Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как оприходовать многокомпонентные основные средства

Субъекты хозяйствования, которые в своей деятельности используют сложные объекты основных средств (далее – ОС), бухучет таких активов могут вести по частям (компонентам). Применение учета ОС по компонентам регламентировано в отечественных нормативах, а именно в П(С)БУ 7 (абзац десятый п. 4) и Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561 (далее – Методрекомендации № 561) (абзац второй п. 4). Но методологической основой «компонентного» учета ОС для национальной системы учета являются положения МСБУ 16.

Однако имеется фундаментальное несоответствие требований П(С)БУ 7 и положений МСБУ 16.

В отличие от своего международного прародителя, П(С)БУ 7 пытается дать четкое определение объекта ОС. Оно приведено в абзаце девятом п. 4 П(С)БУ 7:

«Объект основных средств – это: завершенное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему; конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций; обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс – определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно; другой актив, соответствующий определению основных средств, или часть такого актива, который контролируется предприятием/учреждением».

С одной стороны, речь идет о самостоятельном выполнении объектом определенных функций, с другой – о том, что объектом может быть и какая-то часть актива.

Последнее мнение объясняет абзац десятый п. 4 П(С)БУ 7:

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
17.11.2025
Учет сельскохозяйственных многолетних насаждений
В статье обобщены правила классификации, документирования и бухгалтерского учета многолетних насаждений в сельском хозяйстве, включая порядок их создания, ввода в эксплуатацию и последующую амортизацию. Учет многолетних насаждений в сельском хозяйстве имеет целый ряд особенностей, поскольку такие об...
Популярное
16.11.2025
Учет незрелых насаждений в садоводстве
Из этой статьи вы узнаете: как вести учет незрелых насаждений в садоводстве, документально оформить и отразить в учете оприходование урожая, полученного от таких насаждений. Включение насаждений в состав незрелых Для целей учета многолетними насаждениями (в нашем случае – сад) считаются долг...
17.11.2025
Учет сельскохозяйственных многолетних насаждений
В статье обобщены правила классификации, документирования и бухгалтерского учета многолетних насаждений в сельском хозяйстве, включая порядок их создания, ввода в эксплуатацию и последующую амортизацию. Учет многолетних насаждений в сельском хозяйстве имеет целый ряд особенностей, поскольку такие об...
22.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
Новое
17.11.2025
Учет сельскохозяйственных многолетних насаждений
В статье обобщены правила классификации, документирования и бухгалтерского учета многолетних насаждений в сельском хозяйстве, включая порядок их создания, ввода в эксплуатацию и последующую амортизацию. Учет многолетних насаждений в сельском хозяйстве имеет целый ряд особенностей, поскольку такие об...
17.11.2025
Документальное оформление инвентаризации на сельхозпредприятии
Инвентаризация является ключевым элементом контроля за активами сельхозпредприятия, а правильное документальное оформление её результатов обеспечивает достоверность бухгалтерского учёта и финансовой отчётности. В статье рассмотрено, какие документы применяются при проведении инвентаризации, как они ...
21.12.2023
Формирование финансового результата
Закрытие бухгалтерского года: вспомнить все! Определение финансового результата Отдельных правил для определения финансового результата действующим законодательством не предусмотрено, поскольку они являются производными от правил (принципов) учета доходов и расходов. Методология формирования информ...
Лучшие материалы