Инвентаризация нематериальных активов, как любой бизнес-процесс, состоит из этапов: проверки фактического наличия объектов нематериальных активов, их состояния и т. д. Из статьи вы узнаете, как действовать членам инвентаризационной комиссии, материально ответственному лицу, бухгалтерии предприятия на каждом этапе.
Активы, относящиеся к нематериальным активам (далее – НА), приведены в п. 5 НП(С)БУ 8 (см. табл. 1).
№ |
Определяющие признаки |
Характеристика |
1 |
2 |
3 |
1 |
Объект инвентаризации |
Нематериальный актив. Объект НА – немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован. НП(С)БУ 8 выделяет следующие группы НА: – права пользования природными ресурсами; – права пользования имуществом (в т. ч. и земельным участком); – права на коммерческие обозначения, кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти; – права на объекты промышленной собственности, кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти; – авторское право и смежные с ним права, кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти; – прочие НА (право на осуществление деятельности и др.) |
2 |
Срок полезного использования |
При определении срока полезного использования объекта НА следует учитывать: – срок полезного использования подобных активов; – предусматриваемый моральный износ (например, для быстро устаревающих НА устанавливается более короткий срок полезного использования); – правовые или другие подобные ограничения по сроку полезного использования; – ожидаемый способ использования НА; – зависимость срока полезного использования НА от срока полезного использования прочих активов предприятия. Также для начисления амортизации в бухучете предприятие может применять сроки полезного использования, установленные пп. 138.3.4 Налогового кодекса (далее – НК). Обратите внимание! НА с неопределенным сроком полезного использования амортизации не подлежат |
3 |
Условия признания активом |
Чтобы объект был признан НА, должны соблюдаться следующие условия: – объект не имеет материальной формы; – объект может быть идентифицирован; – от использования объекта ожидается получение экономической выгоды; – стоимость объекта можно достоверно определить. Не могут быть признаны НА расходы: – на исследование; – подготовку и переподготовку кадров; – рекламу и продвижение продукции на рынке; – создание, реорганизацию и перемещение предприятия или его части; – повышение деловой репутации предприятия, стоимость изданий и затраты на создание торговых марок (товарных знаков). Эти расходы отражаются в отчетном периоде, в котором были осуществлены |
Инвентаризацию проводит специально созданная на предприятии инвентаризационная комиссия в присутствии материально ответственного лица (см. табл.2).
Что надо сделать |
Ответственный |
1 |
2 |
Подготовительный этап |
|
Проверить (пп. 1.1 разд. III Положения, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879, далее – Положение № 879): – наличие и состояние технических паспортов, другой техдокументации; – наличие документов на НА, которые переданы или взяты предприятием в аренду, на хранение, во временное пользование. К таковым относятся акты приемки-передачи, договоры аренды, инвентарные карточки на объекты. Если выявлены расхождения и неточности в бухучете или техдокументации, вносят соответствующие исправления и уточнения |
Бухгалтерия, структурные подразделения предприятия, в которых хранится техдокументация на НА |
Проверить наличие и правильность оформления регистров аналитического учета, в частности типовых форм*: – № НА-1 «Акт введения в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» – № НА-2 «Инвентарная карточка учета объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов»; – № НА-3 «Акт выбытия (ликвидации) объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» |
Бухгалтерия |
Инвентаризация нематериальных активов |
|
Оформить в письменном виде расписки, которые подтверждают: – сдачу в бухгалтерию всех приходных и расходных документов на объекты НА; – оприходование принятых НА; – списание выбывших НА |
Материально ответственное лицо, инвентаризационные комиссии |
Установить фактическое наличие НА и оценить: – пригодность НА к эксплуатации (условия эксплуатации, техническое состояние); – реальность стоимости |
Инвентаризационная комиссия в присутствии материально ответственного лица |
Заполнить инвентаризационную опись |
|
Подведение итогов |
|
Проверить описи и проставить количественные и ценовые показатели по данным бухгалтерского учета |
Бухгалтерия |
Задокументировать результаты инвентаризации: – при выявлении недостач или излишков составить сличительную ведомость результатов инвентаризации НА |
|
– оформить протокол заседания инвентаризационной комиссии |
Инвентаризационная комиссия |
Утвердить протокол |
Руководитель предприятия |
На основании сличительной ведомости и протокола заседания инвентаризационной комиссии отразить инвентаризационные разницы в учете предприятия |
Бухгалтерия |
* Типовые формы учета НА утверждены приказом Минфина 22.11.2004 № 732 (далее – Приказ № 732) и являются действующими. Но предприятие может применять и самостоятельно разработанные формы. |
В ходе проведения инвентаризации составляются:
Важно: инвентаризационные документы оформляются не менее чем в двух экземплярах с соблюдением требований, установленных Положением, утвержденным приказом Минфина от 24.05.1995 № 88, для первичных документов (п. 14, 21 разд. II Положения № 879). |
Документы инвентаризации могут быть заполнены как от руки, так и с помощью электронных средств обработки информации.
При заполнении инвентаризационных описей необходимо соблюдать требования, установленные п. 1 разд. III Положения № 879:
Рассмотрим документальное оформление результатов инвентаризации НА на числовых примерах.
Пример 1
На предприятии по состоянию на 01.11.2025 проведена инвентаризация НА, в частности компьютерной программы складского учета «Склад-2». Первоначальная стоимость программы – 25 000 грн, сумма амортизации – 2 083 грн.
По итогам инвентаризации составлена инвентаризационная опись типовой формы № НА-4 (см. образец 1).
<...> Інвентаризаційний опис об'єктів права інтелектуальної власності Розписка До початку проведення інвентаризації всі прибуткові та видаткові документи на об'єкти права інтелектуальної власності передані бухгалтерській службі і всі об'єкти права інтелектуальної власності, одержані мною для використання і зберігання, оприбутковані, а ті, що вибули (ліквідовані), списані.
Комісія, яка створена на підставі наказу (розпорядження) від «03» січня 2025 р. № 3, перевірила наявність об'єктів права інтелектуальної власності станом на«31» жовтня 2025 р. Інвентаризація розпочата: «06» листопада 2025 р. Інвентаризація закінчена: «06» листопада 2025 р. При інвентаризації встановлено:
Всі об'єкти права інтелектуальної власності в інвентаризаційному описі № 7 комісією перевірені в моїй присутності та внесені в опис, у зв'язку з чим претензій до інвентаризаційної комісії не маю. Об'єкти права інтелектуальної власності, перераховані в описі, знаходяться на моєму відповідальному зберіганні.
|
Пример 2
В ходе инвентаризации, проведенной на предприятии по состоянию на 01.11.2025, было выявлено, что:
Пример заполнения Сличительной ведомости по типовой форме, утвержденной Приказом № 572, см. в образце 2.
Звіряльна відомість результатів інвентаризації необоротних активів «10» листопада 2025 р. На підставі розпорядчого документа від «31» жовтня 2025 р. № 35/І проведено інвентаризацію фактичної наявності необоротних активів, за результатами якої встановлено:
<...>
|
Рассмотрим в табл. 3, как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете результаты инвентаризации НА.
Отражение в учете излишков |
Отражение в учете недостач |
1 |
2 |
В бухучете излишки НА отражаются аналогично отражению излишков объектов основных средств в зависимости от причины их возникновения. Так, если на излишки НА, обнаруженные в ходе инвентаризации: – есть документы, подтверждающие их получение, такие активы зачисляются на баланс проводками Дт 154 – Кт 63 (если она не была сделана в момент получения НА) и Дт 12 – Кт 154. Первоначальная стоимость НА определяется в соответствии с НП(С)БУ 8; – нет документов, подтверждающих право собственности предприятия на такие активы, тогда в учете делается запись Дт 12 – Кт 746 (п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 16.11.2009 № 1327, далее – Методрекомендации № 1327). Если же определить стоимость НА на активном рынке затруднительно, тогда можно воспользоваться услугами профессионального оценщика. Отметим, что если по результатам инвентаризации приходуются НА, созданные за счет целевого финансирования или принадлежащие государству, то в учете делается запись Дт 12 – Кт 69 (п. 7.4 Методрекомендаций № 1327). Если на основании имеющихся подтверждающих документов можно определить дату получения НА, тогда доначисление амортизации отражается так: – за предыдущий отчетный период: Дт 44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)» – Кт 133. В случае бесплатного получения НА начисление амортизации отражается дополнительной записью Дт 424 «Бесплатно полученные необоротные активы» – Кт 44; – за текущий отчетный период: Дт 91–94 (в зависимости от направления использования НА) – Кт 133. Если НА получен бесплатно, при начислении амортизации делается дополнительная запись Дт 424 – Кт 745 «Доход от бесплатно полученных активов». Отражение в учете по налогу на прибыль и НДС осуществляется таким же образом, как и при учете излишков основных средств |
Если в ходе инвентаризации НА выявлены недостачи, объект НА подлежит списанию следующими проводками: Дт 976 «Списание необоротных активов» – Кт 12 «Нематериальные активы» (в сумме остаточной стоимости); Дт 133 – Кт 12 в сумме начисленной амортизации. В учете по налогу на прибыль налогоплательщики, которые осуществляют корректировку финрезультата, в случае списания отсутствующего объекта НА должны откорректировать финрезультат до налогообложения согласно п. 138.1, 138.2 НК. Оприходование неучтенных НА, выявленных в результате инвентаризации, ведется по правилам бухучета. Так как ликвидируемый НА больше не используется в хозяйственной деятельности плательщика, начисляются налоговые обязательства по НДС исходя из остаточной стоимости НА на начало отчетного периода, в котором осуществляется его списание (п. 189.1, 198.5 НК). Имейте в виду! Налоговые обязательства согласно п. 198.5 НК при ликвидации НА начисляются, только если при приобретении такого НА суммы НДС подлежали включению в состав налогового кредита покупателя. Если НА приобретался, например, у неплательщика НДС или нет налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН, т. е. нет оснований для отражения налогового кредита, тогда налоговые обязательства согласно п. 198.5 НК при ликвидации такого НА не начисляются |