Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Неперсонифицированное питание для работников: стоит ли рисковать

30.06.2020

В чем состоит проблема. Желая сэкономить на налогах, предприятия выбирают вариант питания для работников без персонификации (например, по принципу «шведского стола»), не учитывая тот факт, что данный вопрос недостаточно урегулирован законодательно. Это приводит к спорам при проверках и чревато штрафами и доначислением налогов, судебными разбирательствами и непродуктивными затратами.

Чем поможет статья. Обозначим риски, связанные с организацией бесплатного питания для работников без персонификации, и подскажем, как их избежать.

Когда сельхозпредприятие принимает решение кормить работников бесплатно (неважно, в своей столовой или заказывая обеды на стороне), оно, как правило, желает проявить заботу о работниках и взамен получить от них большую отдачу, то есть повысить производительность труда. Это особенно важно во время интенсивных работ, например при уборке урожая. Разумеется, желание предприятия сделать все в лучшем виде и одновременно оптимизировать затраты на данное мероприятие понятно. А вот бухгалтер зачастую ищет наиболее выгодный вариант налогообложения. Но всегда ли это обоснованно в конечном счете, с учетом всех аспектов и рисков? Давайте разбираться.

На практике субъекты хозяйствования пытаются применить схему питания по типу «шведского стола». Это означает, что в определенном месте, например комнате для приема пищи, выставляются готовые блюда и работники предприятия (а возможно, и его посетители) разбирают еду сами. Учет съеденного каждым человеком никто не ведет. Продукты приходуются (или изготовляются на своей производственной базе), затем списываются с определенной периодичностью.

Соответствующие операции отражаются в бухгалтерском и налоговом учете. Причем в бухучете предприятия на общей системе налогообложения затраты на бесплатное питание работников признаются расходами. При этом Налоговым кодексом (далее – НК) не предусмотрены налоговые разницы по бесплатному предоставлению товаров физлицам: пп. 10.5.10 НК делает для этой категории получателей исключение. И это логично, так как позволяет избежать двойного налогообложения (у предприятия и физлица). Ведь физлицо, не несущее затраты на товары (в нашем случае на оплату питания), получает доход, который в общем случае подлежит обложению НДФЛ.

А что с НДС? Согласно последнему разъяснению налоговиков (ИНК ГНС от 28.04.20 г. № 1710/6/99-00-07-03-02-06/ІПК) суммы НДС, начисленные (уплаченные) налогоплательщиком в связи с обеспечением работников бесплатным питанием, включаются в налоговый кредит при наличии соответствующего документального подтверждения (налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН, других документов, предусмотренных п. 201.11 НК).

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
16.12.2025
Списание испорченных запасов: документальное оформление и учет
Как действовать предприятию, если запасы испортились вследствие вражеской атаки, длительного отключения электроэнергии или истечения срока годности? В статье рассмотрим порядок действий в данной ситуации, документальное оформление списания и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Списание ...
11.12.2025
Изношенная офисная техника: правила утилизации и отражения в бухучете
Из этой статьи вы узнаете: о требованиях законодательства относительно утилизации офисной техники; порядке документирования и бухгалтерского учета операций по списанию и утилизации офисной техники. Списание имущества из-за уничтожения и непригодности Списание сельхозкультур и имущества из-за ...
04.12.2025
Объект основных средств частично разрушен в ходе военных действий: как отразить в учете частичную ликвидацию и какая может быть альтернатива?
Объект основных средств частично разрушен в результате боевых действий. Как оформить частичную ликвидацию и отразить ее в бухгалтерском и налоговом учете, а также определить стоимость уничтоженной части? В статье рассмотрим порядок документального оформления, подходы к оценке ликвидируемой части осн...
Популярное
16.11.2025
Учет незрелых насаждений в садоводстве
Из этой статьи вы узнаете: как вести учет незрелых насаждений в садоводстве, документально оформить и отразить в учете оприходование урожая, полученного от таких насаждений. Включение насаждений в состав незрелых Для целей учета многолетними насаждениями (в нашем случае – сад) считаются долг...
17.11.2025
Учет сельскохозяйственных многолетних насаждений
В статье обобщены правила классификации, документирования и бухгалтерского учета многолетних насаждений в сельском хозяйстве, включая порядок их создания, ввода в эксплуатацию и последующую амортизацию. Учет многолетних насаждений в сельском хозяйстве имеет целый ряд особенностей, поскольку такие об...
17.11.2025
Выращивание саженцев декоративных растений: документирование и бухучет
В статье рассмотрен порядок распределения затрат, определение производственной себестоимости и справедливой стоимости саженцев, а также особенности их бухгалтерского учета. Из этой статьи вы узнаете: как сельхозпредприятию организовать учет расходов на выращивание декоративных культур; как докум...
Новое
23.12.2025
Как единщикам четвертой группы облагать налогом на прибыль операции с ценными бумагами
Предприятиям – плательщикам единого налога четвертой группы, которые в 2025 году осуществляли операции с ценными бумагами, возможно, придется подать декларацию по налогу на прибыль за этот год и уплатить налог. Этого требует Закон от 21.08.2025 № 4577-IX «О внесении изменений в Налоговый...
22.12.2025
Хранение остатков горючего после аннулирования лицензии: какой штраф грозит предприятию?
В статье расскажем об ответственности предприятия, хранящего горючее для собственного потребления после аннулирования лицензии. Ситуация. Предприятие не уплатило очередной платеж за лицензию на хранение горючего для собственных нужд (далее – лицензия). Налоговая аннулировала лицензию. Сейчас п...
16.12.2025
Документальное оформление операций по списанию имущества
Списание запасов и основных средств из-за физического или морального старения, непригодности или форс-мажорных обстоятельств требует четкого документального подтверждения. В статье расскажем, какие документы следует оформить в случае списания имущества и приведем их образцы для использования на прак...
Лучшие материалы