжалования. Поэтому этот момент отдается на усмотрение должностных лиц ГНС. Можно допустить, что это те же причины, которые указаны в п. 102.6, 102.7 НК. А в соответствии с п. 56.7 НК если плательщику отказано в возобновлении пропущенного срока на подачу жалобы в административном порядке, жалоба возвращается с указанием причин возврата.
В случае подачи жалоб во время карантина можно руководствоваться нормами п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НК. Этот пункт предусматривает, что сроки давности останавливаются с 18.03.20 г. и по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабмином.
Правда, эта норма прописана так, что она в большей степени касается ГНС, чем налогоплательщиков. Однако поскольку ст. 13 Конституции Украины устанавливает равенство всех субъектов права собственности (в т. ч. государственных органов и аграриев), то в случае пропуска сроков налогоплательщик во время карантина может использовать это основание для продления сроков обращения в административном порядке.
Форма, содержание, объем и порядок подачи жалобы
В соответствии с п. 56.3 НК жалоба подается в ГНС в письменной форме, при необходимости – с надлежащим образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает необходимым предоставить с учетом требований п. 44.6 НК. То есть жалоба на НУР по результатам проверки отправляется на бумаге заказным письмом с описью и уведомлением о вручении.
К сведению: если обжалуется остановка регистрации налоговой накладной, жалоба подается в электронном виде, ведь такая остановка осуществляется не по результатам проверки и имеет специфический порядок обжалования. |
Жалоба может быть изложена в произвольной форме, однако должна содержать информацию, предусмотренную п. 1 разд. IV Порядка, утвержденного приказом Минфина от 21.10.15 г. № 916, а именно:
- Ф. И. О./наименование налогоплательщика, его адрес;
- наименование адресата – ГНС;
- реквизиты обжалуемого НУР (номер и дата);
- основания, по которым обжалуется НУР, то есть почему плательщик считает, что НУР является неправомерным;
- обоснование несогласия налогоплательщика с НУР органа ГНС со ссылкой на нормы законодательства;
- требования и ходатайства плательщика, который подает жалобу;
- сведения относительно уведомления органа ГНС, НУР которого обжалуется, о подаче жалобы в ГНС;
- сведения об обжаловании решения органа ГНС в суд;
- адрес, на который следует отправить решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы (на практике достаточно указать адрес плательщика);
- перечень документов, которые прилагаются к жалобе.
На практике некоторая из приведенной информации не указывается плательщиками (в частности, три последних позиции), но жалобы рассматривают и даже удовлетворяют. Что касается объема, то чем меньше страниц будет иметь жалоба, тем больше шансов, что ее полностью прочитают. Впрочем, не нужно ради минимализма жертвовать освещением всех обстоятельств дела. Действительно, лучше указать номера статей НК, чем цитировать их полностью, хотя в некоторых случаях приведение текста определенной части статьи является целесообразным.
Помните: главное – четко и лаконично объяснить, где именно налоговики ошиблись или какие доказательства не приняли. |
Порядок рассмотрения жалобы
Этот порядок изложен в п. 56.8, 56.9 НК. По общему правилу ГНС должна рассмотреть жалобу и послать мотивированное решение в течение 20 календарных дней (далее – к. д.), которые следуют за днем получения жалобы, по адресу налогоплательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под подпись.
А вот на практике налоговики часто применяют п. 56.9 НК и продлевают срок рассмотрения жалобы до 60 к. д. В то же время они обязаны в письменном виде уведомить об этом плательщика до окончания 20-дневного срока.
Впрочем, при условии карантина, о чем шла речь выше, эти сроки будут исчисляться без периода с 18.03.20 г. и до последнего календарного дня месяца окончания карантина. Это правило не распространяется на жалобы относительно законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета НДС и/или отрицательного значения НДС.
Обратите внимание! Если мотивированное решение по жалобе не отправляется плательщику в течение 20 дней (или решение о продлении рассмотрения жалобы не было отправлено плательщику до окончания 20-дневного срока), или в течение срока, продленного по решению уполномоченного лица ГНС, то такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем этих сроков. |
Таким образом, ГНС может удовлетворить жалобу полностью, частично или отказать в ее удовольствии. Иногда случается, что ревизоры делают арифметическую ошибку или неправильно мотивируют состав нарушения. В первом случае НУР отменяется, а орган ГНС обязуют принять новое НУР с правильными расчетами. Во втором – ГНС назначает внеплановую выездную проверку на основании пп. 78.1.5 НК. В условиях карантина такая проверка будет неправомерной, хотя НК позволяет провести ее по окончании карантина.
Выводы
Во время карантина некоторые виды проверок являются разрешенными. Поэтому, прежде чем принимать решение, допускать ревизоров к проверке или нет, следует пересмотреть п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НК. Административное обжалование дает возможность выиграть время, а в некоторых случаях и отменить НУР.
Образец
Державна податкова служба України Фермерське господарство «Агро-2020» Скарга на податкове повідомлення-рішення Головним управлінням ДПС в Одеській області (далі – орган ДПС) за зверненням платника податків була проведена документальна позапланова виїзна перевірка Фермерського господарства «Агро-2020» (далі – ФГ «Агро-2020», скаржник, платник податків) із питань дотримання податкового, валютного та іншого законодавства за період із 01.01.18 р. по 31.12.19 р. За результатами перевірки було складено акт від 21.08.20 р. № 77/17-00-14-01/11111111. На підставі акта перевірки було прийнято податкове повідомлення-рішення від 21.09.20 р. № 000170017, яким із посиланням на п. 54.2, 54.3, 57.1, 58.1, 126.1, 127.1, ст. 129, пп. 164.2.20, п. 167.1, 168.1, 176.2 Податкового кодексу (далі – ПК) скаржнику збільшено суму грошового зобов’язання з ПДФО в загальному розмірі 733 208,12 грн, із них: податкове зобов’язання – 247 601,34 грн, штрафні санкції – 484 701,29 грн, сума пені – 905,49 грн. Підставою для прийняття оспорюваного податкового повідомлення-рішення стали висновки перевіряючих про те, що виплати, які ФГ «Агро-2020» проводить на користь своїх членів унаслідок розподілу прибутку господарства, не підпадають під поняття «дивіденди». До таких висновків ревізори дійшли з огляду на визначення корпоративних прав, що наведене у пп. 14.1.90 ПК. Тобто, на думку податківців, однією з обов’язкових умов придбання корпоративних прав є майновий або грошовий внесок у статутний капітал. Право на членство у фермерському господарстві не прив’язане до майнового або грошового внеску в статутний капітал. Тож доходи, виплачені членам фермерського господарства, не є дивідендами та повинні обкладатися ПДФО за ставкою 18 %. Платник податків не згоден із висновками, викладеними в акті перевірки, з огляду на таке. Скаржник є платником податку на прибуток. Особливості розподілу прибутку та виплати дивідендів урегульовано ст. 11 Статуту ФГ «Агро-2020». Цією статтею визначено, що прибуток юридичної особи розподіляється за підсумками календарного кварталу, року між його членами за рішенням засновника та членів фермерського господарства пропорційно до часток у складеному (статутному) капіталі господарства. Прибуток, розподілений між засновником та членами фермерського господарства пропорційно до часток у складеному (статутному) капіталі, є їхніми дивідендами. Строк виплати дивідендів визначається засновником або загальними зборами членів фермерського господарства (за їх наявності) під час розподілу прибутку фермерського господарства. Вказана інформація була надана ревізорам під час перевірки та викладена в акті перевірки на с. 33. Скаржник нараховує своїм членам дохід у вигляді дивідендів залежно від їхнього внеску до статутного капіталу. Тобто випадків, коли б скаржник мав дотримуватися пп. 170.5.3 ПК, за період перевірки не було. Як визначено в пп. 14.1.49 ПК, дивіденди – це платіж, що здійснюється юридичною особою, у тому числі емітентом корпоративних прав, інвестиційних сертифікатів чи інших цінних паперів, на користь власника таких корпоративних прав, інвестиційних сертифікатів та інших цінних паперів, що засвідчують право власності інвестора на частку (пай) у майні (активах) емітента, у зв’язку з розподілом частини його прибутку, розрахованого за правилами бухгалтерського обліку. Згідно з пп. 14.1.90 ПК корпоративні права – права особи, частка якої визначається у статутному капіталі (майні) господарської організації, що включають правомочності на участь цієї особи в управлінні господарською організацією, отримання певної частки прибутку (дивідендів) цієї організації та активів у разі ліквідації останньої відповідно до закону, а також інші правомочності, передбачені законом та статутними документами. Отже, членам фермерського господарства може виплачуватися дохід залежно від внеску до статутного капіталу в порядку, визначеному статутом фермерського господарства. У такому випадку виплата такого доходу є виплатою дивідендів. Із системного аналізу п. 167.2, 170.5 ПК вбачається, що скаржник є податковим агентом щодо нарахування дивідендів, при цьому до таких виплат застосовується ставка ПДФО на рівні 5 %. З наведеного вище випливає, що в разі коли фермерське господарство, яке є платником податку на прибуток, нараховує своїм членам дохід у вигляді дивідендів залежно від їхнього внеску до статутного капіталу, такий дохід обкладається ПДФО за ставкою 5 %. Аналогічний правовий висновок щодо застосування вказаних норм права міститься в постановах Верховного Суду від 11.06.20 р. (справа № 802/2041/17-а) та від 18.06.20 р. (справа № 802/836/17-а). Виходячи з викладеного та керуючись ст. 19 Конституції України, ст. 56 ПК, просимо задовольнити цю скаргу та скасувати повністю податкове повідомлення-рішення від 21.09.20 р. № 000170017. Додатки:
Директор ФГ «Агро-2020» (підпис) О. О. Коваль 01.10.20 р. |
Комментарии к материалу