п/п

Определяющие

признаки

Характеристика

1

2

3

1

Объект инвентаризации

Нематериальный актив.

Объект НА – немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован.

НП(С)БУ 8 выделяет следующие группы НА:

– права пользования природными ресурсами;

– права пользования имуществом (в т. ч. и земельным участком);

– права на коммерческие обозначения, кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти;

– права на объекты промышленной собственности, кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти;

– авторское право и смежные с ним права, кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти;

– прочие НА (право на осуществление деятельности и др.)

2

Срок полезного использования

При определении срока полезного использования объекта НА следует учитывать:

– срок полезного использования подобных активов;

– предусматриваемый моральный износ (например, для быстро устаревающих НА устанавливается более короткий срок полезного использования);

– правовые или другие подобные ограничения по сроку полезного использования;

– ожидаемый способ использования НА;

– зависимость срока полезного использования НА от срока полезного использования прочих активов предприятия.

Также для начисления амортизации в бухучете предприятие может применять сроки полезного использования, установленные пп. 138.3.4 Налогового кодекса (далее – НК).

Обратите внимание! НА с неопределенным сроком полезного использования амортизации не подлежат

3

Условия признания активом

Чтобы объект был признан НА, должны соблюдаться следующие условия:

– объект не имеет материальной формы;

– объект может быть идентифицирован;

– от использования объекта ожидается получение экономической выгоды;

– стоимость объекта можно достоверно определить.

Не могут быть признаны НА расходы:

– на исследование;

– подготовку и переподготовку кадров;

– рекламу и продвижение продукции на рынке;

– создание, реорганизацию и перемещение предприятия или его части;

– повышение деловой репутации предприятия, стоимость изданий и затраты на создание торговых марок (товарных знаков).

Эти расходы отражаются в отчетном периоде, в котором были осуществлены