Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Арендная плата сразу за весь период: выплата и бухучет

Из этой статьи вы узнаете: как правильно документировать и учитывать операции по досрочному погашению обязательств сельхозпредприятия перед собственниками земельных участков.


Законодательством, в частности Налоговым кодексом (далее – НК), четко определяются только размер и сроки внесения арендной платы за аренду земель государственной и коммунальной собственности. Что касается частных земель, то здесь сроки осуществления арендных платежей подлежат урегулированию по согласованию сторон в договоре аренды земельного участка (детальнее см. «Уплата арендной платы: как, когда, сколько»).

Так вот, расскажем, на что нужно обратить внимание бухгалтеру в случае, если стороны пришли к соглашению относительно выплаты арендной платы сразу за весь период аренды (или наперед за какое-то время).

Соблюдаем наличные ограничения

Наличное ограничение в отношениях между субъектами хозяйствования и обычными физлицами установлено п. 6 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148 (далее – Положение № 148). В частности, предприятие имеет право осуществлять наличные расчеты в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам с физическими лицами в размере до 50 тыс. грн. включительно. Платежи сверх установленных предельных сумм проводятся через банки или небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств в национальной валюте без открытия счета, путем перевода средств с текущего счета на текущий счет или внесения средств в банк или небанковское финансовое учреждение для дальнейшего их перевода на текущие счета в банке.

Указанное ограничение не касается только: расчетов СХ с бюджетами и государственными целевыми фондами; добровольных пожертвований и благотворительной помощи; использования наличности, выданной на командировку (п. 8 Положения № 148).

Поэтому получается, что 50-тысячное ограничение на наличные расчеты распространяется и на выплату арендных платежей. Это следует также из письма НБУ от 21.07.14 г. № 25/6/99-99-22-06-03-15/415, согласно которому наличные ограничения касаются расчетов по сделкам, предметом которых являются какие-либо материальные и нематериальные блага, которые могут быть оценены в денежной форме.

Поэтому, выплачивая арендную плату за землю, необходимо соблюдать правила: не более 50 тыс. грн. одному физлицу в течение одного дня. Количество физлиц, с которыми осуществляются расчеты в течение дня, не лимитируется.

Что будет за нарушение этой нормы?

Здесь имеют место два вида ответственности.

Излишняя сумма наличного ограничения должна добавляться к фактическим остаткам наличности в кассе плательщика единовременно (в тот же день, когда была осуществлена эта операция). А за превышение установленных лимитов остатка наличности для предприятия предусмотрена финансовая ответственность – штраф в двукратном размере суммы выявленной сверхлимитной наличности за каждый день превышения установленного лимита кассы (абзац второй ч. 1 ст. 1 Указа Президента от 12.06.95 г. № 436/95).

Как указано в письме НБУ от 09.03.11 г. № 11-117/982-3354, за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассе штрафные санкции к нарушителям применяются в сроки, предусмотренные ст. 102 НК (общее правило — 1 095 дней с даты проведения таких расчетов).

Кроме того, такое нарушение влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 16315 КУоАП: наложение штрафа в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1 700 до 3 400 грн.), а за повторное в течение года такое же нарушение – от 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн.). Согласно ст. 38 КУоАП штраф может быть наложен не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения (а в случае длящихся правонарушений – с момента выявления правонарушения).

Оформляем первичку

Законодательство требует, чтобы все факты хоздеятельности были подтверждены первичными документами. Операции по начислению и уплате арендных платежей за земельные участки – не исключение. И хотя правоотношение здесь регулировалось договором об аренде, для подтверждения их в бухучете одного только договора недостаточно.

В письмах Минфина (от 30.05.16 г. № 31-11410-09-10/15182) и ГФС (от 19.01.16 г. № 919/6/99-99-19-03-02-15, далее – Письмо № 919) рекомендуется для проведения расчетов по аренде составлять акт сдачи-приемки этих услуг, который будет основанием для отражения расходов по аренде в бухучете арендатора. Однако применять этот документ целесообразно в случае аренды помещений, сельхозтехники и другого подобного имущества, когда расчеты между арендатором и арендодателем проводятся с определенной договором периодичностью (месяц, квартал, год и т. п.) (детальнее о составлении первички в случае аренды имущества см. «Составляем первичные документы по аренде имущества»).

В нашей ситуации такой акт составлять нелогично, ведь нельзя подтвердить факт пользования земельным участком наперед за будущие периоды. В таком случае предлагаем руководствоваться позицией ГФС (Письмо № 919): подтверждением приемки услуг по договору аренды является платежный документ об оплате за услуги по аренде.

То есть выплату арендной платы наличностью предприятие согласно п. 26 Положения № 148 может осуществлять (по собственному выбору) или по расходным кассовым ордерам (типовая форма № КО-2, приведенная в приложении 3 к Положению № 148), или по ведомости на выплату наличности (приложение 1 к Положению № 148) (детальнее – «Варианты расчетов с владельцами паев: нюансы применения натуркоэффициента, бухучет»).

Указанных документов достаточно для подтверждения согласия сторон о предоставлении/пользовании объектом аренды. Они и будут служить основанием для записей о начислении и погашении задолженности по аренде на счетах бухучета.

Отражаем на счетах бухучета

В момент получения земельного участка в аренду арендатор должен отразить его на забалансовом счете Дт 01 «Арендованные необоротные активы» по нормативной денежной оценке на дату начала аренды.

Надлежащая плата за пользование земельным участком признается общепроизодственными расходами и учитывается на счете 91 «Общепроизводственные расходы», а если ее можно непосредственно отнести в себестоимость конкретной продукции – на счете 23 «Производство» (п. 9 П(С)БУ 14, п. 14 П(С)БУ 16).

В случае досрочного погашения обязательств по арендным платежам бухгалтер должен руководствоваться одним из основополагающих принципов бухучета: финансовый результат каждого конкретного отчетного периода определяется путем сравнения доходов отчетного периода с расходами, которые были осуществлены для получения этих доходов.

Поскольку предполагается, что арендованный земельный участок будет обеспечивать получение экономических выгод в течение нескольких отчетных периодов (лет), арендные платежи, уплаченные за будущие периоды пользования земельным участком, для нужд бухучета и финотчетности являются расходами будущих периодов. В дальнейшем они подлежат списанию на расходы деятельности равномерно в течение срока аренды (п. 9 П(С)БУ 14).

Для обобщения информации относительно уплаченных авансом арендных платежей Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291, предусмотрен счет 39 «Расходы будущих периодов». По Дт этого счета отражаются уплаченные наперед арендные платежи, по Кт – их списание (распределение) и включение в состав расходов (в Дт 23 или 91) определенного отчетного периода.

Пример
Согласно заключенному договору аренды физлицо – собственник (арендодатель) предоставляет сельхозпредприятию (арендатору) в платное пользование земельный участок для сельхознужд сроком на 10 лет. Нормативная денежная оценка (НДО) – 300 тыс. грн. Согласно условиям договора: размер ежегодной арендной платы установлен на уровне 3 % от НДО; арендная плата уплачивается арендатором в денежной форме наперед (без учета индексов инфляции) за весь период действия договора.

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются так:

(грн.)


п / п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

 По общему Плану счетов

По упрощенному Плану счетов

Сумма

Дт

Кт

Дт

Кт

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Получен от физлица в аренду земельный участок (по НДО)

Договор аренды, акт приемки-передачи земельного участка*

01

01

300 000

2

Начислена арендная плата собственнику за пользование земельным участком за весь период аренды
(300 000 х 3 % х 10 лет)

Ведомость начисления арендной платы за землю (произвольной формы), платежное поручение

39

685

39

68

90 000

3

Удержаны из начисленной суммы арендной платы и переведены в бюджет:
– НДФЛ

685

641/НДФЛ

68

64/НДФЛ

16 200

641/НДФЛ

311

64/НДФЛ

31

– ВС

685

642

68

64/ВС

1 350

642

311

64/ВС

31

4

Выплачена арендная плата физлицу (90 000 – 16 200 – 1 350)

Расходный кассовый ордер (типовая форма № КО-2)**

685

301

68

30

72 450

5

Включена в состав расходов отчетного периода часть арендной платы, уплаченной наперед***

Бухгалтерская справка или ведомость распределения общепроизводственных расходов (произвольной формы)

911 (23)

39

91

39

604

* Приложение к договору аренды.
** Приведена в приложении 3 к Положению № 148.
*** В зависимости от принятой учетной политики предприятие может осуществлять распределение ежемесячно, ежеквартально, раз в год.

Выводы

1. Уплаченные авансом (или наперед за весь период пользования земельным участком) арендные платежи отражаются в бухучете в составе расходов будущих периодов (по Дт 39).

2. В дальнейшем, соблюдая принцип соответствия доходов и расходов, их нужно равномерно распределять и списывать на расходы каждого отчетного периода в течение всего срока аренды (Дт 91 или 23 – Кт 39).

3. Документальным подтверждением принятия услуг по договору аренды в случае погашения задолженности по арендным платежам за весь период аренды одним платежом являются соответствующие платежные документы (расходный кассовый ордер, ведомость на выплату наличности, платежное поручение и т. п.).

Комментарии к материалу
Всего комментариев 2
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
08.07.2025
Как оформить расчет корректировки, если налоговая накладная заблокирована?
Рассмотрим, как поступить, если нужно составить расчет корректировки к заблокированной налоговой накладной. Ситуация. При получении предоплаты или отгрузке товаров поставщик выписал налоговую накладную (далее – НН), регистрация которой в ЕРНН была остановлена. Впоследствии покупателю верн...
02.07.2025
Огнетушители и аптечки в автотранспорте и сельхозтехнике: обязательное оснащение и бухучет
В статье рассмотрены нормативные требования по обеспечению транспорта средствами безопасности, порядок их приобретения, налогообложения и отражения в бухгалтерском учете. Наличие огнетушителя и аптечки в каждом транспортном средстве – это не только требование законодательства, но и элемент баз...
20.06.2025
Сомнительный долг погашен: как откорректировать резерв
На сумму сомнительной дебиторской задолженности создали резерв, а контрагент погасил долг, и уже никакого сомнения в погашении нет. Что делать с ранее отнесенной к резерву суммой: корректировать или признавать доход? Ситуация: в прошлом году в резерв сомнительных долгов отнесли долг по неоплаче...
Популярное
27.06.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
27.05.2025
На предприятии сменился директор: 7 вопросов из практики
В статье рассмотрены вопросы, которые возникают у предприятия в случае смены директора. Вопросы касаются оформления трудовых отношений, регистрации смены директора в ЕГР, информирования налогового органа, контрагентов и оформления электронной подписи.  Акценты этой статьи: Нужно ли регистрир...
Новое
15.07.2025
Как оформить расчет корректировки к сводной налоговой накладной
Рассмотрим порядок оформления расчетов корректировки к сводным компенсирующим и распределяющим налоговым накладным. В некоторых случаях плательщики НДС обязаны составлять не обычные налоговые накладные, а сводные. Иногда возникает необходимость оформить к ним расчеты корректировки. Об определенных о...
14.07.2025
Уплачивать ли налог на репатриацию с дохода нерезидента от рекламы?
В статье рассмотрены такие вопросы: уплачивать ли налог на репатриацию с доходов нерезидента от рекламы; нужно ли будет исправить ошибку прошлых периодов, касающуюся налогообложения нерезидентского дохода от рекламы; как это сделать, если в приложении ПН уже нет соответствующей строки. Суть проблемы...
10.07.2025
Рекламные услуги в Интернете от нерезидента: когда возникает обязанность платить НДС?
Заказываете нерезиденту рекламу в Интернете и есть вопросы об обложении НДС? В статье выясним, когда возникает обязанность платить НДС и как избежать нарушений. Субъекты хозяйствования для продвижения товаров и услуг часто заказывают рекламу в Интернете. Ведь интернет-реклама популярна благодаря сво...
Лучшие материалы