Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Об отражении в бухучете объектов ОС, которые временно находятся на территории проведения АТО

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 29.06.2016 г. № 31-11410-07-10/18732

Департамент налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины на письма относительно отдельных вопросов бухгалтерского учета сообщает.

Согласно ст. 1 Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" временно оккупированная территория является неотъемлемой частью территории Украины и на нее распространяется законодательство Украины.

Статьей 13 Закона Украины "О создании свободной экономической зоны "Крым" и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины" определено, что объекты права государственной и коммунальной собственности, расположенные (находящиеся) на временно оккупированной территории Украины, остаются в собственности лиц, имеющих такие объекты в собственности (пользовании) на начало временной оккупации.

Отражение в бухгалтерском учете объектов основных средств, которые временно находятся на оккупированной территории и на территории проведения антитеррористической операции, осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету. В частности, начисление амортизации на такие объекты осуществляется в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

Согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета 28 "Уменьшение полезности активов", утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 24.12.2004 г. № 817 (далее - ПБУ-28) на дату годового баланса предприятие должно оценивать, существуют ли признаки возможного обесценивания актива. Одним из таких признаков, свидетельствующих об уменьшении полезности активов, являются существенные негативные изменения в технологической, рыночной, экономической или правовой среде, в которой действует предприятие, произошедшие в течение отчетного периода или ожидаемые в ближайшее время.

Для целей определения обесценивания активов в соответствии с ПБУ-28 в отчетном периоде предприятие может использовать показатели Баланса (отчета о финансовом состоянии) (форма № 1) по предыдущему отчету.

Учитывая указанное, объекты, находящиеся на территории проведения антитеррористической операции, должны учитываться в составе активов предприятия. Одновременно предприятие оценивает негативное влияние изменений в экономической и правовой среде и признает суммы расходов от обесценивания относительно соответствующих объектов.

В соответствии с Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 02.09.2014 г. № 879 предприятия, находящиеся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения антитеррористической операции (или их структурные подразделения (обособленное имущество) находящиеся на указанных территориях), проводят инвентаризацию в случаях, обязательных для ее проведения, тогда, когда станет возможным обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий.

Указанные предприятия обязаны провести инвентаризацию по состоянию на первое число месяца, следующего за месяцем, в котором появилась возможность доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете соответствующего отчетного периода.

Согласно пункту 12 Порядка представления финансовой отчетности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г. № 419, в годовой финансовой отчетности информация об активах, к которым невозможно обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ, и обязательства и собственный капитал, не могут быть документально подтверждены в связи с отсутствием доступа к соответствующим первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, отражается по данным бухгалтерского учета.

При этом информация об отсутствии доступа к активам и первичным документам предприятия указывается в примечаниях к финансовой отчетности.

Правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине определены Законом Украины О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине (далее - Закон), который распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с Законом вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица), осуществляющего руководство предприятием и несущего ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Согласно части пятой статьи 8 Закона предприятие самостоятельно утверждает, в частности, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета.

В соответствии с общими положениями Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291,корреспонденция счетов, не приведенная в указанной инструкции, устанавливается предприятием, исходя из норм этой Инструкции, положений (стандартов) бухгалтерского учета, других нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету и управленческих нужд.

Директор Департамента
налоговой, таможенной политики и
методологии бухгалтерского учета                                                       Ю. Романюк

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
29.09.2025
Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025)
ГНС внесла изменения в План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков. Больше по теме: За какой период может быть проведена плановая налоговая проверка с учетом приостановления сроков давности? Допуск контролирующих органов к проверке: пошаговый алгоритм действий Можно...
Новое
15.12.2025
Заверение подлинности подписи на документах: что важно знать
Потребность заверения подлинности подписи может возникнуть, когда необходимо подать заявление, документы в учреждение, оформить разрешение. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Кто имеет право подписывать акты приемки-передачи выполненных работ? Как подписать документ квалифицированной электронной ...
15.12.2025
Права человека: что изменяется в условиях военного положения
Рассмотрим, какие права граждан остаются неприкосновенными во время военного положения; какие права могут быть временно ограничены; как государство обеспечивает защиту прав человека во время войны. Больше по теме: Финансовая и статистическая отчетность: пауза-отсрочка на период военного положения у...
15.12.2025
Как применять новые нормы ценообразования в строительстве: разъясняет Минразвития
Чтобы избежать недоразумений в документах, сметах и закупках во время военного положения, формируются понятные, единые правила для всех участников рынка. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Заключаем договор подряда на строительство офиса Строительство хозяйственным способом: какие документы нужно...
Лучшие материалы