Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Вопросы ведения кассовых операций обособленными подразделениями предприятий

03.04.2018

Национальный банк Украины

письмо 

от 07.03.2018                                  № 50-0007 / 13560

«Разъяснение по вопросам ведения кассовых операций обособленными подразделениями предприятий»

Национальный банк Украины рассмотрел письмо ... о предоставлении разъяснения по отдельным вопросам ведения кассовых операций обособленными подразделениями предприятия и в пределах компетенции сообщает следующее.

Относительно первого вопроса

Согласно пункту 11 раздела II Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 29.12.2017 г. № 148 (далее - Положение № 148), наличность, поступающая в кассы, приходуется в день получения наличности в полной сумме.

Оприходованием наличности в кассах учреждений / предприятий / обособленных подразделений, проводящих наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги / применением РРО и КУРО (в случае применения КУРО без применения РРО), является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров / фискальных отчетных чеков (или данных расчетных квитанций).

Согласно пункту 24 раздела III Положения № 148 расчетные операции, проводимые в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», оформляются согласно требованиям этого Закона.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 39 раздела IV Положения № 148 обособленные подразделения учреждений / предприятий, осуществляющих наличные расчеты с применением РРО или РК и ведением КУРО, но не проводят операций по приему (выдаче) наличности по кассовым ордерам, а также физические лица - предприниматели кассовую книгу не ведут.

Согласно пункту 16 раздела II Положения № 148 наличная выручка (наличность) кажется субъектами хозяйствования самостоятельно (в том числе с применением платежных устройств и через пункты приема наличных) или через соответствующие службы, которым в соответствии с законодательством предоставлено право на перевозку валютных ценностей и инкассацию средств, либо через предприятия; которые получили лицензию Национального банка Украины на предоставление банкам услуг по инкассации.

В соответствии с пунктом 29 раздела III Положения № 148 изъятие наличности с места осуществления наличных расчетов с применением РРО или РК для сдачи ее в банк оформляется соответствующими чеками РРО с выполнением операции «служебная выдача».

Документом, свидетельствующим о сдаче выручки в банк, являются:

• квитанция к приходному документу банка на внесение наличности, подписанное ответственными лицами банка и заверенная печатью банка;

• квитанция / чек банкомата или программно-технического комплекса самообслуживания;

• копия сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой (наличными), заверенная подписью и оттиском печати инкассатора-собирателя;

• чек платежного терминала в случае проведения инкассации средств в режиме реального времени с использованием платежных терминалов.

Наличная выручка обособленных подразделений, не ведут кассовой книги, кажется ними в кассы банка через инкассаторов-собирателей, зачисляется на счет предприятия - юридического лица в безналичном порядке и не требует оприходования в кассовой книге предприятия - юридического лица.

Относительно второго вопроса

В соответствии с требованиями пункта 50 раздела V Положения № 148 учреждение, предприятие на основании этого Положения и с учетом особенностей работы обязаны разработать и утвердить внутренним документом порядок расчета лимита кассы учреждения, предприятия и их обособленных подразделений. В расчете учитывается срок сдачи учреждением, предприятием наличной выручки (наличности) для ее зачисления на счета в банках, определенный соответствующим договором банковского счета. Лимит кассы учреждения, предприятия устанавливают на основании расчета среднедневного поступления наличности в кассу или ее среднедневной выдачи из кассы по решению руководителя учреждения, предприятия или уполномоченного им лица.

Для расчета лимита кассы учреждение, предприятие может выбирать любой период выборки для расчета среднедневного поступления наличности в кассу или ее среднедневной выдачи из кассы.

Учреждение, предприятие утверждает внутренними документами установленного лимита кассы. Для обособленных подразделений лимит кассы устанавливается и доводится до их сведения соответствующим внутренним документом учреждения, предприятия - юридического лица, небанковского финансового учреждения.

Относительно третьего и четвертого вопроса

В соответствии с пунктом 26 раздела III Положения выдача наличных денег из касс производится по расходным кассовым ордерам (приложение 3) или расходным ведомостям. Документы на выдачу наличных подписываются руководителем и главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем. К расходным ордерам прилагаются заявления на выдачу наличных, расчеты.

Согласно требованиям абзаца пятого пункта 32 раздела III Положения реквизиты в расходном ордере «Получил», «Дата», «Сумма», «Подпись получателя», данные документа, удостоверяющего личность получателя [заполняемые получателем наличных (приложение 3 к настоящему положение)] и в прибыльном ордере «Принято от» не заполняются в кассовых ордерах, оформляемых на общую сумму проведенных учреждением / предприятием кассовых операций (выдача наличных по расходным ведомостям, электронными платежными средствами, сдача наличности в банк, получение наличных с банка по чеку и оприходование ее в кассе). Другие реквизиты в кассовых ордерах и расходных ведомостях являются обязательными к заполнению.

В случае если расходный кассовый ордер оформляется на общую сумму наличности, кажется, например - по расходной ведомости работникам предприятия, то в реквизите «Выдать» указывается фамилия, имя, отчество лица, которое выдает средства (кассир).

При осуществлении проверок относительно соблюдения порядка ведения операций с наличностью учреждениями / предприятиями Государственная фискальная служба Украины руководствуется требованиями раздела VI Положения «Контроль за соблюдением порядка ведения операций с наличностью». В частности, подпунктом 1 пункта 58 Положения № 148 предусмотрено, что контролирующий орган проверяет выполнение учреждением / предприятием требований настоящего Положения относительно соблюдения порядка ведения кассовой книги и оформление операций по приему и выдаче наличных денег из кассы, ведение соответствующих кассовых документов.

Одновременно отмечаем, что требования Положения № 148 вступили в силу с 05.01.2018 г., А следовательно, являются обязательными к исполнению с 05.01.2018 г.

Директор Департамента денежного обращения

Национального банка Украины                                                                        П. Зайвенко

https://bank.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
16.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений Правительство подало в Раду законопроект об отмене актов выполненных работ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 05.09.2025 Внесены изменения в перечень территорий бое...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
16.09.2025
Можно ли продлить отпуск без сохранения зарплаты при выезде за границу
Выехавший за границу работник получил отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 90 календарных дней. Можно ли его продлить? Больше по теме: Продолжительность отпуска по основному месту работы больше, чем на работе по совместительству: что делать? В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона ...
16.09.2025
Зачисляется ли бесплатный отпуск в период для предоставления ежегодного отпуска
Дает ли период отпуска без сохранения заработной платы право на ежегодный отпуск с учетом внесенных изменений от 22.11.2023 в Закон от 15.11.1996 № 504/96-ВР «Об отпусках»? Больше по теме: Особенности предоставления отпусков в период военного положения В связи с изменениями, внесенными ...
16.09.2025
Как ввести четырехдневную рабочую неделю
Расскажем о видах и случаях установки неполного рабочего времени, об установлении неполного рабочего времени по инициативе работодателя, об особенностях изменения существенных условий труда, о рисках для работодателя при несоблюдении законодательно определенной процедуры и т. д. Больше по теме: Что...
Лучшие материалы