Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Инвентаризация на сельхозпредприятии – 2022: практика и особенности военного положения

16.11.2022

Проведение сплошной инвентаризации перед составлением годовой финотчетности – процедура обязательная для всех без исключения юридических лиц независимо от формы собственности, организации или системы налогообложения. Не является исключением из данного правила инвентаризация – 2022. Но на этом процессе оставило отпечаток военное положение. В данном спецвыпуске мы подобрали всю необходимую для вас информацию об особенностях и изменениях, которые нужно учесть при проведении инвентаризации перед закрытием бухгалтерского 2022 года.

Расскажем:

  • как повлияло военное положение на проведение инвентаризации и можно ли ее не проводить во время войны;
  • как проинвентаризировать активы, если комиссия не в полном составе;
  • как с помощью инвентаризации зафиксировать факты потери, повреждения и порчи сельхозпродукции, гибель животных;
  • какие учетно-налоговые последствия будут иметь результаты инвентаризации активов и обязательств, в т. ч. с учетом военных норм.

Организация инвентаризации во время военного положения

Предлагаем вспомнить основные требования к инвентаризационному процессу, а также учесть «военные» особенности этой процедуры.

Инвентаризацию проводят в течение трех месяцев до даты баланса (т. е. с 1 октября по 31 декабря) в сроки, регламентированные п. 10 разд. I Положения № 879. Методрекомендации № 37 дополнительно предлагают инвентаризировать специфические для сельхозпредприятия активы также в другие сроки, что обеспечит их лучшую сохранность.

И на эти правила военное положение не повлияло. Поэтому, несмотря на то что финотчетность в органы статистики и другим пользователям (кроме ГНС) можно представить позже – в течение трех месяцев после окончания военного положения (что предусмотрено Законом от 03.03.2022 № 2115-ІХ и п. 2 Порядка № 419), отсрочки для проведения инвентаризации нет.

Инвентаризация-2022: 9 особенностей в период военного положения

Инвентаризация-2022: можно ли отложить на «после войны»?

Инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и в присутствии МОЛ. Как разрешить ситуацию, если МОЛ или член инвентаризационной комиссии не могут присутствовать во время инвентаризации, мы рассказывали в статьях:

Годовая инвентаризация: как провести, если нужные работники отсутствуют

Как субъектам хозяйствования зафиксировать факты нанесения ущерба от войны

Формы инвертаризационных документов сельхозпредприятие может разработать самостоятельно, руководствуясь требованиями Закона № 996 и Положения № 88, а может использовать формы, утвержденные в Приказе № 572, предназначенном для бюджетников, или в Методрекомендациях № 37.

Документы для оформления результатов инвентаризации на коммерческих предприятиях

Документальное оформление инвентаризации на сельхозпредприятии

Однако при списании имущества в связи с утерей в результате вооруженной агрессии рф нужны не только инвентаризационные документы. Нужно доказать факт форс-мажора, то есть разрушения, потери именно из-за такого обстоятельства в период военного положения. Поэтому уместно получить сертификат ТПП, акт о факте пожара от ГСЧС, если это недвижимость – акт осмотра комиссией местного органа самоуправления. Да и для возмещения ущерба только внутренних документов по инвентаризации будет недостаточно. Подробнее об этом – в статье.

Как субъектам хозяйствования зафиксировать факты нанесения ущерба от войны

Предприятия, находящиеся в районах проведения военных (боевых) действий, в период военного положения проводят инвентаризацию только при условии возможности безопасного и беспрепятственного доступа уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухучета. Пострадавшие предприятия обязаны провести инвентаризацию по состоянию на 01 число месяца, следующего за месяцем, в котором устранены такие препятствия (п. 12 Постановления № 419, п. 8 разд. I Положения № 879). Однако руководители таких предприятий могут принять решение о проведении инвентаризации отдельно определенного имущества в случае установления фактов его хищения (разворовывания), недостачи, уничтожения (порчи) на день установления таких фактов.

Важно! Предприятие не сможет списать активы с баланса до того момента, пока контроль над ними не возобновится и не будет проведена инвентаризация (письмо ГНСУ от 05.05.2022 № 3781/7/99-00-04-01-03-07). Активы, по которым не была проведена инвентаризация из-за отсутствия к ним доступа, отражают в годовой финотчетности по данным бухучета (п. 12 Постановления № 419). Однако на этот факт нужно обратить внимание в примечаниях к финотчетности (письмо Минфина от 29.06.2016 № 31-11410-07-10/18732).

