Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Готовим сельхозтехнику: учет ремонтов


Из данной статьи вы узнаете:

  • как различить текущий и капитальный виды ремонтов;
  • как документально оформить ремонт сельхозтехники;
  • особенности бухгалтерского учета.

Виды ремонтов

Начнем с того, что в бухгалтерском учете ремонт подразделяется на текущий и капитальный. Такое распределение зависит от цели ремонта и характера проведенных работ. Так, если ремонт выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и заключается в замене и(или) восстановлении отдельных частей и приводит к получению первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, то это текущий ремонт (п. 1.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102, далее – Положение № 102; п. 15 П(С)БУ 7 «Основные средства»).

В случае если ремонт выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением каких-либо частей, в том числе базовых, и в то же время приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта, то такой ремонт считается капитальным (п. 1.3 Положения № 102, п. 15 П(С)БУ 7).

Документальное оформление

Единого порядка документирования ремонтов нет. Поэтому каждое предприятие должно позаботиться об этом самостоятельно. При этом следует руководствоваться нормами:

  • приказа Минагрополитики от 27.09.07 г. № 701 «Об утверждении специализированных форм первичных документов по учету основных средств и прочих необоротных активов сельскохозяйственных предприятий и методических рекомендаций по их применению (далее – Приказ № 701);
  • приказа Минагрополитики от 21.12.07 г. № 929 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению специализированных форм первичных документов по учету производственных запасов в сельскохозяйственных предприятиях (далее – Приказ № 929).

Руководствуясь этими документами и учитывая практику деятельности, предлагаем следующий порядок документирования ремонтных работ (он одинаков для текущего и капитального ремонтов).

Этап 1. В случае выявления неисправности сельхозтехники работник, обслуживающий объект, делает заявку на его ремонт/улучшение в произвольной форме.

Этап 2. Если ремонт нужно провести в ремонтной мастерской предприятия, то при передаче техники на ремонт составляется в двух экземплярах Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (сільгоспоблік, форма № ОЗСГ-1, утвержденная Приказом № 701).

Этап 3. Для определения сложности ремонта, объема работ и потребности в запчастях объект осматривается комиссией в составе инженера-механика, заведующего ремонтной мастерской, работника, за которым закреплен объект. И независимо от того, каким способом планируется проводить ремонт – хозяйственным или подрядным – составляется Ведомость дефектов на ремонт машины (сільгоспоблік, форма № ВЗСГ-6, утвержденная Приказом № 929).

Если ремонт проводится сторонней организацией (имеется в виду подрядный способ), то следует заключить договор подряда на выполнение работ. Стоит также составить смету, указав в ней все расходы подрядчика, а также его вознаграждение за выполненную работу.

Этап 4. Именно с этого этапа начинается собственно ремонт. В зависимости от состава понесенных расходов применяют следующие первичные документы:

  • Лимитно-заборная карточка на получение запасных частей (сільгоспоблік, форма № ВЗСГ-2, утвержденная Приказом № 929), Накладная (внутрихозяйственного назначения) (сільгоспоблік, форма № ВЗСГ-8, утвержденная Приказом № 929) – для отпуска запчастей, ремонтных и других материалов;
  • Табель учета использования рабочего времени (типовая форма № П-5, утвержденная приказом Госкомстата от 05.12.08 г. № 489), Наряд на сдельную работу (для бригады) (сельхозучет, форма № 70, утвержденная приказом Минсельхоза СССР от 24.11.72 г. № 269-2, далее – Приказ № 269) или Наряд на сдельную работу (индивидуальный) (сельхозучет, форма № 70а, утвержденная Приказом № 269) – для начисления оплаты труда работникам, занятым на ремонтных работах.

Этап 5. При проведении ремонта оприходуют детали, узлы, агрегаты, снятые с машин и не пригодные к дальнейшему использованию по их назначению, в состав металлолома (по справедливой стоимости) по накладной (сільгоспоблік, форма № ВЗСГ-8).

Этап 6. По окончании ремонта объект возвращают в производственное подразделение и составляют Акт приемки-сдачи отремонтированных и реконструированных (модернизированных) объектов (сільгоспоблік, форма № ОЗСГ-2, утвержденная Приказом № 701), который применяется для оформления приемкисдачи основных средств с ремонта, выполненного собственными силами или сторонними организациями (подрядчиками).

Бухгалтерский учет

Порядок отражения ремонта сельхозтехники в бухучете зависит от того, приводит ли такой ремонт для поддержания объекта в рабочем состоянии к получению первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от использования объекта или к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от его использования.

Решение о характере и признаках осуществляемых предприятием работ, то есть направлены ли они на повышение технико-экономических возможностей (модернизация, модификация, достройка, реконструкция) объекта, что приведет в будущем к увеличению экономических выгод, или проводятся для поддержания объекта в пригодном для использования состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, принимается руководителем предприятия с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности таких расходов (п. 29 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561, далее – Методрекомендации № 561). Такое решение целесообразно оформить в отдельном приказе.

Если ремонт проводится для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод, то расходы на его проведение включаются в состав расходов отчетного периода (п. 32 Методрекомендаций № 561, п. 15 П(С)БУ 7).

Расходы же на ремонт, который приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта, включаются в капитальные инвестиции с будущим увеличением первоначальной стоимости объекта основных средств (п. 31 Методрекомендаций № 561, п. 14 П(С)БУ 7).

Обратите внимание: основанием для признания капитальными инвестициями расходов, связанных с улучшением основных средств, является рост (в результате этих расходов ожидаемого срока полезного использования объекта) количества и/или качества продукции (работ, услуг), которая производится (предоставляется) этим объектом (п. 31 Методрекомендаций № 561).

В свою очередь, следует отметить, что замена отдельных важных компонентов (частей) основных средств (двигателей и т. п.) может быть отражена как замена объекта основных средств, если срок полезного использования такой части отличается от срока полезного использования основных средств, к которым относится этот компонент. В таком случае замена отражается капитальными инвестициями на приобретение нового объекта основных средств и списанием замененного объекта. Расходы на улучшение основных средств для восстановления будущих экономических выгод, ожидаемых от их использования, признаются капитальными инвестициями при условии, что балансовая стоимость актива не превышает суммы его ожидаемого возмещения (п. 29 Методрекомендаций № 561).

Таким образом, если осуществляется текущий ремонт, то расходы на его проведение будут отражаться на счетах учета расходов (91 «Общепроизводственные расходы», 23 «Производство»).

Если же говорить о капитальном ремонте, то расходы на его проведение сначала будут накапливаться на счете 15 «Капитальные инвестиции», а после окончания ремонта – увеличат первоначальную стоимость отремонтированного объекта.

Выводы

1. Единого порядка документального оформления ремонтов нет. Поэтому каждое предприятие должно установить его самостоятельно. В помощь бухгалтеру мы сформировали оптимальную последовательность документального оформления ремонтов, которая подходит как для текущего, так и для капитального видов.

2. В зависимости от характера и признака проводимых работ расходы на ремонт сельхозтехники могут признаваться:

  • расходами деятельности и учитываться по Дт счетов 23 и 91;
  • капинвестициями по Дт 15, которые увеличивают первоначальную стоимость отремонтированного объекта.

Именно поэтому бухгалтеру следует серьезно подойти к данному вопросу и руководствоваться оформленным отдельным приказом по предприятию решением руководителя предприятия о цели проведения ремонта: для поддержания объекта в рабочем состоянии или для увеличения экономических выгод от его использования.

К сведению: ремонт на сельхозпредприятии может проводиться в собственной ремонтной мастерской. Это влечет за собой некоторые особенности отражения в бухучете.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
02.04.2025
Тара для готовой продукции: бухгалтерский учет
Каждое сельскохозяйственное предприятие хотя бы раз сталкивалось с вопросом учета тары. Она может использоваться как для упаковки готовой продукции, так и для хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей. А предприятие может быть как продавцом, реализующим продукцию в таре, так и покупа...
13.03.2025
Как оформить решение о выплате дивидендов частным предприятием
Как известно, решение о выплате дивидендов принимают собственники юридического лица. Эта процедура, как правило, регламентирована законодательно, а значит, предприятию остается лишь следовать правилам. Но если таким юрлицом является частное предприятие (далее – ЧП), то у его собственников возн...
11.03.2025
Списание горючего по GPS-мониторингу: основания и документирование
Технический прогресс превращает в атавизм ранее привычные вещи. Так, контроль за соблюдением норм расходования горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ), прописанных в устаревшем и оторванном от жизни приказе Минтранса от 10.02.1998 № 43 (далее – Приказ № 43, утратил силу с 02.11.2023), ...
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
05.05.2025
Можно ли продать многолетние насаждения без передачи прав на земельный участок, на котором они расположены?
На земельном участке были заложены многолетние насаждения. Может ли фермерское хозяйство приобрести отдельно эти насаждения по договору купли-продажи, не получая прав на земельный участок, на котором они расположены? Фермерским хозяйствам На земельном участке были заложены многолетние насаждения. М...
10.04.2025
Как обжаловать индивидуальную налоговую консультацию: практические советы
Индивидуальная налоговая консультация (далее – ИНК) является важным инструментом взаимодействия между налогоплательщиком и контролирующим органом, который должен обеспечить предсказуемость и стабильность налоговых правоотношений. Однако на практике бывают случаи, когда выданная ИНК противоречи...
07.04.2025
Предприятие сдает в аренду часть помещения: как оформить договор, подать форму № 20-ОПП и что с налогом на недвижимость?
На практике нередко возникают ситуации, когда предприятие планирует сдать в аренду только часть помещения (склада, ангара и т. п.). Однако в таких случаях возникает ряд вопросов, в частности: как правильно указать в договоре аренды, что в пользование передается именно часть помещения; нужно ли п...
Лучшие материалы