Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Отражаем в учете замену отдельных частей основного средства

Из этой статьи вы узнаете:

  • как учитывать замену больших узлов и агрегатов, срок эксплуатации которых отличается от срока эксплуатации объекта;
  • как провести частичную ликвидацию объекта основных средств (далее – ОС) с последующей заменой ликвидированной части на новую и т. п.

Что говорят стандарты бухучета

Обратимся к п. 4 П(С)БУ 7 «Основные средства», в котором указано, что:

  • объект признается ОС, если ожидаемый срок его полезного использования (эксплуатации) превышает год (абзац восьмой);
  • к объекту ОС может относиться обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс – определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно. Вместе с тем если один объект ОС состоит из частей, имеющих разный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из них может признаваться в бухучете как отдельный (самостоятельный) объект ОС (абзацы девятый и десятый).

То есть при разных сроках полезного использования составляющих объекта предприятие имеет право, но не обязано учитывать их как отдельные объекты ОС. Поэтому если приобретается, например, двигатель, который имеет индивидуально определенный ресурс эксплуатации (в зависимости от пробега), то предприятие может:

  • вариант 1 – учитывать его как отдельный объект ОС, присвоив ему свой инвентарный номер;
  • вариант 2 – провести частичную ликвидацию объекта ОС с последующей заменой ликвидированной части на новую.

Рассмотрим подробнее эти варианты учета операций по замене запчастей.

Детали и узлы как самостоятельный объект учета

Если предприятие сначала учитывало заменяемую часть ОС как отдельный объект, то в случае замены этой части:

1. Заменяемый объект выводится из эксплуатации и ликвидируется (перестает быть активом). При этом осуществляются следующие проводки:

  • Дт 131 «Износ основных средств» – Кт 10 «Основные средства» (на сумму износа);
  • Дт 976 «Списание необоротных активов» – Кт 10 (на сумму остаточной стоимости).

2. Расходы на приобретение (создание) нового объекта, который заменяет ликвидированный, капитализируются. При этом делаются следующие записи:

  • Дт 152 «Приобретение (изготовление) основных средств» – Кт 66 «Расчеты по выплатам работникам», 65 «Расчеты по страхованию и др. – в случае создания объекта ОС своими силами;
  • Дт 152 – Кт 631 «Расчеты с отечественными поставщиками» или 685 «Расчеты с другими кредиторами» – в случае создания объекта силами сторонней организации и/или приобретения объекта у стороннего поставщика.

3. Новый объект вводится в эксплуатацию (Дт 10 – Кт 152).

Замена через механизм частичной ликвидации объекта ОС

Если принято решение учитывать замену детали как частичную ликвидацию объекта ОС, то нужно соблюдать нормы п. 14, 35 П(С)БУ 7 и п. 46 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561. Тогда сельхозпредприятие отражает эти операции так:

  1. Признает частичную ликвидацию объекта ОС (старой детали) и списывает первоначальную стоимость этой детали и ее накопленный износ. Если таких данных нет, первоначальная стоимость ликвидированной детали приравнивается к стоимости новой запчасти, а износ – к нулю.
  2. Первоначальная стоимость объекта ОС увеличивается на стоимость новой запчасти (детали), которая устанавливается вместо старой.

Вместе с тем следует принять во внимание следующие моменты:

  • после отражения в учете частичной ликвидации с заменой части объекта амортизацию нужно начислять исходя из его новой стоимости, с учетом срока полезного использования объекта;
  • в обоих вариантах запчасти и металлолом, полученные вследствие частичной ликвидации объекта ОС, могут быть оприходованы как актив (Дт 209 «Прочие материалы» – Кт 746 «Прочие доходы») по чистой стоимости реализации запчасти, если запасы планируется продать, или по оценке их возможного использования, если запасы планируется использовать для нужд предприятия (п. 2.13 Методрекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.07 г. № 2);
  • рекомендуем сельхозпредприятию иметь документ, подтверждающий уничтожение, разборку или преобразование демонтированной запчасти, во избежание начисления налоговых обязательств по НДС согласно требованиям п. 189.9 Налогового кодекса. Это может быть, например, акт сдачи детали на металлолом.

Пример

Сельхозпредприятие приобрело новый двигатель Д-240 для замены на тракторе за 120 000 грн (в т. ч. НДС – 20 000 грн). Принято решение учитывать новый двигатель через механизм частичной ликвидации ОС с заменой на новый. Первоначальная стоимость и износ старого двигателя неизвестны, поэтому стоимость выбывшей запчасти определена на уровне стоимости новой, то есть 100 000 грн. Остаточная стоимость трактора до замены – 360 000 грн. После замены двигателя полезный оставшийся срок эксплуатации трактора составляет 10 лет. Ликвидационная стоимость – 10 000 грн.

Порядок отражения в учете этих операций будет таким:

(грн)


п/п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Списан старый двигатель (частичная ликвидация ОС)

Типовая форма № ОЗ-3*
или форма № ОЗСГ-3**

976

105

100 000,00

2

Списаны расходы на демонтаж двигателя

Расчетная ведомость

976

66, 65

1 200,00

3

Оприходован металлолом от разборки двигателя по чистой стоимости реализации

Приемочный акт

209

746

2 000,00

4

Передана запчасть (двигатель) на установку (монтаж)

Акт типовой формы
№ М-10
***

152

207

100 000,00

5

Понесены расходы на монтаж двигателя

Наряд,
расчетная ведомость

152

66, 65

830,00

6

Введен в эксплуатацию двигатель, первоначальная стоимость трактора увеличена на 100 830 грн (100 000 + 830)

Акт типовой формы
№ ОЗ-1* или формы
№ ОЗСГ-1**

105

152

100 830,00

7

Начислена амортизация, начиная со следующего месяца после ввода двигателя в эксплуатацию [(360 000 – 100 000 + 100 830 – 10 000) : 10 лет : 12 мес.)]

Типовая форма № ОЗ-14
или форма № ОЗСГ-5
(№ ОЗСГ-6, № ОЗСГ-7)**

23

131

2 923,58

* Утверждена приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.
** Утверждена приказом Минагрополитики от 27.09.07 г. № 701.
*** Утверждена приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193.

Выводы

  1. В случае ввода объекта ОС в эксплуатацию его части, которые имеют разный срок полезного использования, можно учитывать как отдельные объекты.
  2. В случае замены части объекта, не выделенной в отдельный объект учета, необходимо определить первоначальную стоимость и износ заменяемой части. Если первоначальная стоимость этой части неизвестна, то ее можно оценить в сумме расходов на замену.
Бухучет ликвидации объекта ОС. Пример.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Статьи по теме
11.08.2025
Купля-продажа недвижимости: какие налоги следует уплатить и как отразить в бухучете
В статье расскажем о налогообложении и учете операций по купле-продаже недвижимости. Ситуация. Сельхозпредприятие – собственник здания сельхозназначения (зернохранилище) решило продать его другому сельхозпредприятию по договору купли-продажи. При этом у сторон договора возникает множество вопр...
04.08.2025
Подготовка к не начавшемуся производству: как учитывать расходы?
В статье рассмотрено, как учитывать расходы на аренду помещения и амортизацию станка, если производство еще не началось. Практическая ситуация: предприятие арендовало помещение, приобрело производственный станок и ввело его в эксплуатацию, но производить продукцию в этом помещении с использованием д...
02.07.2025
Огнетушители и аптечки в автотранспорте и сельхозтехнике: обязательное оснащение и бухучет
В статье рассмотрены нормативные требования по обеспечению транспорта средствами безопасности, порядок их приобретения, налогообложения и отражения в бухгалтерском учете. Наличие огнетушителя и аптечки в каждом транспортном средстве – это не только требование законодательства, но и элемент баз...
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
11.08.2025
Купля-продажа недвижимости: какие налоги следует уплатить и как отразить в бухучете
В статье расскажем о налогообложении и учете операций по купле-продаже недвижимости. Ситуация. Сельхозпредприятие – собственник здания сельхозназначения (зернохранилище) решило продать его другому сельхозпредприятию по договору купли-продажи. При этом у сторон договора возникает множество вопр...
05.08.2025
Изменения в Расчете доли сельхозтоваропроизводства: новые правила для сельхозпредприятий
В статье рассмотрим, какие изменения внесены в Расчет доли сельхозтоваропроизводства. Приказом Минагрополитики от 26.06.2025 № 1900 (далее – Приказ № 1900) внесены изменения в Расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства, форма которого утверждена приказом Минагрополитики от 26.12.2011...
04.08.2025
Подготовка к не начавшемуся производству: как учитывать расходы?
В статье рассмотрено, как учитывать расходы на аренду помещения и амортизацию станка, если производство еще не началось. Практическая ситуация: предприятие арендовало помещение, приобрело производственный станок и ввело его в эксплуатацию, но производить продукцию в этом помещении с использованием д...
Лучшие материалы