Виталий Хомутынник: «Из Госбюджета исключили все налоговые нормы»
21.02.2014 649 0 1
При принятии Госбюджета–2014 парламентское большинство прибегло к непопулярным шагам и на целый год отсрочило запланированное снижение налогов. Учитывая, что главный финансовый документ родился задним числом, в январе страна жила по прошлогодним показателям (в первый месяц 2014 использовалась 1/12 бюджета предыдущего года). Об этом сообщил председатель профильного парламентского комитета Виталий Хомутынник.
Виталий Юрьевич Хомутынник – депутат Верховной Рады Украины VII созыва. 21 февраля 2014 года вышел из рядов Партии регионов. Один из создателей депутатской группы «Экономическое развитие».
Родился 4 августа 1976 года в Донецкой области. Окончил Донецкую государственную академию управления и Национальную юридическую академию Украины им. Ярослава Мудрого.
В 1993 году основал собственный бизнес (создал частное предприятие «Каскад»).
С 2002 года – народный депутат Украины. Возглавляет Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики.
Дважды награжден орденом «За заслуги» (II и III степеней). Заслуженный экономист Украины.
Интересы: гонки, теннис, охота.
– Виталий Юрьевич, в прошлом году достаточно много законопроектов, которые Вы разрабатывали, стали законами. В чем секрет Вашего успеха?
– В прошлом году Комитет налоговой и таможенной политики подготовил 43 законопроекта, 16 из них стали законами. Но никакого секрета успеха здесь нет. Это текущая работа. Налоговый и Таможенный кодексы – два больших закона, которые нуждаются в усовершенствовании с учетом практики их применения. Поэтому мы просто реагируем на потребности времени.
– Да, но сегодня Налоговый кодекс напоминает ящик Пандоры: чем чаще его открывают, тем больше возникает идей относительно внесения новых изменений и предложений. А как же быть с принципом стабильности налогового законодательства? Получается, налогоплательщикам покой только снится?
– Я также категорически против подобного подхода. Изменения в Налоговый кодекс нужно вносить комплексно и не часто. Сегодня мы работаем именно таким образом, в частности с законопроектами, которые в прошлом году подготовил наш Комитет.
– Расскажите, пожалуйста, какие налоговые нормы затрагивает Госбюджет–2014?
– В последние годы вместе с принятием закона о государственном бюджете мы меняли все что угодно. В этом году из Госбюджета исключили все налоговые нормы. Я считаю, что это плюс.
– А как быть с минусом? Главный финансовый документ страны принят с опозданием почти на месяц. Такой подход практикуется уже не впервые. Что делать налогоплательщикам, учитывая привязку минимальной зарплаты и прожиточного минимума к Госбюджету? Ведь на этих показателях базируются некоторые нормы Налогового кодекса (по состоянию на 1 января).
– Этот вопрос следовало бы адресовать Комитету по бюджетной политике, но я объясню. Если бюджет принимают задним числом, то страна живет по смете прошлого года: на каждый месяц используется 1/12 бюджета предыдущего года. Но задержка с принятием бюджета на 2014 год не повлияет на уровень минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Последний раз эти параметры менялись 1 декабря 2013 года, в январе они остались на том же уровне.
– Насколько реалистичен новый Госбюджет? В каких статьях наполнения доходной части могут возникнуть проблемы?
– Для обеспечения доходной части Госбюджета–2014 еще в конце декабря прошлого года был принят законопроект № 3757 (речь идет о Законе Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставок отдельных налогов» от 19.12.2013 № 713-VII. – В. К.). Указанным документом урегулирован вопрос уменьшения ставок НДС и налога на прибыль, повышен ряд акцизов и введены другие новации. Всего в государственную казну добавлено 35 млрд гривень. Конечно, нам пришлось пойти на непопулярные шаги, в частности на год отсрочить запланированное снижение налогов. В целом Госбюджет получился хотя и сложным, но сбалансированным.
– Два года назад Вы заявляли о необходимости пойти по пути сокращения налоговых льгот, чтобы «расширить базу и за счет этого снизить налоговую нагрузку». Однако льготы до сих пор используются как инструмент лоббизма интересов отдельных лиц. Почему так происходит?
– Как и раньше, я считаю, что в Украине необходимо провести анализ целесообразности и обоснованности налоговых льгот. Понятно, что их нужно вводить для незащищенных слоев населения. А остальные льготы требуют изучения с точки зрения их эффективности. И не только в отношении потерь для госбюджета.
– Комитет налоговой и таможенной политики тесно сотрудничает с Министерством доходов и сборов. Как Вы оцениваете его деятельность?
– Есть несколько важных показателей, по которым можно оценить деятельность этого министерства. Во-первых, по результатам рейтинга Doing Business (Ведение бизнеса. – В. К.), в котором зафиксированы некоторые достижения в администрировании налогов. Во-вторых, по налоговым и таможенным индексам Европейской бизнес ассоциации, которые определяются по результатам бизнес-опросов. По последним данным, налоговый индекс в настоящее время составляет 2,3 балла из 5 возможных.
– Начиная с 2011 года в Украине снижаются ставки основных налогов и уменьшается их количество (с 42 до 23). Миндоходов планирует уменьшить количество налогов до шести. Не приведет ли это к возникновению новых сборов вне юрисдикции Налогового кодекса, как это произошло после введения судебного сбора?
– Сокращать количество налогов можно только тогда, когда это не разбалансирует доходную часть госбюджета. Мы изучаем положительный опыт других стран по этому вопросу. Речь идет о реальной инициативе, которая облегчит администрирование налогов для бизнеса, а не об их искусственном уменьшении, когда налоги просто объединяют.
– С какими жалобами в Ваш Комитет чаще всего обращаются представители бизнеса?
– В основном мы получаем жалобы о незаконных действиях должностных лиц Министерства доходов и сборов. Комитет не уполномочен рассматривать такие вопросы, поэтому мы направляем их в министерство. Там обычно реагируют и привлекают инспекторов к ответственности за незаконные поступки.
– Какие задачи профильного комитета Верховной Рады, по Вашему мнению, являются приоритетными?
– Задач несколько. Это и сотрудничество с правительством по усовершенствованию налогового и таможенного законодательства, и постоянная работа для поиска оптимального сотрудничества между бизнесом и властью. Мы делаем все возможное для обеспечения стабильного наполнения государственного бюджета.
Беседовал Валентин Ковальский
Комментарии к материалу