Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Должен ли арендодатель источника загрязнения представлять декларацию по эконалогу

23.04.2019 1777 0 0

Данная статья будет интересна всем налогоплательщикам, предоставляющим в аренду источники загрязнения, поскольку в ней рассмотрена правовая позиция Верховного Суда (далее – ВСУ).


Плательщики эконалога

В соответствии со ст. 240 Налогового кодекса (далее – НК) плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, юрлица, не осуществляющие хозяйственной деятельности, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны: производятся выбросы, сбросы в водные объекты загрязняющих веществ; размещаются отходы; образуются радиоактивные отходы; временно (это касается производителей) хранятся сверх установленного особыми условиями лицензии срока радиоактивные отходы.

А в пп. 14.1.57 НК определено, что экологический налог – это общегосударственный обязательный платеж, взимаемый с фактических объемов выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, размещения отходов, фактического объема радиоактивных отходов, которые временно хранятся их производителями, фактического объема образованных радиоактивных отходов и с фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 года.

Таким образом, если налогоплательщик предоставил в аренду источник загрязнения (в частности, АЗС, производственную базу и т. п.), то он не является плательщиком экологического налога на момент аренды такого объекта, и поэтому начислять и платить такой налог не нужно.

Кто подает экодекларацию

Порядок представления налоговой отчетности и уплаты эконалога установлен в ст. 250 НК. Согласно п. 250.1 НК отчетный период равен календарному кварталу. Налогоплательщики составляют налоговые декларации и подают их в течение 40 календарных дней (далее – к. д.), следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в контролирующие органы и платят налог в течение 10 к. д., следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации.

Можно было бы допустить, что если арендодатель не осуществляет фактических выбросов/сбросов отходов, то он не должен представлять декларацию.

Однако специальной нормой п. 250.9 НК предусмотрено следующее. Если налогоплательщик с начала отчетного года не планирует осуществления выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, образования радиоактивных отходов в течение отчетного года, то он должен уведомить об этом соответствующий контролирующий орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В противном случае он обязан представлять налоговые декларации согласно ст. 250 НК.

Поскольку законодательством четко не определены конкретные сроки подачи заявления, а в указанной выше норме НК сказано «отчетного», а не «следующего отчетного» года, то логично допустить, что такое заявление можно подать в течение I квартала, но не позднее 10 мая (т. е. в течение 40 к. д. за отчетным кварталом).

В то же время ВСУ было принято постановление от 02.04.19 г. по делу № 810/1720/16 (№ К/9901/24844/18), где были исследованы обстоятельства дела, когда арендодатель предоставил в аренду стационарный источник загрязнения, имел соответствующее разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не подал заявления в орган ГФС и в то же время не представлял декларации по экологическому налогу. Орган ГФС по этому делу применил к арендодателю-истцу штрафную санкцию по п. 120.1 НК, то есть за непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации, обязанность представления которой в контролирующий орган предусмотрена НК.

В указанном постановлении ВСУ пришел к выводу, что «…передача стационарного источника загрязнения в пользование другому лицу при наличии у истца разрешения на выбросы не исключает последнего из круга субъектов, обязанность по представлению деклараций…».

Таким образом, ВСУ утверждает, что арендодатель должен был подать в органу ГФС заявление или представлять налоговую декларацию по экологическому налогу с нулевыми показателями (с прочерками), а перечислять в бюджет налог должен был арендатор.

Объект предоставлен в аренду в середине года: каковы действия?

Если источник загрязнения передан в аренду не с первого числа отчетного года, то арендодателю нужно будет представить соответствующую квартальную декларацию за месяцы, в которых были осуществлены такие выбросы.

Например, если объект использовался владельцем самостоятельно в январе – феврале, а передан в аренду с марта, то нужно подать налоговую декларацию по эконалогу за I квартал с отражением в ней фактических данных. А за II-IV кварталы нужно подавать декларацию с прочерками.

Вывод

Арендодатель не должен платить в бюджет экологический налог за период передачи источника загрязнения в аренду.

Но он должен представлять квартальную декларацию с прочерками в случае:

  • неподачи им в орган ГФС заявления о том, что он не будет использовать такой объект в отчетном году (см. образец);
  • если пользователь объекта сменился не с первого числа отчетного года.

Образец заявления:

ЕкоЗаява.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы