На какую господдержку могут рассчитывать ФХ в 2021 году
Для фермерских хозяйств (далее – ФХ) предусмотрена отдельная программа государственной поддержки, порядок использования средств по которой утвержден постановлением КМУ от 07.02.18 г. № 106 (далее – Порядок № 106). Причем постановлением КМУ от 21.04.21 г. № 384 Порядок № 106 полностью изложен в новой редакции. Рассмотрим, кто из фермеров может претендовать на получение бюджетных средств в этом году.
Направление господдержки ФХ в текущем году
Для финансирования направления «Финансовая поддержка развития фермерских хозяйств», которое входит в государственную программу КПКВК 2801580 «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей на 2021 год», из госбюджета выделено 175 млн грн.
Заметим, что по сравнению с прошлым годом количество направлений, по которым ФХ могут получить бюджетные средства, значительно сокращено.
Так, на текущий год для ФХ предусмотрены следующие направления господдержки:
- специальная бюджетная дотация за содержание коров;
- бюджетная субсидия на единицу обрабатываемых угодий (1 га) – вновь созданным ФХ;
- частичная компенсация расходов, связанных с предоставленными сельскохозяйственными совещательными услугами (отдельно для вновь созданных и для других ФХ);
- доплата ЕСВ в пользу застрахованных лиц – членов/председателя семейных ФХ без приобретения статуса юрлица;
- финансовая поддержка на возвратной основе.
Впрочем, ФХ не запрещено получать средства и по другим направлениям господдержки (например, частичная компенсация стоимости сельхозтехники и оборудования отечественного производства, удешевление кредитов, государственная поддержка отраслей животноводства и садоводства и т. п.). О порядке получения бюджетных средств по этим программам мы рассказали в других статьях спецвыпуска «Государственная поддержка предприятий АПК на 2021 год».
В консультации мы рассмотрим первые три направления господдержки (о доплате ЕСВ членам ФХ и финансовой поддержке на возвратной основе см. «Помощь ФХ на возвратной основе» и «Как получить доплату ЕСВ члену фермерского хозяйства»).
Получатель может воспользоваться финансовой поддержкой по приведенным выше направлениям в течение бюджетного периода один раз по каждому из направлений на общую сумму, не превышающую 10 тыс. размеров минимальной зарплаты, установленной на 1 января соответствующего года, с учетом связанных с ним лиц в соответствии с определением из пп. 14.1.159 Налогового кодекса (не более 60 млн грн).
Лицо, которое претендует на получение господдержки, обязано уведомить центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной аграрной политики, политики в сфере сельского хозяйства, обо всех связанных с ним лицах, которые в течение бюджетного периода являются получателями господдержки, а также об изменениях относительно таких лиц.
Формы документов, необходимых для получения господдержки, утверждены приказом Минэкономики от 24.07.20 г. № 1391 (далее – Приказ № 1391).
Кто является распорядителем бюджетных средств
Главным распорядителем бюджетных средств и ответственным исполнителем по этой бюджетной программе является Минэкономики.
Распорядителями бюджетных средств нижестоящего уровня являются:
- по направлению «Бюджетная субсидия на единицу обрабатываемых угодий (1 га)» – Украинский государственный фонд поддержки фермерских хозяйств (далее – Укргосфонд);
- по направлению «Бюджетная дотация за содержание коров» – структурные подразделения облгосадминистраций, которые обеспечивают выполнение функций по вопросам агропромышленного развития.
Какие ФХ могут получить бюджетные средства
Претендовать на финансовую поддержку могут только (п. 3 Порядка № 106):
- ФХ, которые имеют чистый доход (выручку) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний год до 20 млн грн, в собственности и/или пользовании которых находятся земли сельхозназначения;
- вновь созданные ФХ (зарегистрированные в текущем году), в собственности и/или пользовании которых находятся земли сельхозназначения, независимо от объема чистого дохода (выручки).
Какие ФХ не имеют права на получение бюджетных средств
Не могут рассчитывать на господдержку получатели (п. 4 Порядка № 106):
- относительно которых возбуждено дело о банкротстве;
- которые в установленном порядке признаны банкротами;
- которые находятся на стадии ликвидации;
- которые на 1-е число месяца, в котором будет приниматься решение об осуществлении выплат, имеют просроченную более 6 месяцев задолженность по платежам, контроль за взиманием которых возложен на органы ГНС;
- которые не осуществляли хозяйственную деятельность в течение трех предыдущих лет (кроме вновь созданных);
- относительно которых выявлены факты незаконного получения и/или нецелевого использования бюджетных средств.
Наличие обстоятельств, указанных выше в первых трех пунктах, проверяется уполномоченным банком, Укргосфондом и структурными подразделениями облгосадминистраций, которые обеспечивают выполнение функций по вопросам агропромышленного развития, с учетом информации из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, размещенного на официальном веб-сайте Минюста.
