• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Оборотный капитал: стратегия управления

27.08.2019 5050 1 0

Управленческий учет: бюджетирование, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, прогнозный баланс


Вам кажется, что вы никогда не задумывались над проблемами управления оборотным капиталом? Вы ошибаетесь – косвенно это происходит ежедневно, когда вы принимаете решение относительно объемов закупок запасов, оплаты счетов поставщиков и т. п. А ежедневные решения имеют последствия в долгосрочной перспективе. Эта консультация посвящена стратегиям эффективного управления оборотным капиталом, которые позволяют повысить рентабельность предприятия.


Понятие оборотного капитала

Под оборотным капиталом бухгалтер, как правило, понимает чистый оборотный капитал, который является разницей между текущими активами и текущими обязательствами. То есть на языке финансовой отчетности это разница между показателями строки 1195 и строки 1695 формы № 1 «Баланс» (Отчет о финансовом соотношении). Чистый оборотный капитал показывает способность предприятия гасить свои текущие обязательства за счет текущих активов, а следовательно, является индикатором текущей ликвидности предприятия.

Баланс между текущими активами и текущими обязательствами постоянно нарушается в процессе работы предприятия – и это закономерный процесс. Но деятельность финансового руководителя должна быть направлена не на поддержку такого баланса, а на поддержку необходимого предприятию объема оборотных активов. Поэтому финансовые руководители оперируют понятием брутто-оборотного капитала, который состоит из текущих активов предприятия.

Таким образом, говоря в консультации об оборотном капитале, мы будем иметь в виду именно брутто-оборотный.

Классификация оборотного капитала

Оборотный капитал классифицируют:

  • по статьям – денежные средства, дебиторская задолженность, запасы товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
  • по времени – фиксированный и временный.

Названия статей говорят сами за себя, а вот на классификации по времени остановимся более обстоятельно.

Фиксированный оборотный капитал – это такая сумма оборотных активов, которая необходима для обеспечения минимальных долгосрочных потребностей предприятия.

Фиксированный оборотный капитал имеет общие черты с основным капиталом предприятия:

  • финансирование такого оборотного капитала может носить долгосрочный характер, хотя активы и являются оборотными (например, финансирование закупок крупных оптовых партий импортного товара, который невыгодно или невозможно покупать более мелкими партиями);
  • в развивающейся компании потребность в росте фиксированного капитала растет параллельно с ростом основного капитала.

Но в отличие от основного капитала фиксированный оборотный капитал все же остается переменной величиной (недаром же он «оборотный»!). То есть фиксированный оборотный капитал является почти постоянной величиной инвестирования в оборотные активы, отдельные статьи которого находятся в постоянном движении.

Временный оборотный капитал – текущие активы, потребность в которых возникает временно или является сезонно-зависимой. Например, расходы на электроэнергию в зимний период могут возрастать до 40 % по сравнению с летним. При этом с поставщиками, как и летом, необходимо рассчитываться на условиях предоплаты. То есть возникает необходимость во временном оборотном капитале по статье «Денежные средства».

Такая классификация оборотного капитала необходима для принятия решения относительно его краткосрочного или долгосрочного финансирования. Понятно, что временный оборотный капитал выгоднее финансировать за счет краткосрочных источников.

Значение управления оборотным капиталом

Управление оборотным капиталом имеет большое значение для любого предприятия независимо от масштабов и видов деятельности. Ведь текущие активы предприятия могут составлять более чем 50 % его суммарных активов (для предприятий оптовой торговли такое значение может достигать 80 %).

Проблема заключается в том, что, с одной стороны, большой объем оборотных активов может свидетельствовать о нерациональном использовании инвестированного капитала (как собственного, так и привлеченного), а с другой стороны – предприятия с малым объемом текущих активов могут ощущать дефицит ресурсов для обеспечения бесперебойной работы.

Таким образом, задача финансового руководителя – найти оптимальный размер брутто-оборотного капитала и поддерживать его на этом уровне.

Но для поддержания оптимального размера оборотного капитала необходимо найти источники финансирования. Для малых предприятий главным источником внешнего финансирования является отсрочка уплаты текущих обязательств. Хотя и для средних или крупных предприятий получение кредита в современных условиях тоже достаточно проблематично.

Поэтому для поддержания оборотных активов на надлежащем уровне финансовое руководство пытается заключать договоры на поставку ТМЦ с теми поставщиками, которые предоставляют предприятию отсрочку по оплате. Иногда закупка товаров (услуг) по более высоким ценам, но с отсрочкой платежа, выгоднее, чем закупка по низким ценами, но на условиях предоплаты.

Нужно сказать, что, в отличие от решений о приобретении необоротных активов, выплате дивидендов или привлечении внешнего финансирования, вопросы по управлению оборотным капиталом решаются ежедневно. Эти вопросы невозможно отложить на некоторое время для более глубокого изучения. Оборотным капиталом финансовый руководитель управляет ежедневно, а поэтому этот процесс занимает значительную часть его рабочего времени.

Кроме того, вопросы управления оборотным капиталом приобретают особое значение еще и потому, что такие решения непосредственно влияют на рентабельность предприятия и на риск, возникающий во время осуществления деятельности предприятием.

Риск и рентабельность – единство противоположностей

В процессе управления оборотным капиталом необходимо найти:

  • оптимальный уровень инвестиций в оборотные активы;
  • оптимальное соотношение источников краткосрочного и долгосрочного финансирования для поддержания такого уровня инвестиций в оборотные активы.

Снижение доли оборотных активов, при том что обеспечивается надлежащий уровень продаж, ведет к увеличению доходности использования суммарных активов предприятия. И, как правило, чем выше процент краткосрочной задолженности предприятия в общей сумме его задолженности, тем выше рентабельность. Ведь несмотря на то что ставки по краткосрочным кредитам банков, как правило, выше, чем ставки по долгосрочным, такие кредиты погашаются, как только в них отпадает потребность.

Но поддержание низкого уровня текущих активов и высокого уровня текущих обязательств ведет к низкому, а в некоторых случаях даже отрицательному значению чистого оборотного капитала.

Таким образом, повышение рентабельности приводит к повышению риска, который заключается в том, что предприятие может не удержать оборотный капитал на уровне, обеспечивающем:

  • своевременное погашение текущих обязательств;
  • надлежащий уровень объема продаж (например, товар закончился, а новую партию поставщики отказываются поставлять вам с отсрочкой платежа из-за нарушения графиков его оплаты в прошлых периодах).

Отсюда делаем вывод: для эффективного управления оборотным капиталом необходимо найти компромисс между рентабельностью и риском.

Определяем оптимальный уровень оборотного капитала

Оптимальным является тот объем оборотных активов, который обеспечит запланированную рентабельность при минимальном риске.

Допустим, что при том размере основного капитала, который имеет предприятие, оно может производить (продавать) максимум 100 000 единиц продукции (товаров) в год. Основной капитал (т. е. необоротные активы) остается почти неизменным. Такое предположение вполне реально, ведь основной капитал является достаточно четко прогнозируемой величиной и зависит от масштабов производства.

Чем выше уровень производства – тем больше текущих активов необходимо иметь предприятию для его обеспечения. Но это соотношение не является линейным – с увеличением объемов производства (продаж) объем оборотных активов растет все медленнее. Это связано с тем, что на начальных этапах производства при его незначительных объемах процент оборотных активов в объеме производства выше, чем при последующем росте производства, когда использование активов становится эффективнее.

Стратегия управления оборотным капиталом, направленная на снижение уровня оборотных активов, является более рискованной, но позволяет достичь более высокого уровня рентабельности. Однако есть предел, ниже которого нельзя опускать уровень оборотных активов. То есть есть предел «бедности» оборотных активов предприятия, за которым предприятие рискует исчезнуть как самостоятельный субъект хозяйствования.

Представим известную формулу рентабельности активов а) в следующем виде:

Ра = Чистая прибыль : Активы = ЧП : (Денежные средства + Дебиторская задолженность + ТМЦ) + Основной капитал.

Из этой формулы даже до ее более подробного представления четко видно: чем меньше активы, тем больше рентабельность. С учетом того что основной капитал – почти неизменная величина, увеличение рентабельности происходит из-за снижения уровня именно оборотных активов.

В свою очередь, снижение уровня оборотных активов может произойти из-за снижения объема следующих показателей:

  • денежных средств (недостаток – растет вероятность того, что предприятие не сможет выполнять вовремя свои финансовые обязательства);
  • дебиторской задолженности (недостаток – жесткая кредитная политика предприятия может оттолкнуть даже постоянных клиентов, не говоря уже о привлечении новых);
  • запасов ТМЦ (недостаток – могут быть сорваны сроки поставок, что неминуемо приведет к сокращению объема продаж и даже к потере части клиентов, деятельность которых требует соблюдения четких сроков поставок).

Таким образом, увеличение рентабельности неминуемо приведет к увеличению рисков. Отсюда вытекают два основных финансовых принципа.

Принцип первый. Рентабельность изменяется обратно пропорционально ликвидности. Рост ликвидности, как правило, приводит к снижению рентабельности.

Принцип второй. Рентабельность изменяется в едином направлении с риском. То есть, увеличивая рентабельность, вы неминуемо повышаете рискованность своего дела.

Таким образом, оптимальный уровень каждой составляющей оборотных активов (денежных средств, дебиторской задолженности и запасов ТМЦ) будет определяться финансовым руководством путем выбора между двумя альтернативами: или повышение рентабельности, или снижение риска.

В заключение добавим, что все вышеизложенное является общими принципами, которые позволят понять практические методы расчета оптимального уровня оборотных активов. А эти методы сводятся к поиску компромисса между риском и рентабельностью.

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы