Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Форс-мажор в сельском хозяйстве

В этой консультации расскажем, как отразить в учете гибель посевов сельхозпродукции, ее порчу на складе и падеж животных, которые произошли вследствие форс-мажора (засухи, заморозков, наводнения, пожара и т. п.).

Для отражения расходов, которые понесло предприятие вследствие форс-мажорных обстоятельств, предназначен субсчет 977 «Прочие расходы деятельности». На этот же субсчет относят и затраты на ликвидацию последствий таких обстоятельств (утилизация уничтоженной продукции, зарплата персонала и т. п.).

Стоимость испорченной продукции/товаров списывают на расходы того отчетного периода, в котором они были понесены (п. 14 П(С)БУ 9 «Запасы»).

Операция по списанию уничтоженных активов (посевов, сельхозпродукции, животных и т. п.) не является объектом обложения НДС, поскольку отсутствует факт поставки товаров/услуг.

Но, поскольку такие активы не будут использованы в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности (плательщик НДС не получит доход от их продажи), следует начислить так называемые компенсирующие налоговые обязательства (далее – НО) согласно п. 198.5 НК, причем только на стоимость тех товаров/услуг, которые были приобретены у плательщиков НДС. Поэтому, когда списывают уничтоженные стихией активы, НО начисляют не на всю их стоимость, а только на стоимость приобретенных с НДС товаров/услуг, которые включены в себестоимость таких активов. То есть цель начисления компенсирующих НО – сбалансировать налоговый кредит.

Например, если говорить о списании погибших животных, то для их выращивания приобретались корма, ветпрепараты, услуги других организаций, электроэнергия и т. п. Именно на стоимость таких товаров/услуг следует начислить компенсирующие НО. Для этого надо проанализировать составляющие себестоимости животных, которые подлежат списанию, и выделить из нее стоимость приобретенных с НДС товаров/услуг. Расчет НО рекомендуем оформить бухгалтерской справкой.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
25.07.2025
Как оформить маркетинговые услуги без налоговых рисков
Как правильно оформить маркетинговые услуги во избежание претензий налоговиков? Мы рассмотрим ключевые признаки, риски и приведем готовые формулировки для договоров и актов, а также образец приказа. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Маркетинг...
25.07.2025
Как исправить ошибку, если налоговая накладная выписана на покупателя-неплательщика, а он оказался плательщиком НДС
В статье рассмотрим, как исправить ошибку, если поставщик выписал налоговую накладную покупателю как неплательщику, а потом оказалось, что он является плательщиком НДС. Нередко на практике случается такая ситуация. Покупатель не сообщил поставщику, что он плательщик НДС, и поставщик выписал налогову...
30.06.2025
С даты оформления налоговой накладной прошло 365 дней: может ли плательщик НДС воспользоваться налоговым кредитом?
Рассмотрим, может ли плательщик НДС воспользоваться налоговым кредитом, если с даты составления налоговой накладной истекло 365 дней. Практическая ситуация Бухгалтер выявила налоговую накладную, с даты оформления которой прошло 365 дней. Налоговая накладная была зарегистрирована своевременно и не б...
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
27.05.2025
На предприятии сменился директор: 7 вопросов из практики
В статье рассмотрены вопросы, которые возникают у предприятия в случае смены директора. Вопросы касаются оформления трудовых отношений, регистрации смены директора в ЕГР, информирования налогового органа, контрагентов и оформления электронной подписи.  Акценты этой статьи: Нужно ли регистрир...
Новое
25.07.2025
Как оформить маркетинговые услуги без налоговых рисков
Как правильно оформить маркетинговые услуги во избежание претензий налоговиков? Мы рассмотрим ключевые признаки, риски и приведем готовые формулировки для договоров и актов, а также образец приказа. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Маркетинг...
25.07.2025
Как исправить ошибку, если налоговая накладная выписана на покупателя-неплательщика, а он оказался плательщиком НДС
В статье рассмотрим, как исправить ошибку, если поставщик выписал налоговую накладную покупателю как неплательщику, а потом оказалось, что он является плательщиком НДС. Нередко на практике случается такая ситуация. Покупатель не сообщил поставщику, что он плательщик НДС, и поставщик выписал налогову...
22.07.2025
Следует ли оформлять решение учредителей ООО/ФХ для расторжения договора субаренды
В статье расскажем, необходимо ли оформлять решение учредителей ООО/ФХ, если договор субаренды прекращается досрочно. В статье на примере двух практических ситуаций рассмотрим, следует ли получать предварительное согласие учредителей ООО/членов фермерского хозяйства для расторжения договора субаренд...
Лучшие материалы