Частичная компенсация расходов ФХ, связанных с предоставленными сельскохозяйственными совещательными услугами (кроме вновь созданных)
Претендовать на финансовую поддержку по этому направлению могут ФХ, которые получили совещательные услуги по направлениям: зоотехника, ветеринария, агрономия, налогообложение в сельском хозяйстве, бухгалтерский учет в сельском хозяйстве, управленческий учет, органическое производство, привлечение финансово-кредитных ресурсов, внедрение систем безопасности во время производства пищевых продуктов и кормов для животных, экологическое управление и внешнеэкономическая деятельность.
Денежные средства предоставляются в размере 90 % стоимости, но не более 10 000 грн.
Для получения частичной компенсации получатель подает уполномоченному банку заявку (ее форма еще не утверждена), и следующие документы:
- копию устава ФХ (для юрлица) или договора (декларации) о создании семейного ФХ (для ФХ, созданных без приобретения статуса юрлица), действительную на дату подачи заявки;
- копию финансового документа, подтверждающего наличие чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний год;
- копию сертификата на право предоставления совещательных услуг, выданного сельскохозяйственной совещательной службе, которая зарегистрирована в соответствии с Законом от 17.06.04 г. № 1807-IV «О сельскохозяйственной совещательной деятельности» (далее – Закон № 1807) и с которой заключен договор;
- копию договора о предоставлении совещательных услуг;
- копию акта о предоставлении совещательной услуги;
- копию платежного поручения об оплате услуг согласно договору.
Предельный срок представления указанных документов – 15 ноября текущего года.
Подаются оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов в электронной или бумажной форме.
Уполномоченные банки формируют реестры получателей этой компенсации и ежемесячно до 10-го числа, но не позднее 20 ноября текущего года, подают их в Минэкономики в электронной и бумажной форме.
Минэкономики перечисляет бюджетные средства уполномоченным банкам. Банк, в свою очередь, в течение трех банковских дней с даты получения средств от Минэкономики перечисляет их на текущие счета ФХ.
Для получения дополнительных консультаций по этому направлению господдержки можно обращаться к Витвицкой О. И. на электронную почту: о.vitvitska@me.gov.ua или по тел. (044) 200-23-79.
Финансовая поддержка вновь созданных ФХ для получения сельскохозяйственных совещательных услуг
Средства по данному направлению предоставляют вновь созданным ФХ, которые получили совещательные услуги по направлениям: зоотехника, ветеринария, агрономия, налогообложение в сельском хозяйстве, бухучет в сельском хозяйстве, управленческий учет, органическое производство, экологическое управление, привлечение финансово-кредитных ресурсов и диверсификация сельхоздеятельности.
Получить бюджетные средства по данному направлению можно один раз в размере, не превышающем 36 000 грн, при условии предварительно заключенного до конца текущего бюджетного периода договора и на основании акта/актов выполненных работ.
Договор заключается между получателем и сельскохозяйственной совещательной службой или сельскохозяйственным советником/экспертом-советником, зарегистрированным в установленном законодательством порядке субъектом предпринимательской деятельности.
Для получения финансовой поддержки ФХ подает уполномоченному банку заявку (ее форма еще не утверждена), и следующие документы:
- копию устава ФХ (для юрлица) или договора (декларации) о создании семейного ФХ (для ФХ, которые созданы без получения статуса юрлица), действительную на дату подачи заявки;
- копию финансового документа, подтверждающего наличие чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний год;
- копию сертификата на право предоставления совещательных услуг, выданного сельскохозяйственной совещательной службе, или квалификационного свидетельства сельскохозяйственного советника/эксперта-советника,, которые зарегистрированы в соответствии с Законом № 1807 и с которыми заключен договор;
- копию договора о предоставлении совещательных услуг;
- копию акта о предоставлении совещательной услуги.
Подаются оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов в электронной или бумажной форме.
Предельный срок представления указанных документов – 15 ноября текущего года.
Уполномоченные банки формируют реестры получателей и ежемесячно до 10-го числа, но не позднее 20 ноября текущего года, подают их в Минэкономики в электронной и бумажной форме.
Минэкономики перечисляет бюджетные средства уполномоченным банкам. Банк, в свою очередь, в течение трех банковских дней с даты получения средств от Минэкономики перечисляет их на текущие счета ФХ.
Для получения дополнительных консультаций по данному направлению государственной поддержки можно обращаться к Витвицкой О. И. на электронную почту: о.vitvitska@me.gov.ua или по тел. (044) 200-23-79.
Бюджетная субсидия на единицу обрабатываемых угодий (1 га)
Бюджетные средства по данному направлению могут получить вновь созданные ФХ в период их становления (первые три года после создания).
Субсидия выделяется на единицу обрабатываемых угодий (1 га) один раз исключительно для осуществления сельскохозяйственной деятельности в размере 5 000 грн на 1 га, но не более 100 000 грн на одно ФХ.
