Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как переоценка ОС влияет на финансово-хозяйственную деятельность


Когда проводят переоценку

Состав и стоимость основных средств (далее – ОС) играют важную роль в финансовом состоянии предприятий. Поэтому от их достоверной оценки во многом зависят показатели финансовой устойчивости и платежеспособности. Одним из инструментов регулирования стоимости ОС является переоценка.

Переоценку проводят, если остаточная стоимость объекта ОС существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса (п. 16 П(С)БУ 7 «Основные средства»).

Как правило, за критерий существенности принимают величину, равную 1 % чистой прибыли (убытка) предприятия или 10 % справедливой стоимости актива (пп. 2.20.1 Методических рекомендаций относительно учетной политики предприятия, утвержденных приказом Минфина от 27.06.13 г. № 635 (далее – Методрекомендации № 635); п. 34 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561 (далее – Методрекомендации № 561); п. 6 письма Минфина от 29.07.03 г. № 04230-108). Этот критерий обязательно должен быть определен в приказе об учетной политике предприятия (п. 2.1 Методрекомендаций № 635).

Проведение переоценки – дело добровольное. Проводить или не проводить, решает только предприятие.

Это подтверждает п. 16 П(С)БУ 7, согласно которому предприятие может переоценивать объект ОС, если его остаточная стоимость существенным образом отличается от справедливой стоимости на дату баланса. Минфин еще в письме от 20.03.03 г. № 053-2940 подчеркнул, что норма П(С)БУ 7 относительно переоценки ОС не является императивной и имеет только разрешительный характер. Предприятия могут вести учет ОС по приоритетной – исторической (фактической, первоначальной) стоимости приобретения этих объектов или по переоцененной стоимости.

Поэтому даже если указанное отличие превысило порог существенности, предприятие, не найдя выгод в проведении переоценки, может и отказаться от нее.

Если же предприятие желает провести переоценку, то она возможна лишь при условии, что разница между балансовой и справедливой стоимостью является существенной.

Этапы проведения переоценки

Правила и практические примеры учета переоценки мы рассматривали детально в «Переоценка основных средств: основные правила и учет».

Напомним коротко основные этапы ее проведения (п. 17 П(С)БУ 7):

  • определяем справедливую стоимость объекта, который собираемся переоценить;
  • определяем индекс переоценки (путем деления справедливой стоимости объекта на его остаточную стоимость);
  • исчисляем переоцененную первоначальную стоимость объекта и переоцененный износ (для этого первоначальную стоимость и сумму износа умножаем на полученный индекс переоценки). Разница между этими показателями и будет переоцененной остаточной стоимостью объекта.

Если остаточная стоимость объекта равна нулю, то его переоцененная остаточная стоимость определяется путем добавления справедливой стоимости этого объекта к его первоначальной (переоцененной) стоимости без изменения суммы износа (п. 17 П(С)БУ 7).

Как переоценка влияет на финрезультат

Чтобы объяснить логику влияния переоценки на финансовые результаты деятельности предприятия, репрезентованные в финотчетности, покажем, как этот процесс отражается на счетах бухучета (см. таблицу).

Правила отражения результатов переоценки ОС в бухучете

Дооценка

Уценка

Сумма дооценки увеличивает капитал в дооценках (п. 19 П(С)БУ 7).

Делаются следующие записи:

– на сумму дооценки первоначальной стоимости объекта: Дт 10 «Основные средства» – Кт 411 «Дооценка (уценка) основных средств»:

– на сумму дооценки износа: Дт 10 – Кт 131 «Износ основных средств»

Сумма первой уценки отражается в составе расходов отчетного периода (п. 19 П(С)БУ 7).

Делаются следующие записи:

– на сумму уценки остаточной стоимости объекта: Дт 975 «Уценка необоротных активов и финансовых инвестиций» – Кт 10;

– на сумму уценки износа: Дт 131 – Кт 10

Так же отражаются результаты всех дальнейших дооценок/уценок, проведенных «в одну сторону» (т. е. дооценок ранее уже дооцененных объектов или уценок ранее уже уцененных объектов)

Дооценка ранее уцененных ОС

Уценка ранее дооцененных ОС

Превышение суммы предыдущих уценок объекта над суммой предыдущих дооценок.

Сумма очередной (последней) дооценки в пределах превышения включается в состав доходов отчетного периода. Разница направляется на увеличение капитала в дооценках (абзац первый п. 20 П(С)БУ 7).

Делаются следующие записи:

– на сумму дооценки остаточной стоимости (в пределах предыдущих уценок, которые были включены в состав расходов): Дт 10 – Кт 746 «Прочие доходы»;

– на сумму превышения дооценки остаточной стоимости над суммой предыдущих уценок, которые были включены в состав расходов: Дт 10 – Кт 411;

– на сумму дооценки износа: Дт 10 – Кт 131

Превышение суммы предыдущих дооценок объекта над суммой предыдущих уценок.

Сумма очередной (последней) уценки в пределах превышения направляется на уменьшение капитала в дооценках.

Разницу включают в расходы отчетного периода (абзац второй п. 20 П(С)БУ 7).

Делаются следующие записи:

– на сумму уценки остаточной стоимости (в пределах суммы предыдущих дооценок): Дт 411 – Кт 10;

– на сумму превышения уценки остаточной стоимости объекта над предыдущими дооценками: Дт 975 – Кт 10;

– на сумму уценки износа: Дт 131 – Кт 10

Сальдо дооценок на субсчете 411 может быть списано (п. 21 П(С)БУ 7, п. 38 Методрекомендаций № 561) корреспонденцией Дт 411 – Кт 44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)» двумя способами:

1) разово при выбытии объектов ОС, которые ранее были дооценены;

2) с установленной периодичностью (ежемесячно, ежеквартально, раз в год) в сумме, пропорциональной начислению амортизации, а в случае выбытия объекта ОС списывается остаток суммы дооценок.

Выбранный метод списания капитала в дооценках определяют в учетной политике предприятия.

Обратите внимание: с субсчета 411 списывают не сумму амортизации, а сумму, пропорциональную начисленной амортизации. И если первоначальная стоимость объекта ОС в дальнейшем меняется, то пропорционально меняется и сумма списания.

Как видно из таблицы, в случае переоценки объектов ОС в учете могут возникать доходы и расходы. Кроме того, результаты переоценки могут влиять на сумму амортизации объекта ОС, которая будет начисляться после переоценки.

Следует ли проводить переоценку

Как мы уже отмечали, проведение переоценки – это право предприятия, а не обязанность. Принимая решение о ее проведении или непроведении, предприятие прежде всего должно анализировать доводы за и против.

Итак, если вы намерены провести переоценку, то советуем обратить внимание на следующее.

Плюсы

В результате дооценки увеличивается первоначальная и остаточная стоимость ОС. Также дооценка увеличивает стоимость капитала в дооценках, который является частью собственного капитала. А это приводит:

  • к улучшению инвестиционной привлекательности предприятия, в частности показателей платежеспособности и ликвидности. Значит, улучшается кредитоспособность предприятия, расширяются возможности привлечения заемных ресурсов, устраняется угроза банкротства;
  • увеличению части имущества, стоимость которой выплачивается участнику общества в случае его выхода;
  • увеличению стоимости чистых активов.

Напомним: чистые активы – это активы предприятия за вычетом его обязательств (п. 4 П(С)БУ 19 «Объединение предприятий»). Их размер соответствует собственному капиталу общества, репрезентованному в стр. 1495 формы № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)».

В случае уменьшения стоимости чистых активов общества более чем на 50 % в сравнении с их стоимостью на конец предыдущего года нужно уменьшать уставный капитал общества или вообще ликвидировать его (ч. 3 ст. 31 Закона от 06.02.18 г. № 2275-VІІІ «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»). Поэтому если предприятие видит, что стоимость его чистых активов может оказаться меньше зарегистрированного размера уставного капитала, следует обратиться к дооценке ОС. Это позволит увеличить стоимость чистых активов, тем самым изменив в благоприятную сторону соотношение между размером чистых активов и уставным капиталом.

В результате уценки уменьшается первоначальная та остаточная стоимость ОС. Уценка, как правило, не влияет на размер собственного капитала (за исключением случаев, когда уцениваются ранее дооцененные ОС, см. таблицу).

Соответственно:

  • уменьшение амортизируемой стоимости ОС уменьшает амортизационные отчисления и себестоимость продукции;
  • в результате уменьшения остаточной стоимости ОС уменьшается база для начисления НДС по операциям продажи уцененного объекта. Ведь согласно абзацу второму п. 188.1 Налогового кодекса (далее – НК) в случае продажи переоцененного объекта ОС база налогообложения не может быть ниже балансовой (остаточной) стоимости по данным бухучета, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции.

Минусы

1. Оценку ОС для целей бухучета может проводить только субъект оценочной деятельности (ст. 7 Закона от 12.07.01 г. № 2658-III «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине»., далее – Закон № 2658). Поэтому предприятие не может провести переоценку ОС только силами своих специалистов. То есть переоценка будет требовать дополнительных расходов. Если же предприятие осуществит переоценку ОС самостоятельно, переоценка будет признана недействительной (ст. 8 Закона № 2658). К тому же в таком случае может иметь место занижение объекта налогообложения, в частности, по налогу на прибыль или единому налогу (касается плательщиков единого налога третьей группы), а если переоцененные ОС проданы – еще и НДС. Выявление такого факта при проведении проверки влечет за собой начисление штрафа согласно ст. 123 НК и пени (ст. 129 НК).

