Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Налог на недвижимость: ответы на актуальные вопросы

Акценты этой статьи:

  • как исправить ошибки, допущенные при составлении декларации по налогу на недвижимость (далее – декларация);
  • как подать декларацию в случае приобретения недвижимости в течение отчетного года.

Напомним, плательщиками налога на недвижимость являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов жилой и нежилой недвижимости (пп. 266.1.1 Налогового кодекса, далее – НК). Объектом обложения этим налогом являются объекты жилой и нежилой недвижимости, в том числе их части (пп. 266.2.1 НК).

Ставки налога устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных громад, созданных согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, в зависимости от места расположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости. Но ставка налога не может быть выше 1,5 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м2 базы налогообложения, то есть в 2017 году – не выше 48 грн/м2 (3 200 грн. х 1,5 %).

Обратите внимание: с 1 января 2017 года и до принятия соответствующим органом местного самоуправления решения об установлении ставок местных налогов и сборов на 2017 год определенные ранее ставки применяются с коэффициентом 0,5 (п. 3 разд. II Закона от 20.12.16 г. № 1791-VIII).

Отчетным периодом для налога на недвижимость является календарный год. Декларация подается до 20 февраля отчетного года по местонахождению объекта (объектов) налогообложения. Годовая сумма налога разбивается равными частями поквартально и платится по месту расположения объекта (объектов) налогообложения авансовыми взносами ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Подробно о нюансах налогообложения и представления отчетности по налогу на недвижимость мы писали в консультациях «Налог на недвижимость для сельхозпредприятий», «Ответы на актуальные вопросы по налогу на недвижимость». В настоящий момент дадим ответы на вопросы относительно взимания налога на недвижимость, которые поступают на консультационную линию и в редакцию.

Как исправить ошибки, допущенные в декларации на отчетный год?

Общий порядок исправления ошибок в налоговой отчетности прописан в ст. 50 НК. Так, согласно п. 50.1 НК налогоплательщики могут:

  • или подать уточняющий расчет (уточняющую декларацию, далее – УД);
  • или отразить уточненные показатели в декларации за любой следующий отчетный период, в течение которого такие ошибки были выявлены, то есть в текущей декларации.

Поскольку декларация подается раз в году, ошибки, допущенные при ее составлении в течение года, можно исправить только путем представления УД.

Письмом ГФС от 13.05.17 г. № 11897/7/99-99-12-02-03-17 были предоставлены Методические рекомендации относительно исправления ошибок, допущенных в декларации (далее – Письмо № 11897).

Так, УД подают по той же форме, что и основную декларацию, то есть по форме, утвержденной приказом Минфина от 10.04.15 г. № 408. О том, что поданная в течение года декларация именно уточняет, налоговикам скажут отметки о типе декларации в шапке формы (как их проставлять, расскажем ниже).

Запомните главное: если вы уточняете данные декларации, в которой налог был начислен одновременно для объектов жилой и нежилой недвижимости, то вам придется подать две УД: отдельно для объектов жилой (коды от 1 до 3) и нежилой (коды от 4 до 9) недвижимости. Это связано с особенностями обработки УД. А именно: не разносятся в автоматическом режиме УД, которые имеют в любой строке колонки 2 одновременно с типами объектов жилой недвижимости (с кодами от 1 до 3) типы объектов нежилой недвижимости (с кодами от 4 до 9).

Шапка УД заполняется по тем же правилам, что и отчетная годовая декларация. Надо лишь учесть следующие нюансы:

  • в строке 1 делается отметка «Х» в графе «Уточняющая»;
  • поле 2 – заполняется графа «с учетом уточнений с». В этой графе следует указать номер месяца (арабскими цифрами), с которого начинается уточнение налоговых обязательств. То есть при исправлении ошибок, допущенных в отчетной декларации, в этом поле следует указать первый месяц года (январь), то есть «01»;
  • все другие графы заполняются так же, как и в годовой декларации.

В табличной части нужно сначала начислить правильный размер налога на недвижимость по каждому отдельному объекту недвижимости, который находится в собственности. А затем на основании «ошибочной» декларации указать размер уменьшения/увеличения суммы налога.

Например, для уточнения показателей декларации по жилой недвижимости:

  • в строках 1–5 приводится исправленная (правильная) информация в разрезе типов объектов недвижимости с кодами от 1 до 3;
  • строке 6 подытоживается уточненная годовая сумма налога, которая подлежит уплате (сумма значений колонок 7–11 строк 1–5);
  • строку 7 переносится начисленная сумма налога из строки 6 ранее поданной (ошибочной) декларации;
  • строке 8 (положительное значение расчета: стр. 6 – стр. 7) отражается сумма увеличения налогового обязательства в результате уточнения показателей;
  • строке 9 – сумма занижения (недоплата) налогового обязательства, по которому на момент представления УД истек срок уплаты;
  • строке 10 (положительное значение расчета: стр. 7 – стр. 6) – сумма уменьшения налогового обязательства в результате уточнения показателей;
  • строке 11 – сумма завышения налогового обязательства, по которому на момент представления УД истек срок уплаты.

При этом если сумма налога была занижена, то в соответствии с п. 50.1 НК предприятие должно самостоятельно начислить и уплатить в бюджет (не позднее дня представления УД) сумму недоплаты и штраф в размере 3 % суммы недоимки по тем налоговым обязательствам, срок уплаты которых уже истек (сумма штрафа указывается в строке 12 декларации). А если ошибка исправляется после истечения 90 календарных дней с последнего дня уплаты налога, тогда необходимо начислить еще и пеню (пп. 129.1.3, п. 129.9 НК). Сума пени указывается в строке 13 декларации.

В какие сроки следует подать УД, если в течение года изменяется ставка налога?

В НК не прописано, в какие сроки подавать УД в такой ситуации. Но, как указывают налоговики (см. ОИР, категория 106.07), если орган местного самоуправления в рамках предоставленных ему полномочий в течение отчетного года вносит изменения в принятое решение об установленных ставках и льготах по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, то юридические лица в течение 30 календарных дней со дня обнародования такого решения подают декларации с уточненными суммами налоговых обязательств по налогу.

Обратите внимание: согласно пп. 12.3.4 НК решение об установлении местных налогов и сборов должно быть официально обнародовано соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). Иначе нормы соответствующих решений применяются не ранее начала бюджетного периода, следующего за плановым.

Впрочем, п. 4 Заключительных положений Закона от 20.12.16 г. № 1791-VIII установлено, что в 2017 году к решениям органов местного самоуправления об установлении местных налогов и сборов, которые приняты во исполнение норм данного Закона, требования пп. 12.3.4 НК не применяются.

То есть местные советы могут устанавливать в течение года новые ставки налога, которые могут примениться уже в этом году.

Предприятие неправильно отразило в декларации код типа объекта недвижимости (вместо кода 9 (нежилая недвижимость) указало код 3 (жилая недвижимость). Жилой недвижимости у предприятия нет. Как исправить такую ошибку?

Как было указано выше, если предприятию необходимо исправить ошибки и по жилой, и по нежилой недвижимости, то следует подать две УД: отдельно для объектов жилой и нежилой недвижимости.

Так, декларация, в которой уточняются показатели по жилой недвижимости, заполняется следующим образом:

  • строки 1–6 не заполняются (т. е. показывается, что жилой недвижимости нет вообще, следовательно, и начислений тоже). Напомним, такой вывод вытекает из разъяснения ГФС, согласно которому в строках 1–5 приводится правильная информация относительно объектов жилой недвижимости (в нашем примере их нет), а в строке 6 – уточненная сумма налога (сумма значений колонок 7–11);
  • в колонках 8–11 строки 7 указываются данные об объекте недвижимости из уточняемой декларации;
  • колонках 8–11 строк 10, 11 – суммы, рассчитанные как разница между данными строк 7 и 6, то есть в нашем случае это будет вся сумма начисленного ранее налога.

Вторая декларация, где уточняются показатели по нежилой недвижимости, заполняется следующим образом:

  • в колонке 2 строки 1 (например) указывается тип объекта недвижимости «9»;
  • колонках 3–11 этой строки – правильные данные, предусмотренные для определенного объекта нежилой недвижимости. Если у предприятия кроме данного объекта есть и другая нежилая недвижимость, то эти другие объекты также приводим в колонках 2–11 строк 2–5;
  • колонках 7–11 строки 6 – правильное суммированное значение начисленного налога по всем объектам нежилой недвижимости;
  • колонках 8–11 строки 7 – информация из уточняемой декларации (только по объектам нежилой недвижимости);
  • колонках 8–11 строк 8 и 9 – разница между первоначально начисленным налогом и уточненным по объектам нежилой недвижимости;
  • строке 12 – сумма штрафа в размере 3 % суммы образовавшейся недоимки (за периоды, срок уплаты налога по которым уже истек);
  • строке 13 – сумма пени, рассчитанная налогоплательщиком согласно пп. 129.1.3 НК (в случае возникновения долга).

Как в течение года подать декларацию по вновь приобретенному объекту недвижимости?

Согласно пп. 266.7.5 НК декларация относительно вновь приобретенного объекта недвижимости подается в течение 30 календарных дней со дня возникновения права собственности на такой объект.

Следовательно, дата представления декларации зависит от того, когда к покупателю перешло право собственности.

Как указано в ч. 2 ст. 331 Гражданского кодекса, если право собственности подлежит государственной регистрации, то оно возникает с даты такой регистрации. А право собственности на недвижимость всегда подлежит госрегистрации (п. 1 ст. 4 Закона от 01.07.04 г. № 1952-VI). То есть независимо от условий договора купли-продажи (например, в договоре может быть указано, что право собственности переходит к покупателю после полного расчета за недвижимость) налог на недвижимость новый собственник здания платит только с даты госрегистрации своего права собственности на это здание.

Налог рассчитывается и платится начиная с начала месяца, в котором возникло право собственности на него. Кстати, предыдущий собственник этой недвижимости платит налог только до начала того месяца, в котором прекратилось право собственности на указанный объект налогообложения.

Например, если предприятие заключило договор купли-продажи здания 10 августа текущего года, зарегистрировало право собственности на него 5 сентября этого же года, то налог следует рассчитать начиная с 1 сентября. Соответственно, предыдущий собственник будет платить налог только до 1 сентября. Декларацию по вновь приобретенному объекту новому собственнику следует подать до 5 октября.

Что касается заполнения декларации, то если:

  • предприятие впервые отчитывается по налогу на недвижимость (т. е. до этого не было плательщиком этого налога), то подается декларация с типом «Отчетная»;
  • недвижимость приобретена до 20 февраля, а декларация на текущий год еще не подавалась, то новую недвижимость можно учесть при заполнении декларации на текущий год, рассчитав налог исходя из количества месяцев, в течение которых эта недвижимость находится в собственности предприятия. Так, если право собственности перешло к предприятию в феврале, то налог рассчитывается за 11 месяцев согласно пп. 266.8.1 НК. В этом случае также подается декларация с типом «Отчетная»;
  • недвижимость приобретена до 20 февраля, а декларация на этот год уже подана, тогда предприятие подает декларацию с типом «Новая отчетная», в которой учитывает и старые, и новые объекты;
  • недвижимость приобретена после 20 февраля, а отчетная декларация уже подана, то предприятию следует подать декларацию с типом «Уточняющая».

Пример заполнения декларации при приобретении новой недвижимости приведен в Письме № 11897.

Обратите внимание: некоторые категории зданий освобождены от налогообложения. Их перечень приведен в пп. 266.2.2 НК. В него, в частности, включены здания, сооружения сельхозтоваропроизводителей, предназначенные для использования непосредственно в сельхоздеятельности (код 1271 Государственный классификатор зданий и сооружений ДК 018-2000, утвержденный приказом Госстандарта от 17.08.2000 г. № 507). Поэтому если вы приобрели здание, которое освобождено от налогообложения, то подавать декларацию (уточняющую или отчетную) и платить налог не придется.

Как заполнить поле «Тип декларации» и графу «1.1.Т» декларации, если в течение года предприятие приобрело право собственности на недвижимость в новой административно-территориальной единице?

В таком случае декларация подается в контролирующий орган по местонахождению объекта недвижимости. При этом в поле «Тип декларации» следует указать «Отчетная», а в графе «1.1.Т» (порядковый номер за год) проставить «1», поскольку сюда декларация подается впервые.

В колонке 3 приложения «Сведения об имеющихся объектах жилой и/или нежилой недвижимости» к декларации обязательно указываются документы, которые подтверждают возникновение права собственности на объект недвижимости.

При этом если после представления такой отчетной декларации возникнет необходимость подать УД, то в поле «Тип декларации» указывается «Уточняющая», а в графе «1.1.Т» – «1». При представлении в течение года второй УД в графе «1.1.Т» проставляется «2» и т. д.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
30.05.2025
Когда и зачем заполнять строку 18.2 уточняющего расчета к НДС-декларации?
Подали уточняющий расчет на уменьшение НДС-обязательств, но еще не уплатили налог за уточняемый период? Именно строка 18.2 дает возможность уплатить меньше! Рассказываем, как ее заполнить, чтобы сэкономить. В уточняющем расчете к декларации по НДС есть загадочная для некоторых плательщиков строка 18...
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
11.08.2025
Купля-продажа недвижимости: какие налоги следует уплатить и как отразить в бухучете
В статье расскажем о налогообложении и учете операций по купле-продаже недвижимости. Ситуация. Сельхозпредприятие – собственник здания сельхозназначения (зернохранилище) решило продать его другому сельхозпредприятию по договору купли-продажи. При этом у сторон договора возникает множество вопр...
05.08.2025
Изменения в Расчете доли сельхозтоваропроизводства: новые правила для сельхозпредприятий
В статье рассмотрим, какие изменения внесены в Расчет доли сельхозтоваропроизводства. Приказом Минагрополитики от 26.06.2025 № 1900 (далее – Приказ № 1900) внесены изменения в Расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства, форма которого утверждена приказом Минагрополитики от 26.12.2011...
04.08.2025
Подготовка к не начавшемуся производству: как учитывать расходы?
В статье рассмотрено, как учитывать расходы на аренду помещения и амортизацию станка, если производство еще не началось. Практическая ситуация: предприятие арендовало помещение, приобрело производственный станок и ввело его в эксплуатацию, но производить продукцию в этом помещении с использованием д...
Лучшие материалы