Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Как обосновать закупку запчастей для сельхозтехники, чтобы ее не признали фиктивной

05.05.2020 804 0 2

Аграрное предприятие закупает комплектующие запчасти к сельхозтехнике у поставщика, оформив необходимые документы: договор купли-продажи, расходную накладную, ТТН. При документальной внеплановой проверке налоговый орган выявил нарушение налогового законодательства. Проанализировав деятельность контрагентов, он установил, что у одного из них нет законного ввода товара в обращение в связи с отсутствием этого товара у его поставщиков. Поэтому налоговая указывает на получение налогоплательщиком соответствующего товара как из источника неизвестного происхождения. Возникает необходимость в обосновании реальности закупки запчастей у контрагента.


Какие обстоятельства приводят к признанию операции фиктивной

Налоговый орган делает заключение о фиктивности приобретения запчастей исходя из:

  • отсутствия реального декларирования производства товара контрагентом;
  • непринадлежности контрагента к сфере материального производства и экономической деятельности по производству соответствующего товара и к субъектам хозяйственно-торговой деятельности материально-технического снабжения и сбыта товара;
  • аннулирования у контрагента свидетельства плательщика НДС в связи с непредставлением налоговых деклараций по НДС;
  • отсутствия налогоплательщика по местонахождению;
  • отсутствия у контрагента необходимых физических, технических, технологических и трудовых ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности;
  • отсутствия информации о первичных документах, на основании которых осуществлялось получение и транспортировка товара.

Заключение фискального органа о фиктивности приобретения следует из того, что налогоплательщик не предоставил для проверки документы с информацией о:

  • лицах, которые подписывали документы, ставшие основанием для поставки товара от контрагента, и которые принимали поставленный товар;
  • порядке заказа и приема товара;
  • ресурсах, привлеченных налогоплательщиком для разгрузки товара;
  • первичных документах, сопровождавших получение товара;
  • датах и номерах записей в журналах/регистрах, подтверждающих вход/выход лиц с/на территорию (в складские помещения) налогоплательщика;
  • работниках предприятия, которые подписывали акты приема предоставленных услуг;
  • документах, подтверждающих соответствие продукции (декларации о соответствии, паспорт качества, сертификат соответствия; акты приема-передачи; документы, подтверждающие полномочия на осуществление хозяйственных операций в пользу предприятия.

В силу таких обстоятельств налоговый орган признает, что заключенный между налогоплательщиком и контрагентом договор не свидетельствует о реальном выполнении операции, составляющей его предмет. В акте налоговой проверки будет отмечено, что налогоплательщиком в нарушение п. 5 П(С)БУ «Доход», п. 5 П(С)БУ 11 «Обязательства» не отражена в составе доходов сумма по операциям по приобретению товара у контрагента как из источника неизвестного происхождения, что повлияло на правильность обложения налогом на прибыль.

Какие нормы законодательства опровергают позицию налогового органа

Налогоплательщику следует ссылаться на абзац четвертый ст. 1 Закона от 16.07.99 г. № 996- XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», в соответствии с которым хозяйственной операцией является действие или событие, вызывающее изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия. Фактически осуществленная хозяйственная операция характеризуется тем, что она приводит к реальным изменениям имущественного состояния налогоплательщика и его контрагента.

В письме ВАСУ от 02.06.11 г. № 742/11/13-11 говорится, что об отсутствии факта осуществления хозяйственной операции могут свидетельствовать, в частности, следующие обстоятельства:

  • у кого-либо из участников хозяйственной операции, по крайней мере у одного из них, не изменились активы, обязательства или собственный капитал;
  • получение имущественной выгоды или права на такую выгоду кем-нибудь из участников операции исключительно путем уменьшения базы налогообложения для определенного налога и/или получения средств из госбюджета;
  • временная поставка товара (т. е. с последующим возвратом того же товара без обоснованной экономической причины в следующих налоговых периодах поставщику от покупателя непосредственно либо через цепочку посредников);
  • результаты, отраженные в данных налогового учета кого-либо из участников хозяйственной операции, фактически не возникли вследствие отсутствия соответствующих действий кого-либо из участников такой операции (например, отражение получения услуг без их фактического предоставления или в случае их предоставления иным лицом, нежели тем, которое указано в данных налогового учета или первичных документах);
  • имитация купли товара у лица, которое его никогда не продавало.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Хозяйственного кодекса (далее – ХК) под хозяйственной деятельностью понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, которые имеют ценовую определенность. Налогоплательщикам как субъектам хозяйствования предоставлено право на заключение каких-либо сделок и осуществление какой-либо предпринимательской деятельности, не запрещенных законом (ч. 1 ст. 43 ХК).

Предоставляем данные контрагента из ЕГРПОУ и устав

Налогоплательщик должен предоставить налоговикам извлечение из ЕГРПОУ, подчеркнув в нем КВЭДы контрагента, касающиеся договора. Например, если он заключил договор поставки комплектующих к сельскохозяйственной технике, то КВЭД контрагента должен соответствовать: 49.41 «Грузовой автомобильный транспорт»; 52.10 «Складское хозяйство»; 52.24 «Транспортная обработка грузов»; 52.29 «Прочая вспомогательная деятельность в сфере транспорта»; 68.20 «Предоставление в аренду и эксплуатацию собственного или арендованного недвижимого имущества».

Наличие необходимых КВЭДов контрагента опровергает позицию налогового органа о невозможности контрагентом поставлять необходимый товар.

Кроме того, налогоплательщику следует предоставить налоговикам устав контрагента с указанием видов деятельности, которые им осуществлялись. Рекомендуем сослаться на конкретный пункт устава, определяющий виды его деятельности, как на обстоятельства, опровергающие позицию налогового органа о фиктивности операции.