2. В случае переоценки объекта ОС на одну и ту же дату осуществляется переоценка всех объектов группы ОС, к которой относится этот объект (п. 16 П(С)БУ 7).

Напомним, что группа ОС – это совокупность однотипных по техническим характеристикам, назначению и условиям использования необоротных материальных активов (п. 4 П(С)БУ 7). Перечень обобщенных групп ОС содержит п. 5 П(С)БУ 7.

То есть если предприятие решило переоценить, например, один комбайн, то нужно будет переоценивать всю сельхозтехнику.

3. Переоценку объектов той группы, которая уже была переоценена, со временем нужно будет проводить с такой регулярностью, чтобы остаточная стоимость этих объектов на дату баланса существенным образом не отличалась от их справедливой стоимости (п. 16 П(С)БУ 7). А это – расходы средств и времени.

Выводы

Решение о проведении переоценки ОС принимает руководство предприятия. И главный бухгалтер непосредственно должен быть привлечен к этому. Ведь в результате переоценки меняются показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые приводятся в финотчетности.

Предприятие имеет полное право не переоценивать ОС даже тогда, когда их остаточная стоимость существенным образом отличается от справедливой стоимости на дату баланса. А вот в обратной ситуации – при желании предприятия провести переоценку – это возможно лишь в случае, если разница между балансовой и справедливой стоимостью является существенной.

Правила отражения результатов переоценки ОС в бухучете.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
10.04.2025
Как обжаловать индивидуальную налоговую консультацию: практические советы
Индивидуальная налоговая консультация (далее – ИНК) является важным инструментом взаимодействия между налогоплательщиком и контролирующим органом, который должен обеспечить предсказуемость и стабильность налоговых правоотношений. Однако на практике бывают случаи, когда выданная ИНК противоречи...
04.04.2025
Предприниматель мобилизован, но продолжает вести деятельность через представителя: как оформлять договоры?
Предприниматель был мобилизован, но продолжает вести предпринимательскую деятельность, выдав для этих целей доверенность своей жене. Доверенность предусматривает, в частности, право на заключение договоров от имени предпринимателя. В связи с этим возник вопрос: как нужно оформлять договоры, которые ...
02.04.2025
Тара для готовой продукции: бухгалтерский учет
Каждое сельскохозяйственное предприятие хотя бы раз сталкивалось с вопросом учета тары. Она может использоваться как для упаковки готовой продукции, так и для хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей. А предприятие может быть как продавцом, реализующим продукцию в таре, так и покупа...
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
06.02.2025
Плата за землю: отчитываемся за 2025 год
Плата за землю состоит из земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности (далее – арендная плата). То есть, если в собственности субъекта хозяйствования есть земельные участки либо он арендует земли государственной или коммунальной собственности, ему н...
04.02.2025
Минимальное налоговое обязательство: как определить за 2024 год
Субъекты хозяйствования, имеющие в собственности или пользовании сельскохозяйственные угодья, должны определить за 2024 год минимальное налоговое обязательство (далее – МНО) за такие участки. По своей сути МНО – это минимальный размер обязательства, которое должен уплатить собственник ил...
Новое
10.04.2025
Как обжаловать индивидуальную налоговую консультацию: практические советы
Индивидуальная налоговая консультация (далее – ИНК) является важным инструментом взаимодействия между налогоплательщиком и контролирующим органом, который должен обеспечить предсказуемость и стабильность налоговых правоотношений. Однако на практике бывают случаи, когда выданная ИНК противоречи...
07.04.2025
Предприятие сдает в аренду часть помещения: как оформить договор, подать форму № 20-ОПП и что с налогом на недвижимость?
На практике нередко возникают ситуации, когда предприятие планирует сдать в аренду только часть помещения (склада, ангара и т. п.). Однако в таких случаях возникает ряд вопросов, в частности: как правильно указать в договоре аренды, что в пользование передается именно часть помещения; нужно ли п...
04.04.2025
Предприниматель мобилизован, но продолжает вести деятельность через представителя: как оформлять договоры?
Предприниматель был мобилизован, но продолжает вести предпринимательскую деятельность, выдав для этих целей доверенность своей жене. Доверенность предусматривает, в частности, право на заключение договоров от имени предпринимателя. В связи с этим возник вопрос: как нужно оформлять договоры, которые ...
Лучшие материалы