Как бухгалтерские данные влияют на управленческие решения
21.06.2017 198 0 1
Иногда встречаются предприятия, у которых руководство не пользуется бухгалтерскими данными для управления предприятием. Поэтому приведем несколько простых примеров, как учетно-аналитическое обеспечение предприятия влияет на принятие управленческих решений.
Кто, кому и сколько должен
Обычная хозяйственная ситуация, когда предприятие кому-то должно и предприятию должны. Например, есть дебиторская задолженность по отгруженной продукции, кредиторская задолженность по текущим кредитам, по полученным товарам (работам, услугам) и т. п. Каждая из этих задолженностей имеет предельный срок оплаты, а также финансовую ответственность (штраф) за просрочку уплаты, или в случае кредита – процент за каждый день пользования.
Понимаем, что средств у любого предприятия всегда мало. Одному заплатил, другому, а третьему уже не хватает, потому что и тебе не заплатили своевременно. Поэтому приходится руководить задолженностями, следить, кому заплатить в первую очередь, кому во вторую и так далее. А каждая задолженность имеет свою цену неуплаты.
Например, предприятие пользуется кредитной линией со ставкой 0,08 % за каждый день пользования от суммы использованных средств. С другой стороны, за каждый день просрочки оплаты задолженности за приобретенные товары предприятие платит 0,07 %. Дилемма: взять средства с кредитной линии и заплатить за товар или подождать, пока поступит оплата за проданную продукцию и уплатить за товар полученными средствами? С экономической точки зрения более выгоден второй вариант. Хотя, согласитесь, не всегда цена неуплаты выражается в экономических категориях, то есть цифрах. Это могут быть и какие-то личные отношения. Например, «своим» платят более охотно.
Представьте, что таких текущих задолженностей у предприятия, например, 100. Одна за одной они то погашаются, то возникают. Кто будет следить за этим? Бухгалтерия, финансовый отдел. Именно они делают расчеты и докладывают руководителю, а руководитель на основании этой информации дает указания на оплату. Итак, влияет ли учет задолженностей на эффективность предприятия? Да, однозначно влияет.
Что имеем?
Среднестатистическое предприятие имеет, условно говоря, с тысячу единиц различного имущества – оборудования, машин, зданий и т. п. Все ли предприятия проводят инвентаризацию? Все ли дооценивают имущество? Сразу скажем: есть такие предприятия, которые даже не знают перечень всего своего имущества, не то что его стоимости. А, например, для того чтобы взять в банке кредит, обычно нужно передать банку в залог имущество.
Какое подразделение на предприятии занимается учетом имущества? Бухгалтерия. Бухгалтер следит за своевременным и правильным проведением инвентаризации, дооценкой имущества. Верней, бухгалтер как учетный специалист своевременно извещает руководителя о необходимости таких процедур (см. п. 7 ст. 8 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», далее – Закон № 996).
Руководитель (собственник) принимает решение, дает указания, ведь именно он является ответственным за организацию бухучета (п. 2, 3, 6 ст. 8 Закона № 996). Вероятность получить большую сумму кредита возрастает в случае наличия учтенного, своевременно проинвентаризированного, дооцененного имущества.
Так если предприятие под залог одного и того же имущества может привлечь большую сумму кредита – это эффективно? Значит, в этом смысле бухгалтерские решения влияют на эффективность предприятия.
Сначала – диагностика, потом – лечение
Бухгалтерскую информацию по аналогии можно воспринимать как показатели диагностики для человека. Если вас что-то беспокоит, вы идете к врачу. Врач сперва собирает анамнез (опрашивает больного), дает направление на анализы, и человек сдает анализы – кровь и т. п. Получив результаты исследований и имея картину болезни, врач назначает лечение. Человек лечится и выздоравливает.
То же и бухгалтерская информация. Она дает показатели хозяйственного состояния предприятия: сколько и какого имущества, кто кому и сколько должен, какова величина прибыли, сколько средств на счете и т. п. Только имея эту информацию, можно принять адекватное управленческое решение. В сгруппированном, систематизированном виде она вместится на одном-двух листах. Однако же сколько работы, времени нужно, чтобы ее собрать! Сколько умения нужно, чтобы правильно сгруппировать! Именно в этом и состоит сущность бухгалтерской работы!
Пример
Предприятие планирует привлечь кредит на сумму 500 тыс. грн. сроком на один год на приобретение оборудования. Проценты за кредит – 150 тыс. грн. По данным бухгалтерского учета в прошлом году объем продажи продукции составил 3 600 тыс. грн. (в т. ч. НДС – 600 тыс. грн.). Расходы составили 2 300 тыс. грн. (в т. ч. НДС – 300 тыс. грн. (не все расходы с НДС)). Получена прибыль 1 000 тыс. грн., уплачен НДС в бюджет – 300 тыс. грн. (600 тыс. грн. – 300 тыс. грн.). Приобретение оборудования позволит нарастить годовые объемы продажи на 15 % в сравнении с прошлым годом. Пропорционально увеличатся и расходы. Целесообразно ли предприятию приобретать оборудование? Хватит ли у него для этого собственных средств?
Предварительный анализ бухгалтерских данных позволяет сделать следующий вывод.
Объем продажи после приобретения оборудования будет составлять 4 140 тыс. грн. (3 600 тыс. грн. х 1,15) (в т. ч. НДС – 690 тыс. грн.).
Расходы – 2 645 тыс. грн. (2 300 тыс. грн. х 1,15) [в т. ч. НДС – 345 тыс. грн. (300 тыс. грн. х 1,15)].
Прибыль составит 1 150 тыс. грн. [(4 140 тыс. грн. – 690 тыс. грн.) – (2 645 тыс. грн. – 345 тыс. грн.)].
Это фактически собственные средства предприятия. Их хватит на привлечение кредита и выплату процентов 650 тыс. грн. (500 тыс. грн. + + 150 тыс. грн.), если, конечно, собственные средства будут расходоваться на другие цели в сумме не более 500 тыс. грн. (1 150 тыс. грн. – – 650 тыс. грн.).
НДС к уплате в бюджет – 345 тыс. грн. (690 тыс. грн. – 345 тыс. грн.). Период окупаемости без учета дисконтирования – 3,3 года [500 тыс. грн. : (1 150 тыс. грн. – 1 000 тыс. грн.)].
На основании такого простого анализа бухгалтерских данных видно, что предприятию целесообразно приобретать оборудование и для этого у него хватит собственных средств. Однако же для того, чтобы сделать какой-либо анализ, бухгалтерские данные должны быть полными, своевременными, правильно сгруппированными. Иначе анализа не выйдет.
И напоследок: не забудьте сказать директору, что если он возьмет кредит, который вместе с процентами ему обойдется в 650 тыс. грн., то для погашения такого кредита должны быть собственные средства на эту же сумму. Собственные средства получаются в основном от продажи продукции (или могут вноситься учредителями в статутный капитал). А если продать продукцию, то, чтобы осталось в итоге 650 тыс. грн. свободных средств, нужно будет уплатить НДС в бюджет на сумму 130 тыс. грн. (650 тыс. грн. х 20 %). Бухгалтерский учет показывает сбалансированность между разными показателями деятельности.
Комментарии к материалу