Для получения субсидии ФХ подают региональным отделениям Укргосфонда заявку по форме, утвержденной Приказом № 1391, и следующие документы:
- копию устава ФХ (для юрлица) или копию договора (декларации) о создании семейного ФХ (для ФХ, созданных без получения статуса юрлица), действительную на дату подачи заявки;
- копию финансового документа, подтверждающего наличие чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний год, а ФХ, зарегистрированные в этом году, – копию финансового отчета или налоговую декларацию плательщика налога за последний отчетный период.
Также ФХ подают сведения из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, которые подтверждают право собственности и/или пользования земельным участком, актуальные на дату подачи заявки:
- или относительно земель ФХ как юрлица – для земельных участков, которые находятся в собственности и/или пользовании ФХ, или земельных участков, которые находятся в пользовании председателя ФХ и предоставлены ему из земель государственной или коммунальной собственности для ведения ФХ;
- или относительно земель ФХ, созданного без получения статуса юрлица, – для земельных участков, которые находятся в собственности и/или пользовании членов ФХ.
Подаются оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов в электронной и бумажной форме.
Региональные отделения Укргосфонда формируют реестры вновь созданных ФХ, которым выделяется бюджетная субсидия, и подают их до 10-го числа текущего месяца Укргосфонду в электронной и бумажной форме.
Предельный срок представления указанных документов – 30 октября текущего года.
По получении документов Укргосфонд:
- проверяет наличие задолженности перед Укргосфондом и его региональными отделениями по бюджетной программе «Предоставление кредитов фермерским хозяйствам»;
- формирует дважды в год до 1 июля и 10 ноября перечень вновь созданных ФХ на получение бюджетной субсидии и отправляет его ГНС в целях проведения проверки на отсутствие задолженности по налоговым платежам;
- до 10 июля и 20 ноября формирует сводный реестр вновь созданных ФХ на получение бюджетной субсидии, который подает Минэкономики.
Укргосфонд в течение пяти рабочих дней с даты получения средств от Минэкономики перечисляет их на текущие счета вновь созданных ФХ.
Для получения дополнительных консультаций по данному направлению государственной поддержки можно обращаться к Поплавской А. М. на электронную почту: apoplavska@me.gov.ua или за тел. (044) 200-23-79.
Бюджетная дотация за содержание коров
Специальная бюджетная дотация за содержание коров всех направлений продуктивности предоставляется на безвозвратной основе ФХ, в собственности которых находится от пяти коров, идентифицированных и зарегистрированных в соответствии с законодательством, за каждую имеющуюся по состоянию на 1 июля текущего года корову.
Дотация предоставляется в размере 5 000 грн за каждую корову, но не более 250 000 грн.
Дотация за содержание коров предоставляется ФХ, которые не получали в течение текущего бюджетного периода дотацию за прирост поголовья коров в соответствии с Порядком использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для государственной поддержки развития животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, утвержденным постановлением КМУ от 07.02.18 г. № 107.
Для получения дотации за содержание коров ФХ подают в структурные подразделения облгосадминистраций, которые обеспечивают выполнение функций по вопросам агропромышленного развития, заявку по форме, утвержденной Приказом № 1391, с указанием количества коров всех направлений продуктивности (по состоянию на 1 июля текущего года) и следующие документы:
- справку об открытии текущего счета, выданную банком;
- копию устава ФХ (для юрлица) или копию договора (декларации) о создании семейного ФХ (для ФХ, которые созданы без получения статуса юрлица), действительную на дату подачи заявки;
- копию финансового документа, подтверждающего наличие чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний год, а ФХ, зарегистрированные в текущем году, – копию финансового отчета или налоговую декларацию плательщика налога за последний отчетный период.
Подаются оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов в электронной или бумажной форме.
Предельный срок представления указанных документов – 31 августа текущего года.
Документы, поданные не в полном объеме, возвращаются получателю в трехдневный срок с указанием причины возврата. Заявки, которые поступили по истечении срока их представления, не рассматриваются.
Для получения дополнительных консультаций по данному направлению государственной поддержки можно обращаться к Михайленко В. М. на электронную почту: v.mykhailenko@me.gov.ua или за тел. (044) 200-23-79.
Ответственность
Порядком № 106 предусмотрена ответственность ФХ за нарушение правил получения бюджетных средств, а именно:
- в случае предоставления недостоверной информации получатель возвращает полученные бюджетные средства и лишается на три года с даты выявления такого нарушения права на получение финансовой поддержки;
- товары, приобретенные с использованием бюджетных средств, не могут быть отчуждены в течение трех лет с даты их приобретения и используются по назначению, кроме случая, когда такие товары приняты уполномоченными банками в залог и отчуждаются в случае невыполнения получателем обязательств по кредитному договору.
Комментарии к материалу