Для кого эта статья: для собственников и пользователей земельных участков.
Из этой статьи вы узнаете: кто такой инспектор Госгеокадастра, какими полномочиями он наделен, какими могут быть последствия проверки и какая ответственность установлена за нарушение земельного законодательства.
С 10 марта 2017 года вступила в силу Инструкция по оформлению государственными инспекторами в сфере государственного контроля за использованием и охраной земель и соблюдением требований законодательства Украины об охране земель материалов об административных правонарушениях, утвержденная приказом Минагрополитики от 19.01.17 г. № 6 (далее – Инструкция № 6).
Кто же такие эти государственные инспекторы, какие полномочия имеют и чем чревато нарушение земельного законодательства, рассмотрим в этой консультации.
Постановлением КМУ от 22.07.16 г. № 482 в Положение о Государственной службе Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра, утвержденное постановлением КМУ от 14.01.15 г. № 15 (далее – Положение № 15, ГГК), были внесены изменения, которыми ГГК наделен полномочиями по осуществлению государственного надзора (контроля) в АПК в части соблюдения земельного законодательства, использования и охраны земель всех категорий и форм собственности (пп. 251–2510 п. 4).
Согласно постановлению КМУ от 31.08.16 г. № 581 территориальные органы ГГК и Госземагентства ликвидированы, а все управления в районах, городах стали структурными подразделениями соответствующих Главных управлений (далее – ГУ) ГГК. То есть отныне территориально юридическими лицами публичного права остались только ГУ, а в их состав вошли районные, городские, горрайонные отделы и управления.
В структурах ГУ предусмотрены штатные единицы государственных инспекторов, которые будут осуществлять указанные мероприятия контроля. Полномочия Госинспектора оформляются соответствующим приказом.
Кроме того, распоряжением КМУ от 30.11.16 г. № 910-р функции и полномочия Государственной инспекции сельского хозяйства по осуществлению государственного надзора (контроля) в АПК в части соблюдения земельного законодательства, использования и охраны земель всех категорий и форм собственности также возложены на ГГК.
Полномочия ГГК относительно государственного надзора (контроля) за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель всех категорий и форм собственности установлены п. 4 Положения № 15.
В частности, ГГК осуществляет государственный контроль:
Госинспекторы имеют право (ст. 10 Закона от 19.06.03 г. № 963-IV):
Госинспекторы могут иметь и другие полномочия в соответствии с законом.
Решения о проведении проверок принимаются в форме приказа ГГК или ГУ области за подписью руководителя, а в случае его отсутствия – должностного лица, исполняющего его обязанности.
Проекты приказов готовятся и подаются структурными подразделениями по поручению руководителя учреждения или по собственной инициативе (Типовая инструкция по делопроизводству в центральных органах исполнительной власти, Совете министров АР Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденная постановлением КМУ от 30.11.11 г. № 1242).
Для проведения проверки государственному инспектору сначала нужно найти необходимые основания и изложить их в письменной форме. При наличии подписанного и зарегистрированного приказа инспектор имеет право осуществлять проверку.
Предельные сроки проведения проверки не установлены. Дело рассматривается в течение 15 дней со дня выявления правонарушения (п. 2 разд. 3 Инструкции № 6).
По делам об админправонарушениях протоколы могут составлять уполномоченные на это приказом должностные лица центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере надзора (контроля) в АПК, то есть ГГК (ст. 255 КУоАП). Поэтому при появлении инспектора необходимо ознакомиться с приказом о его полномочиях, его служебным удостоверением, приказом о проведении проверки.
В случае выявления нарушения, за которое предусмотрена административная ответственность, госинспектор составляет протокол по образцу, установленному Инструкцией № 6.
В ст. 244 КУоАП определены лица, которые имеют право рассматривать дела об админправонарушениях и налагать админвзыскания от имени ГГК. Однако эта статья не приведена в соответствие с законодательством (на сегодня там указаны госинспекторы сельского хозяйства, которых уже нет), поэтому руководствоваться ею не совсем целесообразно, но и не учитывать ее нельзя.
В случае возникновения спора решение госинспектора можно обжаловать, ссылаясь на то, что он не наделен полномочиями рассматривать дело.
Если по результатам проверки выявлено нарушение, согласно КУоАП инспектор может наложить штрафы в размере:
Невыполнение законных требований инспекторов относительно устранения нарушений нормативных актов по эксплуатации машин и актов по охране труда во время их эксплуатации или создание препятствий для деятельности проверяющих угрожает штрафом в размере (ст. 18827 КУоАП):
Штрафы, установленные КУоАП, довольно невелики, но следует помнить, что инспекторы имеют право обращаться в суд с иском относительно возмещения потерь сельскои лесохозяйственного производства, а также возврата самовольно или временно занятых участков, срок использования которых истек.
Кроме того, ст. 144 Земельного кодекса опреде-лен порядок прекращения права пользования участками в случае нарушения земельного законодательства.
Уголовным кодексом (далее – УК) предусмотрена также уголовная ответственность, а именно:
Таким образом, если госинспектором выявлено административное правонарушение, то по его инициативе материалы дела могут быть переданы в правоохранительные органы, которые, в свою очередь, могут квалифицировать нарушение согласно нормам УК.
Выводы
Госинспектор ГГК имеет право обследовать участки, которые находятся в собственности и пользовании юридических и физических лиц, проверять документы об использовании и охране земель.
Инспектор, который пришел с проверкой, должен предъявить приказ о своих полномочиях, удостоверение, приказ о проверке и перечень проверяемых вопросов.
Инспекторы, помимо остального, могут обращаться в суд с иском относительно возмещения потерь сельскои лесохозяйственного производства, а также возврата самовольно или временно занятых участков, срок использования которыми истек, инициировать рассмотрение материалов дела правоохранительными органами согласно УК. Как следствие, возможно, в частности, прекращение права пользования, права собственности и ограничение свободы.