Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Нужно ли начислять компенсирующие обязательства по НДС при покупке санитарно-гигиенических средств?

Предприятие (плательщик НДС, сфера деятельности – оптовая торговля канцтоварами) арендует часть здания, в котором помимо офисных и складских помещений находятся также санитарно-бытовые помещения. Каждый месяц предприятие приобретает санитарно-гигиенические средства (туалетную бумагу, мыло, чистящие средства, средства бытовой химии, пакеты для мусора) и уплаченные при этом суммы НДС включает в состав налогового кредита на основании налоговых накладных. Нужно ли начислять по таким приобретениям компенсирующие налоговые обязательства по НДС согласно п. 198.5 Налогового кодекса – как по операциям, которые не являются хозяйственной деятельностью предприятия?

Начнем с законодательной базы. Приведем нормы, которые докажут, что приобретение санитарно-гигиенических средств для общего пользования – это обязанность работодателя.

Статья 43 Конституции: у каждого гражданина есть право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда.

Закон от 14.10.92 г. № 2694-ХІІ «Об охране труда» (далее – Закон № 2694):

  • охрана труда – это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мер и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности (ст. 1);
  • один из принципов государственной политики в области охраны труда – приоритет жизни и здоровья работников и полная ответственность работодателя за охрану труда на предприятии (ст. 4); 
  • финансирование охраны труда осуществляется работодателем. При этом расходы на охрану труда должны составлять не менее 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий год (для всех работодателей – предприятий и предпринимателей) (ст. 19).

Для работодателя важно, чтобы приобретение подпадало под понятие «охрана труда». Тогда это приобретение будет напрямую связано с хозяйственной деятельностью предприятия. В данном случае, согласно Закону № 2694, приобретение санитарно-гигиенических средств – это расходы на охрану труда, которые связаны с хозяйственной деятельностью предприятия.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
11.12.2025
Подарки детям к новогодним праздникам: оформление и налогообложение
Каждый работодатель стремится, а особенно во время войны, порадовать детей работников подарками к новогодне-рождественским праздникам. Поэтому бухгалтер должен знать, как оформить предоставление таких подарков и какие налоговые последствия имеют данные операции. Рассмотрим эти вопросы и дадим советы...
11.12.2025
Списание основных средств: как оформить и отразить в учете
У предприятия возникла необходимость списать основные средства. Как документально оформить и отразить в бухгалтерском и налоговом учете такую операцию, расскажем в статье. Списание имущества из-за уничтожения и непригодности Списание сельхозкультур и имущества из-за уничтожения и непригодности Пер...
11.12.2025
Списание имущества, уничтоженного в результате военных действий
Как списать имущество и начислять ли компенсирующие налоговые обязательства по п. 198.5 Налогового кодекса Украины, если ракетный удар уничтожил склад предприятия вместе с товаром? В статье расскажем, как оформлять и учитывать операцию по списанию уничтоженного имущества, и ответим на вопросы, котор...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
02.12.2025
Отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда: кому и как оформить?
В данной статье мы рассмотрим, в каком порядке работникам предоставляется дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях работодатель обязан предоставить сотруднику дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
11.12.2025
Подарки детям к новогодним праздникам: оформление и налогообложение
Каждый работодатель стремится, а особенно во время войны, порадовать детей работников подарками к новогодне-рождественским праздникам. Поэтому бухгалтер должен знать, как оформить предоставление таких подарков и какие налоговые последствия имеют данные операции. Рассмотрим эти вопросы и дадим советы...
11.12.2025
Списание основных средств: как оформить и отразить в учете
У предприятия возникла необходимость списать основные средства. Как документально оформить и отразить в бухгалтерском и налоговом учете такую операцию, расскажем в статье. Списание имущества из-за уничтожения и непригодности Списание сельхозкультур и имущества из-за уничтожения и непригодности Пер...
11.12.2025
Списание имущества, уничтоженного в результате военных действий
Как списать имущество и начислять ли компенсирующие налоговые обязательства по п. 198.5 Налогового кодекса Украины, если ракетный удар уничтожил склад предприятия вместе с товаром? В статье расскажем, как оформлять и учитывать операцию по списанию уничтоженного имущества, и ответим на вопросы, котор...
Лучшие материалы