Для кого эта статья: для всех субъектов хозяйствования (далее – СХ) и физлиц-предпринимателей, которые используют наемный труд.
Из этой статьи вы узнаете: как теперь проводятся инспекционные посещения, на каком основании можно не допускать проверяющих, отличается ли новый порядок от старого.
С 30.08.19 г. вступило в силу постановление КМУ от 21.08.19 г. № 823 (далее – Постановление № 823), которым утверждены сразу два документа:
Напомним, до этого органы Гоструда руководствовались постановлением КМУ от 26.04.17 г. № 295, которое устанавливало аналогичные порядки контроля и надзора в сфере труда. А в мае этого года апелляционный суд признал данное постановление недействительным и отменил его (постановление Шестого апелляционного административного суда от 14.05.19 г. по делу № 826/8917/17).
В связи с этим Кабмином принято новое Постановление № 823, согласно которому начиная с 30.08.19 г. органы Гоструда опять имеют право осуществлять инспекционные посещения работодателей.
Здесь ничего не изменилось. Контролировать соблюдение законодательства о труде имеют право (п. 2 Порядка контроля):
Впрочем, последние имеют право контролировать исключительно вопросы своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений. В структурах каждого из этих органов предусмотрены штатные единицы инспекторов труда.
Обратите внимание! Инспектором труда может быть должностное лицо органа Гоструда или исполнительного органа. |
Это довольно схожие порядки, но все же они имеют разные правила проверок. Если коротко, то Порядок контроля предусматривает осуществление инспекционных посещений и невыездных инспекций, а Порядок надзора – выездных проверок согласно индивидуальному графику Гоструда, подготовку заключений о состоянии соблюдения СХ законодательства о труде.
То есть государственный надзор имеет более продолжительную временную линию (подготовка графика проверки, вытребование, сбор, анализ информации, составление заключений), а контроль действует намного быстрее (получение основания для проведения, осуществление мероприятия, при наличии нарушения – составление предписания, привлечение к ответственности).
Полномочия инспектора труда подтверждаются служебным удостоверением установленной формы (приказ Минсоцполитики от 24.05.17 г. № 866).
Гоструда ведет реестр выданных служебных удостоверений инспекторов труда. Поэтому вы можете проверить, содержится ли определенное удостоверение в реестре. Там также размещено фото инспектора, что позволит удостоверить его личность. Реестр удостоверений можно найти на официальном веб-сайте Гоструда в свободном доступе (раздел «Осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о труде»).
Поэтому реестр удостоверений содержит информацию о выданных и действительных удостоверениях. В случае отмены или потери удостоверения сведения о нем исключаются из реестра.
Важно! При отсутствии в реестре информации об удостоверении оно считается недействительным. В таком случае инспектора труда можно не допускать к проверке (п. 3, 14 Порядка контроля). |
Здесь также ничего не изменилось, ведь контроль осуществляется в форме (п. 2 Порядка контроля):
В настоящее время срок инспекционного посещения и невыездных инспекций составляет до 10 рабочих дней (далее – р. д.) (п. 10 Порядка контроля). На сегодня он единый для всех СХ и не может быть продлен.
Обратите внимание: в настоящее время уточняется начало течения срока осуществления мероприятия контроля – он начинается со дня, следующего за днем представления СХ документов и объяснений, необходимых для проведения мероприятия. |
Выходит, что начало хода срока проверки зависит от скорости подготовки СХ необходимых материалов и представления их инспектору труда. Поскольку СХ заинтересован в скорейшем завершении посещения, он должен позаботиться обо всех необходимых документах по вопросам труда заранее и уже сегодня привести их в порядок.
Перечень таких оснований (всего 11) приведен в п. 5 Порядка контроля, в частности:
При наличии одного из оснований для совершения планового или внепланового мероприятия (инспекционного посещения) орган должен издать приказ (решение, распоряжение), который содержит наименование СХ, относительно которого будет осуществляться мероприятие, а также предмет такой проверки. Перед началом проверки СХ ознакомляется с оригиналом приказа и получает его копию (ч. 1, 5 ст. 7 Закона от 05.04.07 г. № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»).
Да, инспектор труда имеет право, а СХ обязан выполнить его требование о предоставлении для ознакомления документов и/или их копий или выписок из документов, объяснений, доступа ко всем видам помещений, организации рабочего места (п. 12 Порядка контроля). Но только если инспектор подтвердил свои полномочия (предъявил удостоверение) и пришел с визитом по одному из предусмотренных Порядком контроля оснований.
Да, имеет, но исключительно по следующим основаниям (пп. 3 п. 14 Порядка контроля):
Напомним, форма акта инспекционного посещения утверждена приказом Минсоцполитики от 18.08.17 г. № 1338. Поэтому фактически не допустить инспектора труда можно только при отсутствии действующего удостоверения.
Обратите внимание! СХ также имеет право требовать у инспектора труда внести соответствующую запись в журнал проверок (если таковой ведется). |
Такой срок не установлен. В настоящее время в Порядке контроля лишь указано, что о проведении инспекционного посещения инспектор труда должен уведомить СХ. Также, если инспектор считает, что такое уведомление может навредить проверке, он освобождается от такой обязанности (ч. 2 п. 8 Порядка контроля).
Поэтому имеем неприятную ситуацию. Если инспектор пожелает нанести неожиданный визит, ему достаточно прийти к СХ и по факту поставить его в известность о проведении посещения.
По результатам мероприятия контроля (и инспекционного посещения, и невыездной инспекции) составляется (п. 19–24 Порядка контроля):
Оба документа составляются в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда и СХ. Один экземпляр остается в СХ.
Важно! Предписание является обязательным к выполнению в установленные в нем сроки. |
Согласно общему правилу в случае выполнения предписания в предусмотренный им срок штрафы к СХ не применяются (п. 28 Порядка контроля). Однако это не касается выявления неоформленных работников. Тогда штраф налагается одновременно с вынесением предписания, но независимо от факта устранения нарушений.
То есть штраф за неоформленного работника СХ получит в конце мероприятия контроля, а по другим нарушениям по его адресу вынесут предписание, в случае выполнения которого штрафные санкции не наложат.
Также штрафовать могут на основании акта о невозможности проведения инспекционного посещения, невыездной проверки, то есть за недопущение к проведению проверки или создание препятствий в ее проведении (ст. 265 КЗоТ).
Предписание или требование инспектора труда обжалуется в 10-дневный срок начальнику территориального органа Гоструда. В дальнейшем можно обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию Гоструда (п. 30 Порядка контроля).
Имейте в виду! Подача жалобы в установленный срок прекращает выполнение предписания или требования. |
Кроме того, СХ имеет право обжаловать результаты контроля (непосредственно акт, постановление о наложении штрафа) в судебном порядке.
Начиная с 30.08.19 г. органы Гоструда опять имеют право осуществлять инспекционные посещения работодателей. Постановлением № 823 утверждены два Порядка – контроля и надзора. Существенно порядок проведения инспекционных посещений не изменился. Срок посещения – до 10 р. д. В консультации мы уделили большее внимание Порядку контроля, ведь в нем речь идет об инспекционных посещениях, которые фактически осуществляются без предупреждения.
И хотя Порядок контроля принят недавно, но невооруженным глазом видно некоторые пробелы в нем и превышение полномочий инспекторов труда. Возможно, эти недостатки устранят в ближайшее время, но, как показывает практика, для этого иногда нужно не одно громкое судебное дело.