Подтверждаем автотранспорт и дальнейшее использование товара в хоздеятельности

Налогоплательщику рекомендуется представить документы, подтверждающие наличие автотранспорта: договор аренды автомобиля, договор купли-продажи, технический паспорт.

Если у поставщика закупались запчасти на автомобиль, то они могли быть использованы на ремонт и обслуживание имеющегося автотранспорта. Последующее использование приобретенного у поставщика товара будет доказательством реальности хозяйственной операции.

При таких обстоятельствах следует составить надлежащие документы, которые подтвердят его использование. Налоговики будут настаивать на том, что наличие документов на запчасти для автомобиля не будет доказательством их использования в хоздеятельности. Поэтому налогоплательщику следует показать, где и когда они были использованы. Для этого нужно составить Акт ремонта автомобиля, указав в нем, какие детали были использованы.

Контролирующий орган может признать такой документ фиктивным, если налогоплательщик не представит документы, подтверждающие монтаж запчастей, например документы из службы технического обслуживания. Поэтому в Акте ремонта автомобиля следует указать и наемного работника, который выполнил такой ремонт.

Налогоплательщику рекомендуется принимать такого работника не на должность «водитель», а на должность «водитель-механик».

Составляем Акт монтажа оборудования

Итак, если должность водителя принято на должность «водитель-механик», то налоговый орган не сможет заявить, что налогоплательщик не имел необходимых трудовых ресурсов для ремонта собственного автотранспорта.

В то же время налогоплательщику следует указать конкретное место выполнения монтажа (например, арендованный гараж, стоянка) и его адрес. Налогоплательщик мог арендовать эстакаду на один-два дня. Доказательством может быть: договор аренды, акты приемки-передачи эстакады; платежные поручения на оплату аренды.

Если предприятие не заключало договор аренды гаража и не имеет такового в собственности, рекомендуется указать эстакады общего пользования, на которых можно выполнять монтаж автомобилей.

Позиция судов по закупке запчастей к сельхозтехнике

Удачным примером защиты прав налогоплательщика служит решение Киевского окружного административного суда от 11.12.19 г. по делу № 320/2584/19. Судом было учтено наличие у налогоплательщика собственного автотранспорта.

При вынесении решения суд учел, что предприятие использовало приобретенные запчасти на ремонт собственных автомобилей, доказательством чего служат акты выполненных работ по предоставлению услуг по техническому обслуживанию и ремонту. Приобретенные запасные части к автомобилям хранились в собственных складских помещениях налогоплательщика. Ремонтные работы были осуществлены собственными силами рабочих, которые занимаются сервисом и обслуживанием автомобилей. Один из них был допрошен в качестве свидетеля в суде. Суду был предоставлен приказ о назначении на должность и приказ о прекращении трудового договора с таким лицом:

«Отже, матеріалами справи підтверджується, що поставлені ТОВ «Отогруп» товари (запчастини та комплектуючі) були використані позивачем в процесі ремонту транспортних засобів, які ТОВ «БЛГ Логістікс» безпосередньо використовує для здійснення господарської діяльності з організації вантажних перевезень. Отже, враховуючи вищезазначене, суд дійшов висновку про те, що матеріалами справи підтверджується безпосередній зв`язок між правочинами, вчиненими позивачем з контрагентом ТОВ «Отогруп» з господарською діяльністю позивача».

Судом было учтено движение активов истца, установлена специальная налоговая правосубъектность участников хозяйственной операции, хозяйственная цель при совершении истцом сделок и сказано о правомерности включения предприятием расходов на комплектущие к автомобилям.

При отсутствии доказательств наличия автотранспорта на предприятии и последующего использования запасных частей к автомобилям суд откажет в удовлетворении иска. Примером может быть решение Луганского окружного административного суда от 26.09.19 г. по делу № 360/1843/19. Суд отметил, что налогоплательщик приобрел запасные части к автомобилю «Камаз». Поскольку общество не имело такого автомобиля на балансе, в удовлетворении иска о признании операции по приобретению запасных частей обоснованными расходами было отказано.

Удачным примером защиты предприятия является решение Второго апелляционного административного суда от 27.03.19 г. по делу № 816/1182/17. Судом было учтено, что налогоплательщик имеет КВЭД 01.11 «Выращивание зерновых культур (кроме риса), бобовых культур и семян масличных культур». Наличие у предприятия парка сельскохозяйственной техники подтверждается данными бухгалтерского учета. В частности, предприятие предоставило оборотно-сальдовые ведомости данных бухгалтерского учета по счету 012. Приобретение комплектующих запчастей подтверждалось договором купли-продажи, расходными накладными, актами выполненных работ по монтажу запчастей. Предприятие предоставило дефектные акты, удостоверяющие повреждение сельхозтехники. Суд отметил, что изготовление запасных частей, а также ремонт некоторых запчастей требует не специального образования (слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования), а скорее специальных навыков работы на токарном и фрезерном станках, работы с металлом (наплавка, шлифовка, выточка и т. п.). Поэтому предприятие имело право привлечь к ремонту сторонние организации или выполнить такие работы самостоятельно.

Выводы

При приобретении и списании запасных частей к автомобилям налогоплательщик должен учитывать следующее:

  1. В случае проверки ему придется предоставить контролирующему органу документы не только по приобретению запчастей, но и по их последующему использованию в хозяйственной деятельности.
  2. Приобретение запчастей следует обосновать составленным дефектным актом поломки автомобиля.
  3. Запасные части должны соответствовать марке автомобиля, имеющегося у собственности или в пользовании налогоплательщика.
  4. Для замены запчастей на автомобиле предприятию нужно иметь трудовые ресурсы.
  5. По результатам замены запчастей рекомендуется составить соответствующий акт.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы