Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Заказчик отказывается подписывать акт: надо ли начислять НДС?


Сельхозпредприятие выполнило для другого предприятия работы по заключенному договору подряда и составило акт приемки-передачи выполненных работ. Но заказчик имеет претензии к качеству выполненных работ, поэтому отказывается оплачивать их и подписывать акт. Нужно ли составлять налоговую накладную (далее – НН) на эти услуги и, если нужно, на какую дату?


Напомним, в случае предоставления услуг/выполнения работ налоговые обязательства по НДС возникают на дату события, которое произошло ранее (п. 187.1 Налогового кодекса, далее – НК):

  • либо зачисление средств от заказчика на банковский счет или в кассу как оплата работ;
  • либо оформление документа, удостоверяющего факт поставки услуг/выполнения работ.

В данном случае зачисления средств не было, но составлен акт приемки-передачи выполненных работ. Считается ли не подписанный заказчиком акт первичным документом, который удостоверяет факт выполнения работ?

По общему правилу к обязательным реквизитам первичного документа относится, в частности, личная или электронная подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, которое участвовало в хозяйственной операции (п. 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88). Итак, факт выполнения работ может быть удостоверен только тогда, когда акт подпишет заказчик.

Что же делать исполнителю?

Прежде всего обратимся к ст. 853 Гражданского кодекса (далее – ГК), согласно которой принять работы подрядчика – это обязанность, а не право заказчика. То есть заказчик должен принять выполненную подрядчиком работу, осмотреть ее и при выявлении отступлений от условий договора или других недостатков немедленно заявить об этом подрядчику. Если заказчик не сделает такого заявления, он теряет право в дальнейшем ссылаться на эти отступления и недостатки.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 882 ГК отказ одной из сторон от подписания акта фиксируется в акте, который подписывается второй стороной. Акт, подписанный одной стороной, может быть признан судом недействительным, только если мотивы отказа от подписания акта признаны судом обоснованными.

Таким образом, если заказчик отказался подписать акт, подрядчик должен указать на это в акте. В таком случае акт считается действительным (недействительным его может признать только суд), поэтому является первичным документом, удостоверяющим факт выполнения работ.

Итак, даже не подписанный заказчиком акт является основанием для начисления налоговых обязательств. Датой возникновения налоговых обязательств в таком случае является дата подписания акта подрядчиком. Такого же мнения придерживаются и налоговики (см. ОИР, категория 101.16).

Кстати, Высший хозяйственный суд в п. 6 Обзорного письма от 18.02.13 г. № 01-06/374/2013 отметил, что отказ заказчика подписывать акт сам по себе не освобождает его от обязанности принять и оплатить выполненные работы. При этом подрядчик не должен совершать никаких действий, чтобы склонить заказчика к подписанию акта, а должен только констатировать факт такого отказа.

Вывод: подрядчик должен:

  • указать в акте, что заказчик отказывается его подписывать;
  • оформить НН и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных;
  • обратиться в суд и в случае признания акта недействительным откорректировать налоговое обязательство, составив расчет корректировки к НН.
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
22.07.2025
Как оформить расчет корректировки к налоговой накладной на сумму превышения базы налогообложения над договорной ценой
Из статьи вы узнаете, как оформлять расчеты корректировки к налоговым накладным, выписанным на сумму превышения базы обложения НДС над договорной ценой поставки. Если договорная цена поставок товаров/услуг меньше, чем минимальная база налогообложения, определенная Налоговым кодексом, поставщик долже...
10.07.2025
Рекламные услуги в Интернете от нерезидента: когда возникает обязанность платить НДС?
Заказываете нерезиденту рекламу в Интернете и есть вопросы об обложении НДС? В статье выясним, когда возникает обязанность платить НДС и как избежать нарушений. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Субъекты хозяйствования для продвижения товаров...
08.07.2025
Как оформить расчет корректировки, если налоговая накладная заблокирована?
Рассмотрим, как поступить, если нужно составить расчет корректировки к заблокированной налоговой накладной. Ситуация. При получении предоплаты или отгрузке товаров поставщик выписал налоговую накладную (далее – НН), регистрация которой в ЕРНН была остановлена. Впоследствии покупателю верн...
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
11.08.2025
Купля-продажа недвижимости: какие налоги следует уплатить и как отразить в бухучете
В статье расскажем о налогообложении и учете операций по купле-продаже недвижимости. Ситуация. Сельхозпредприятие – собственник здания сельхозназначения (зернохранилище) решило продать его другому сельхозпредприятию по договору купли-продажи. При этом у сторон договора возникает множество вопр...
05.08.2025
Изменения в Расчете доли сельхозтоваропроизводства: новые правила для сельхозпредприятий
В статье рассмотрим, какие изменения внесены в Расчет доли сельхозтоваропроизводства. Приказом Минагрополитики от 26.06.2025 № 1900 (далее – Приказ № 1900) внесены изменения в Расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства, форма которого утверждена приказом Минагрополитики от 26.12.2011...
04.08.2025
Подготовка к не начавшемуся производству: как учитывать расходы?
В статье рассмотрено, как учитывать расходы на аренду помещения и амортизацию станка, если производство еще не началось. Практическая ситуация: предприятие арендовало помещение, приобрело производственный станок и ввело его в эксплуатацию, но производить продукцию в этом помещении с использованием д...
Лучшие материалы