Читайте по теме:
Что вы узнаете из этой статьи: как сумма округления может отражаться в чеке РРО; исходя из какой цены (до округления или после) определяется база обложения НДС; как оформлять итоговую налоговую накладную (далее – НН) и будет ли она соответствовать сумме Z-отчета; какие варианты выхода из ситуации можно использовать (скидка, дополнительная услуга).
Что можно сделать на практике: прочитать статью и выбрать самое выгодное для себя решение.
Давайте проанализируем разъяснение, изложенное в Индивидуальной налоговой консультации от 16.09.19 г. № 243/6/99-00-07-01-01-18/ІПК (далее – ИНК № 243). А для наглядности анализа приведем числовой пример.
Пример
Покупателями магазина 07.10.19 г. были приобретены:
Субъекты хозяйствования (далее – СХ) в случае отсутствия монет мелких номиналов должны округлять общую сумму наличных расчетов за товары (работы, услуги) в чеках РРО (п. 4 постановления Правления НБУ от 15.03.18 г. № 25, далее – Постановление № 25).
Без сдачи! Если покупатель рассчитывается за товар платежной карточкой, вопрос об округлении не возникает. Ведь сдачу покупателю давать не нужно. Также выходом из ситуации является наличие у потребителя специальной карты покупателя, которую стали выдавать многие торговые сети. На такую карту можно перечислять копейки вместо того, чтобы давать сдачу. |
По общим правилам из школьного курса математики (приведены в п. 4 Постановления № 25). Под округлением следует понимать замену последней цифры в числе в сторону увеличения или уменьшения. Так, если сумма чека заканчивается на цифру:
Обязательные реквизиты, которые должен содержать чек РРО, приведены в п. 2 разд. II Положения, утвержденного приказом Минфина от 21.01.16 г. № 13 (далее – Положение № 13). Также п. 5 разд. I Положения № 13 предусмотрено, что чеки РРО могут содержать дополнительные данные о промежуточном подсчете общей суммы по чеку, сумме сдачи и другие данные, в частности информацию, определенную техническими требованиями к РРО.
То есть чек РРО может быть дополнен реквизитами, которые позволят отразить сумму до и после округления. Налоговая в ИНК № 243 рекомендует сделать это следующим образом:
Причем, как отмечает налоговая, в итог расчетных операций Z-отчета и Х-отчета должна попадать сумма из чеков после округления. Поскольку это соответствует п. 15 и 17 Требований, утвержденных постановлением КМУ от 18.02.02 г. № 199.
Можно ли воспользоваться рекомендациями налоговиков? Считаем, что да, так как они не противоречат законодательным нормам. Однако все не так просто и такой порядок формирования Z-отчета может вызвать вопросы при формировании итоговой НН.
В результате округления мы получаем две цены: одна стоит на ценнике, другая получена в результате округления. Какая из них будет базой налогообложения для целей НДС?
Согласно п. 188.1 Налогового кодекса (далее – НК), база налогообложения определяется исходя из договорной стоимости, но не ниже:
Как видим, нормы НК не предусматривают учитывать округления при определении базы обложения НДС. На этом акцентируют внимание и налоговики в своих ИНК, в частности в ИНК № 243.
Но! В состав договорной стоимости включаются любые суммы, которые получает налогоплательщик как компенсацию стоимости товаров. Эта прямая норма п. 188.1 НК дает возможность налоговикам изменить со временем свое мнение. Поэтому без ИНК в свой адрес не стоит применять такой подход. Это первое, почему вариант от налоговиков пока особо не практикуется. |
Есть и второе «но». Это касается заполнения итоговой НН. Напомним, что итоговая НН оформляется при продаже товаров (услуг) в розничной торговле за наличные конечному потребителю (неплательщику НДС), если расчеты проводятся через кассу или РРО либо через банковское учреждение или платежное устройство (непосредственно на текущий счет продавца) (п. 201.4 НК; п. 14 Порядка, утвержденного приказом Минфина от 31.12.15 г. № 1307, далее – Порядок № 1307). Основанием для оформления итоговой НН является Z-отчет (п. 14 Порядка № 1307).
Поскольку, по мнению налоговиков, база обложения НДС определяется без учета округлений, в итоговой НН отражается сумма НДС, определенная исходя из базы обложения НДС без учета округлений (ИНК № 243).
И если придерживаться этого мнения ГНС, тогда выходит, что сумма, указанная в итоговой НН, не будет соответствовать данным Z-отчета, а именно:
Обратите внимание! Как видим, из-за разницы между суммами в Z-отчете и в итоговой НН может возникать как переплата, так и недоплата. И еще не известно, как посмотрят на отрицательную разницу между итоговой НН и Z-отчетом проверяющие. Ведь в ОИР (категория 101.15) в категории действующих и по сей день находится разъяснение о том, что эти суммы должны совпадать. |
Цитируем разъяснение в ОИР: «У разі здійснення постачання товарів/послуг за готівку кінцевому споживачеві (який не є платником податку), із застосуванням при проведенні розрахунків РРО, за щоденними підсумками операцій складається податкова накладна, в якій суми розрахунків за касовими чеками, надрукованими протягом дня, та суми ПДВ за такими розрахунками зазначаються загальною сумою, що відповідає фактичній сумі виторгу та сумі ПДВ, відображеній у Z-звіті».
Получается, разъяснения в ИНК и разъяснения «для всех» – не согласованы.
Как выяснилось, на практике не всегда можно запрограммировать РРО согласно рекомендациям налоговой (не все модификации кассовых аппаратов это позволяют). Поэтому СХ находят разные варианты выхода из сложившейся ситуации.
Согласно п. 4 Постановления № 25, округление не является скидкой или надбавкой, рекламой или стимулированием продажи товаров (работ, услуг) в значении этих терминов, определенных украинским законодательством. Но на практике многие розничные продавцы приняли решение делать только скидку (по сумме равную результату округления в пользу покупателя) при расчетах наличными. И стали показывать в чеках РРО сумму этой скидки. После применения такой скидки прибегать еще и к округлениям уже нет надобности.
Давайте немного подробнее рассмотрим, что является скидкой в понимании Закона от 03.07.96 г. № 270/96-ВР (далее – Закон № 270). Скидкой является временное уменьшение цены товара, который предоставляется покупателям (потребителям) (ст. 1 Закона № 270). Также о предстоящих скидках и распродажах покупателей необходимо оповестить, например путем размещения информации в СМИ, раздачи рекламных буклетов, листовок и т. п. (ч. 5 ст. 8 Закона № 270).
Как видим, предоставление скидки, во-первых, является ограниченным во времени мероприятием, а во-вторых, требует определенных действий от продавца. Так, продавец может, например, в приказе по предприятию указать: «Ввиду отсутствия монет мелких номиналов покупателям товаров будет предоставляться скидка на сумму, равную сумме округления в меньшую сторону, в течение такого-то периода».
Для соблюдения условий, установленных Законом № 270, рекомендуем оповестить покупателей о такой скидке. Например, разместить в магазине (на кассе) объявление. То есть сознательно пойти по сценарию предоставления именно скидки.
Отметим, что в этом случае суммы по Z-отчету и в итоговой НН будут совпадать, поскольку НН составляется с учетом скидки.
Среди торговцев есть и такие, кто применяет и скидку, и надбавку (программируют как дополнительную услугу). В случае, когда происходит изменение цены в большую сторону, разница между ценой товара и суммой, равной сумме округления, отражается в чеке РРО как дополнительная услуга.
В этом случае сумма по Z-отчету и в итоговой НН также будут совпадать, поскольку поставка услуг является объектом обложения НДС.
А вопрос относительно распределения в итоговой НН суммы скидки или надбавки (на один товар или по всем товарам) решен просто. Сумма скидки относится на самую дорогую позицию в чеке. Ведь это может быть максимум 9 коп. (и то – только в случае применения только скидки без надбавки).
Несмотря на стремление налоговиков разрешить проблему копеек, практики в основном не пошли по пути округлений, а заменили их скидками либо скидками и надбавками. По крайней мере пока. Это и понятно: к беспроблемному изъятию из оборота номиналов 1, 2 и 5 коп. страна оказалась не готова – ни нормативно, ни технически...