Инвентаризация сельхозпродукции и других ТМЦ

При хранении продукции растениеводства (зерна, семян, картофеля, овощей, фруктов и т. п.) некоторая ее часть непременно будет утрачена, а точнее – ее масса уменьшится в связи с естественной убылью. Это вполне предсказуемое и закономерное явление в хозяйственной деятельности сельхозпредприятия. И совсем другое дело, если потери запасов превышают установленные нормы. В этом случае важно не только определить причины недостачи (а иногда – и виновных), но и правильно оформить документы. Расскажем, что делать, если в результате инвентаризации на складе выявлены расхождения между данными бухучета и фактическим наличием сельхозпродукции и других запасов.

Инвентаризируем зерно

Особенности инвентаризации кормов

Потеря посевов как форс-мажор войны: как провести обследование и списать без НДС-последствий

Уничтожена сельхозпродукция, находившаяся на хранении: как обложить налогом и учесть потери

Недостача продукции растениеводства по результатам инвентаризации: последствия в учете

Уничтожение или порча сельхозпродукции во время военного положения: что надо знать бухгалтеру

Перечень действующих норм естественной убыли ТМЦ

Списание и уценка запасов во время войны

ТМЦ на ответственном хранении повреждены: как списать?

Горючее уничтожено/утрачено во время войны: списываем без налоговых последствий

Результаты инвентаризации животных и птицы

Утилизация погибших животных: порядок и документальное оформление

Списание погибших животных и птицы: особенности военного времени

Уценка животных, выбракованных из основного стада: когда проводить и как учитывать

Инвентаризация основных средств и нематериальных активов

Во время годовой инвентаризации ОС проверьте срок полезного использования, ликвидационную стоимость и метод амортизации. В НП(С)БУ 7 «Основные средства» были внесены изменения согласно приказу Минфина от 26.05.2022 № 148. Они никак не связаны с военным положением, но впервые эти изменения учитываем именно во время годовой инвентаризации – 2022. обновленными правилами на конец отчетного года следует проверить, не изменились ли у предприятия данные относительно срока полезного использования (эксплуатации), ликвидационной стоимости и метода амортизации основных средств.

Инвентаризации основных средств и нематериальных активов: оформление и учет

Ликвидация основных средств в условиях войны: учет и налоги

Амортизация основных средств во время военного положения: начислять или нет

Как поступать с объектом ОС, который полностью самортизирован?

Как установить срок полезного использования основных средств

Резервы

Не следует забывать о пересмотре и, при необходимости, корректировке (уменьшении или увеличении) начисленных сумм резерва отпусков и резерва сомнительных долгов. Этого требует не только Положение № 879, но и п. 17 НП(С)БУ 11 и п. 7 НП(С)БУ 10. Правда, обязанность создавать резервы касается не всех. Микропредприятия, юрлица –плательщики налога третьей группы по ставке 3% (5%) и непредпринимательские общества имеют право не делать этого.

Инвентаризация резерва отпускных: на что обратить внимание в 2022 году

Операции с резервом сомнительных долгов у плательщика налога на прибыль

Комментарии к материалу
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
10.06.2025
Лицензия на горючее, алкогольные и табачные изделия для сельхозпредприятий: порядок получения, уплаты, аннулирования
С 01.01.2025 правила получения лицензии на хранение горючего и торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями существенно изменились.В этом спецвыпуске мы расскажем, как субъектам хозяйствования, занимающимся вышеупомянутыми видами деятельности, подготовиться к процедуре получения лицензии и ...
07.05.2025
Оформление и оплата ежегодных отпусков: практические ситуации для агропредприятий
В спецвыпуске рассмотрим правила, которые следует соблюдать в тех или иных случаях предоставления и оформления ежегодных отпусков, расчета продолжительности отдыха и средней зарплаты для исчисления отпускных и т. п., чтобы не нарушить нормы законодательства и права работников, не заинтересовать...
06.05.2025
Документирование и учет расходов во время посевной
В данном спецвыпуске мы собрали все, что нужно для грамотного учета и документального подтверждения расходов во время посевной кампании: аналитические консультации, практические рекомендации, образцы документов, которые соответствуют действующим требованиям и реальным ситуациям сельхозпредприятий. С...
Лучшие материалы