Название предприятие изменено: правомерен ли отказ во внесении сведений в Госземкадастр?
18.07.2017 854 0 1
Акционерное общество (далее – АО) заключило договор аренды земельного участка еще в 2010 году. Впоследствии АО было преобразовано в другое хозяйственное общество – ООО, и, как следствие, изменились его название и организационно-правовая форма. В начале мая 2017 года сельсовет утвердил техническую документацию по нормативной денежной оценке (далее – НДО) этого земельного участка. Будет ли преобразование общества основанием для отказа во внесении в Государственный земельный кадастр (далее – ГЗК) сведений об НДО участка?
Нет, не будет. Поясним наш ответ подробнее. И прежде всего напомним, для чего нужно вносить такие сведения в ГЗК.
ГЗК содержит данные о землях, расположенных в пределах Украины, их целевом назначении, ограничении в использовании, а также о количественной и качественной характеристике земель, их оценке, распределении земель между собственниками и пользователями (ст. 1 Закона от 07.07.11 г. № 3613-VI «О Государственном земельном кадастре», далее – Закон № 3613).
Ведут ГЗК Госгеокадастр и его территориальные органы. А уже вносят сведения в него и предоставляют данные государственные кадастровые регистраторы, которые работают в органе Госгеокадастра (ст. 9 Закона № 3613).
В сведения о земельном участке, которые включаются в ГЗК согласно ст. 15 Закона № 3613, входят, в частности, данные о его НДО и документация по оценке земель. Поэтому в случае возникновения новых или изменения старых данных об участке они обязательно включаются в ГЗК в общем порядке (ст. 20 Закона № 3613).
Согласно ст. 32 Закона № 3613 сведения вносятся в ГЗК по результатам рассмотрения кадастровым регистратором заявления о таком внесении по форме, утвержденной постановлением КМУ от 17.10.12 г. № 1051. К заявлению прилагается решение сельсовета об утверждении документации по землеустройству, которая подается через Центр предоставления административных услуг вместе с электронным документом, содержащим информацию о результатах работ по землеустройству и оценке земель.
Внесение сведений или предоставление мотивированного отказа в таком внесении осуществляется в срок, не превышающий 14 рабочих дней со дня получения документации. Основанием для отказа может быть (ч. 3 ст. 32 Закона № 3613):
- представление документов не в полном объеме;
- несоответствие поданных документов требованиям законодательства.
Ранее при выявлении во время рассмотрения документов изменений в организационно-правовой форме или названии предприятия кадастровые регистраторы отказывали во внесении изменений, ссылаясь именно на «несоответствие поданных документов требованиям законодательства». Но изменение организационно-правовой формы никоим образом не влияет на реализацию законных прав собственника или пользователя земельного участка. Причиной такого отказа могла быть или неосведомленность специалиста, или желание получить взятку.
Но в настоящий момент эта проблема решена: Законом от 23.03.17 г. № 1983-VIII (вступил в силу с 04.06.17 г.) внесены изменения в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения уровня корпоративного управления в АО. Так, ст. 32 Закона № 3613 дополнена пунктом, согласно которому изменение наименования АО в связи с изменением типа АО или преобразованием АО в другое хозобщество не является основанием для отказа во внесении сведений в ГЗК. Это касается также госрегистрации земельного участка, внесения изменений в Поземельную книгу, регистрации ограничения в использовании земель и предоставления сведений из ГЗК (ст. 24, 26, 28, 38 Закона № 3613). Поэтому теперь отказывать по этим основаниям прямо запрещено.
Обратите внимание: Заключительными и переходными положениями Закона № 1983 определено, что изменение наименования юрлица из-за изменения типа АО или преобразования АО в другое хозобщество не является основанием для переоформления документов и/или внесения изменений:
- в документы, удостоверяющие права такого юрлица на владение, пользование, распоряжение имуществом (свидетельства о регистрации транспортных средств, свидетельства о регистрации технологических транспортных средств и т. п.);
- другие документы, которые согласно законодательству не являются разрешительными, но должны быть у юрлица, и в которых указывается наименование юрлица, которому они выданы и/или которым созданы, и/или для которого утверждены (согласованы) органами государственной власти, органами местного самоуправления и/или уполномоченными учреждениями/организациями (проектная документация на строительство, исходные данные (градостроительные условия и ограничения; технические условия; задание на проектирование), технологические инструкции, технологии, проекты зон санитарной охраны, зоны санитарной охраны, паспорта, свидетельства, декларации, акты, аттестаты, протоколы, удостоверения, лимиты, заключения, нормы, нормативы, отчеты, планы, журналы, справки, дневники, талоны, установки, программы, графики, уведомления, схемы, книги учета, правила, проекты, карты, карточки, регистрационные карточки, программы, регламенты, согласования, методики, инструкции и т. п.).
Комментарии к материалу