Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Финансовая отчетность в сельском хозяйстве Украины: вызовы и рекомендации

27.10.2023 153 0 0

Финансовая отчетность считается важным инструментом для оценки деятельности и результатов сельхозпредприятий, составления бизнес-плана, а также принятия управленческих и инвестиционных решений. Однако в аграрном секторе Украины система бухгалтерского учета и ведения документации требует совершенствования с учетом особенностей, обусловленных спецификой отрасли, законодательством и практикой.

В данной статье мы рассмотрим эти особенности, выявим наиболее актуальные и сложные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются сельхозпредприятия при составлении и представлении документации. Также мы предложим рекомендации по улучшению документооборота.

Особенности финансовой отчетности аграрного сектора Украины

Финансовая отчетность сельхозпредприятий в Украине регулируется различными нормативными документами, такими как:

  1. Законом Украины от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Этот Закон определяет правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине.
  2. Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 07.02.2013 № 73. Им определяются цель, состав и принципы составления финансовой отчетности и требования к признанию и раскрытию ее элементов.

Применение национальных положений бухучета, гармонизированных с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), должно упростить процесс составления финотчетности, однако на практике существует ряд системных проблем. В частности:

  • у многих сельхозпредприятий отсутствуют квалифицированные бухгалтерские кадры;
  • уровень внедрения автоматизации учета остается невысоким.

Особенно остро эти вопросы стоят у субъектов малого предпринимательства.

Вызовы и проблемы финансовой отчетности украинского агробизнеса

Сельхозпредприятия Украины сталкиваются с рядом вызовов и проблем, которые затрудняют составление и анализ финансовой отчетности, а также влияют на ее полноту и объективность и в основном связаны с организационно-технологическими особенностями отрасли, такими как:

  • сезонность производства и реализации продукции;
  • нестабильность цен на рынке;
  • зависимость от погодных условий, катаклизмов;
  • высокая степень износа основных средств;
  • сложность справедливой оценки биологических активов и сельскохозяйственной продукции;
  • необходимость учета экологических факторов и социальной ответственности.

Главными факторами, сдерживающими развитие системы бухучета и отчетности в аграрном секторе, можно считать:

  1. Несовершенство нормативно-правовой базы. Действующие правила не в полной мере учитывают специфику сельского хозяйства.
  2. Нехватка квалифицированных работников. Многие предприятия испытывают нехватку квалифицированных кадров в сфере бухучета и аудита. По оценкам, дефицит составляет около 30 тыс. специалистов.
  3. Сложность учета в условиях малых форм ведения хозяйства. Для фермерских и личных хозяйств ведение полноценного учета усложнено из-за ограниченных ресурсов.
  4. Нехватка денег на внедрение IT-решений. Из-за недостаточного финансирования агро многие предприятия не имеют возможности перейти на автоматизированные системы учета, что снижает его эффективность.

Часто руководители недооценивают важность качественного бухучета для управления бизнесом. Недостаточная мотивированность собственников и менеджеров агробизнеса повышать финансовую грамотность замедляет распространение современных решений по ведению финансовой отчетности.

Накапливающиеся проблемы влекут за собой негативные последствия:

  • снижение инвестиционной привлекательности отрасли из-за непрозрачности отчетности многих предприятий;
  • трудности с получением кредитов и грантов;
  • рост расходов и снижение эффективности управления в аграрных компаниях;
  • замедление процессов кооперации и интеграции из-за сложности консолидации отчетности;
  • сдерживание развития цифровизации отрасли и внедрения инновационных технологий.

Также увеличивается количество налоговых правонарушений и теневого сектора. По оценкам, до 30% оборота в сельском хозяйстве находится в тени.

Рекомендации по улучшению финансовой отчетности в сельском хозяйстве

Для улучшения финансовой отчетности в сельском хозяйстве Украины необходимо решить ряд задач, которые можно сгруппировать по следующим направлениям:

  1. Усовершенствование законодательства в области бухучета с учетом специфики сельского хозяйства. В частности, пересмотреть и актуализировать действующие методы рекомендации по учету и калькулированию в сельском хозяйстве.
  2. Внедрение специальных стандартов финансовой отчетности для малых форм хозяйствования. Можно разработать специальные льготные режимы для фермеров с годовым оборотом до 5 млн грн, которые предусматривают упрощенный состав и периодичность отчетности.
  3. Развитие системы подготовки и повышения квалификации бухгалтеров для аграрной сферы. Целесообразно организовать краткосрочные курсы повышения квалификации при высших учебных заведениях для имеющихся специалистов предприятий, чтобы научить их отраслевой специфике.
  4. Господдержка процессов информатизации и цифровизации бухучета в сельском хозяйстве. Можно предусмотреть субсидирование расходов предприятий на внедрение программ автоматизации учета из госбюджета или запустить специальную программу льготного кредита либо лизинга компьютерного оборудования.
  5. Повышение финансовой грамотности руководителей аграрных предприятий в вопросах организации учета. Полезно проводить бесплатные семинары и вебинары по этой тематике, чтобы донести важность качественного учета для управления.

Финансовая отчетность аграрного сектора — сложный и многогранный процесс, требующий учета огромного количества факторов и особенностей отрасли. В следующие несколько лет аграрный бизнес столкнется с рядом вызовов и проблем, которые нужно решить для повышения его эффективности и качества.

Ключевыми направлениями развития должны стать оптимизация нормативно-правовой базы, подготовка кадров, внедрение IT и предоставление господдержки предприятиям отрасли. От эффективности этих мероприятий будет зависеть прозрачность и инвестиционная привлекательность сельского хозяйства страны.

Мы разработали сервис по расшифровке финансовой отчетности агропредприятия, и вы можете воспользоваться им на сайте. Проверь свою финансовую отчетность, прежде чем подавать данные в банк.

Деятельность проекта Uteka.Agribusiness стала возможной благодаря поддержке американского народа, предоставленной через Агентство США по международному развитию (USAID) в рамках Программы USAID по аграрному и сельскому развитию (АГРО), выполняемой компанией Chemonics International.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы