Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Готовим сельхозтехнику: учет ремонтов


Из данной статьи вы узнаете:

  • как различить текущий и капитальный виды ремонтов;
  • как документально оформить ремонт сельхозтехники;
  • особенности бухгалтерского учета.

Виды ремонтов

Начнем с того, что в бухгалтерском учете ремонт подразделяется на текущий и капитальный. Такое распределение зависит от цели ремонта и характера проведенных работ. Так, если ремонт выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и заключается в замене и(или) восстановлении отдельных частей и приводит к получению первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, то это текущий ремонт (п. 1.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102, далее – Положение № 102; п. 15 П(С)БУ 7 «Основные средства»).

В случае если ремонт выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением каких-либо частей, в том числе базовых, и в то же время приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта, то такой ремонт считается капитальным (п. 1.3 Положения № 102, п. 15 П(С)БУ 7).

Документальное оформление

Единого порядка документирования ремонтов нет. Поэтому каждое предприятие должно позаботиться об этом самостоятельно. При этом следует руководствоваться нормами:

  • приказа Минагрополитики от 27.09.07 г. № 701 «Об утверждении специализированных форм первичных документов по учету основных средств и прочих необоротных активов сельскохозяйственных предприятий и методических рекомендаций по их применению (далее – Приказ № 701);
  • приказа Минагрополитики от 21.12.07 г. № 929 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению специализированных форм первичных документов по учету производственных запасов в сельскохозяйственных предприятиях (далее – Приказ № 929).

Руководствуясь этими документами и учитывая практику деятельности, предлагаем следующий порядок документирования ремонтных работ (он одинаков для текущего и капитального ремонтов).

Этап 1. В случае выявления неисправности сельхозтехники работник, обслуживающий объект, делает заявку на его ремонт/улучшение в произвольной форме.

Этап 2. Если ремонт нужно провести в ремонтной мастерской предприятия, то при передаче техники на ремонт составляется в двух экземплярах Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (сільгоспоблік, форма № ОЗСГ-1, утвержденная Приказом № 701).

Этап 3. Для определения сложности ремонта, объема работ и потребности в запчастях объект осматривается комиссией в составе инженера-механика, заведующего ремонтной мастерской, работника, за которым закреплен объект. И независимо от того, каким способом планируется проводить ремонт – хозяйственным или подрядным – составляется Ведомость дефектов на ремонт машины (сільгоспоблік, форма № ВЗСГ-6, утвержденная Приказом № 929).

Если ремонт проводится сторонней организацией (имеется в виду подрядный способ), то следует заключить договор подряда на выполнение работ. Стоит также составить смету, указав в ней все расходы подрядчика, а также его вознаграждение за выполненную работу.

Этап 4. Именно с этого этапа начинается собственно ремонт. В зависимости от состава понесенных расходов применяют следующие первичные документы:

  • Лимитно-заборная карточка на получение запасных частей (сільгоспоблік, форма № ВЗСГ-2, утвержденная Приказом № 929), Накладная (внутрихозяйственного назначения) (сільгоспоблік, форма № ВЗСГ-8, утвержденная Приказом № 929) – для отпуска запчастей, ремонтных и других материалов;
  • Табель учета использования рабочего времени (типовая форма № П-5, утвержденная приказом Госкомстата от 05.12.08 г. № 489), Наряд на сдельную работу (для бригады) (сельхозучет, форма № 70, утвержденная приказом Минсельхоза СССР от 24.11.72 г. № 269-2, далее – Приказ № 269) или Наряд на сдельную работу (индивидуальный) (сельхозучет, форма № 70а, утвержденная Приказом № 269) – для начисления оплаты труда работникам, занятым на ремонтных работах.

Этап 5. При проведении ремонта оприходуют детали, узлы, агрегаты, снятые с машин и не пригодные к дальнейшему использованию по их назначению, в состав металлолома (по справедливой стоимости) по накладной (сільгоспоблік, форма № ВЗСГ-8).

Этап 6. По окончании ремонта объект возвращают в производственное подразделение и составляют Акт приемки-сдачи отремонтированных и реконструированных (модернизированных) объектов (сільгоспоблік, форма № ОЗСГ-2, утвержденная Приказом № 701), который применяется для оформления приемкисдачи основных средств с ремонта, выполненного собственными силами или сторонними организациями (подрядчиками).

Бухгалтерский учет

Порядок отражения ремонта сельхозтехники в бухучете зависит от того, приводит ли такой ремонт для поддержания объекта в рабочем состоянии к получению первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от использования объекта или к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от его использования.

Решение о характере и признаках осуществляемых предприятием работ, то есть направлены ли они на повышение технико-экономических возможностей (модернизация, модификация, достройка, реконструкция) объекта, что приведет в будущем к увеличению экономических выгод, или проводятся для поддержания объекта в пригодном для использования состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, принимается руководителем предприятия с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности таких расходов (п. 29 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561, далее – Методрекомендации № 561). Такое решение целесообразно оформить в отдельном приказе.

Если ремонт проводится для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод, то расходы на его проведение включаются в состав расходов отчетного периода (п. 32 Методрекомендаций № 561, п. 15 П(С)БУ 7).

Расходы же на ремонт, который приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта, включаются в капитальные инвестиции с будущим увеличением первоначальной стоимости объекта основных средств (п. 31 Методрекомендаций № 561, п. 14 П(С)БУ 7).

Обратите внимание: основанием для признания капитальными инвестициями расходов, связанных с улучшением основных средств, является рост (в результате этих расходов ожидаемого срока полезного использования объекта) количества и/или качества продукции (работ, услуг), которая производится (предоставляется) этим объектом (п. 31 Методрекомендаций № 561).

В свою очередь, следует отметить, что замена отдельных важных компонентов (частей) основных средств (двигателей и т. п.) может быть отражена как замена объекта основных средств, если срок полезного использования такой части отличается от срока полезного использования основных средств, к которым относится этот компонент. В таком случае замена отражается капитальными инвестициями на приобретение нового объекта основных средств и списанием замененного объекта. Расходы на улучшение основных средств для восстановления будущих экономических выгод, ожидаемых от их использования, признаются капитальными инвестициями при условии, что балансовая стоимость актива не превышает суммы его ожидаемого возмещения (п. 29 Методрекомендаций № 561).

Таким образом, если осуществляется текущий ремонт, то расходы на его проведение будут отражаться на счетах учета расходов (91 «Общепроизводственные расходы», 23 «Производство»).

Если же говорить о капитальном ремонте, то расходы на его проведение сначала будут накапливаться на счете 15 «Капитальные инвестиции», а после окончания ремонта – увеличат первоначальную стоимость отремонтированного объекта.

Выводы

1. Единого порядка документального оформления ремонтов нет. Поэтому каждое предприятие должно установить его самостоятельно. В помощь бухгалтеру мы сформировали оптимальную последовательность документального оформления ремонтов, которая подходит как для текущего, так и для капитального видов.

2. В зависимости от характера и признака проводимых работ расходы на ремонт сельхозтехники могут признаваться:

  • расходами деятельности и учитываться по Дт счетов 23 и 91;
  • капинвестициями по Дт 15, которые увеличивают первоначальную стоимость отремонтированного объекта.

Именно поэтому бухгалтеру следует серьезно подойти к данному вопросу и руководствоваться оформленным отдельным приказом по предприятию решением руководителя предприятия о цели проведения ремонта: для поддержания объекта в рабочем состоянии или для увеличения экономических выгод от его использования.

К сведению: ремонт на сельхозпредприятии может проводиться в собственной ремонтной мастерской. Это влечет за собой некоторые особенности отражения в бухучете.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
16.12.2025
Списание испорченных запасов: документальное оформление и учет
Как действовать предприятию, если запасы испортились вследствие вражеской атаки, длительного отключения электроэнергии или истечения срока годности? В статье рассмотрим порядок действий в данной ситуации, документальное оформление списания и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Списание ...
11.12.2025
Изношенная офисная техника: правила утилизации и отражения в бухучете
Из этой статьи вы узнаете: о требованиях законодательства относительно утилизации офисной техники; порядке документирования и бухгалтерского учета операций по списанию и утилизации офисной техники. Списание имущества из-за уничтожения и непригодности Списание сельхозкультур и имущества из-за ...
04.12.2025
Объект основных средств частично разрушен в ходе военных действий: как отразить в учете частичную ликвидацию и какая может быть альтернатива?
Объект основных средств частично разрушен в результате боевых действий. Как оформить частичную ликвидацию и отразить ее в бухгалтерском и налоговом учете, а также определить стоимость уничтоженной части? В статье рассмотрим порядок документального оформления, подходы к оценке ликвидируемой части осн...
Популярное
16.11.2025
Учет незрелых насаждений в садоводстве
Из этой статьи вы узнаете: как вести учет незрелых насаждений в садоводстве, документально оформить и отразить в учете оприходование урожая, полученного от таких насаждений. Включение насаждений в состав незрелых Для целей учета многолетними насаждениями (в нашем случае – сад) считаются долг...
17.11.2025
Учет сельскохозяйственных многолетних насаждений
В статье обобщены правила классификации, документирования и бухгалтерского учета многолетних насаждений в сельском хозяйстве, включая порядок их создания, ввода в эксплуатацию и последующую амортизацию. Учет многолетних насаждений в сельском хозяйстве имеет целый ряд особенностей, поскольку такие об...
22.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
Новое
16.12.2025
Документальное оформление операций по списанию имущества
Списание запасов и основных средств из-за физического или морального старения, непригодности или форс-мажорных обстоятельств требует четкого документального подтверждения. В статье расскажем, какие документы следует оформить в случае списания имущества и приведем их образцы для использования на прак...
16.12.2025
Списание испорченных запасов: документальное оформление и учет
Как действовать предприятию, если запасы испортились вследствие вражеской атаки, длительного отключения электроэнергии или истечения срока годности? В статье рассмотрим порядок действий в данной ситуации, документальное оформление списания и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Списание ...
15.12.2025
Металлолом, полученный от списания основных средств: оприходование и реализация
После списания основных средств на предприятии часто образуется металлолом, который можно оприходовать и выгодно сдать. В статье расскажем, как такие операции оформить документально и отразить в учете, а также нужно ли при этом распределять НДС. Списание имущества из-за уничтожения и непригодности ...
Лучшие материалы