Индексация при приеме на работу, переводе и выходе из отпуска по уходу за ребенком
03.11.2016 4708 0 1
Уже почти год индексация доходов вновь принятых и переведенных в учреждение или на предприятие работников, а также вышедших на работу после отпуска по уходу за ребенком, осуществляется по кардинально новым правилам. Но сложность этой процедуры не в новизне этой нормы, а в ее неоднозначности. В этой консультации рассмотрим, как выбрать правильный вариант для проведения индексации.
Законодательная база
Индексируя доходы указанных категорий работников в период с июля 2012 года по ноябрь 2015-го, мы соблюдали правила, установленные законодательством для каждой из них. Так, для вновь принятых работников мы начинали расчеты с месяца их трудоустройства, для переведенных – сохраняли сумму индексации, заработанную на предыдущем месте работы, если величина роста зарплаты ее не превышала. А для работниц, вышедших на работу после отпуска по уходу за ребенком до трех лет, сохраняли такие же условия начисления индексации, как и для других работников, занимающих аналогичные должности.
Ныне действующая норма объединяет эти категории и определяет, что для них исчисление индекса потребительских цен (далее – ИПЦ) для проведения индексации осуществляется с месяца, следующего за месяцем повышения тарифной ставки (оклада) по должности, которую занимает работник (п. 102 Порядка № 1078). Каких-либо уточнений или детализации действий работодателя в этой ситуации Порядок № 1078, к сожалению, не содержит. Возможно, именно по этой причине возникают альтернативные трактовки приведенной нормы. Рассмотрим их подробнее.
Как применять новые нормы
Позиция законодателя
Учитывая то, что ключевым событием является факт занятия работником той или иной должности, логично рассматривать процессы, которые описываются в п. 102 Порядка № 1078, а именно повышение оклада, после наступления этого события, то есть после приема или перевода работника. Ведь то, что происходило до трудоустройства этого лица на работу, его касаться не может.
Итак, расчет ИПЦ начинают с индекса месяца, следующего за месяцем повышения оклада после занятия должности. Если, например, работника приняли на работу в июне, а повышение окладов для большинства работников произошло в мае, оно не может быть учтено при определении суммы индексации для нового работника, ведь в мае он еще не занимал эту должность. Поэтому он должен дождаться повышения оклада в статусе работника этого предприятия или учреждения. Если бы при этих условиях трудоустройство состоялось в апреле, для индексации зарплаты работника, как и для его коллег, расчет ИПЦ начался бы с индекса месяца, следующего за месяцем повышения дохода, то есть с индекса июня.
Альтернативный вариант
Другая трактовка сути нормы состоит в том, что законодатель имел в виду, что новичок имеет право на такой же процент индексации, который установлен для работников на аналогичных должностях.
С этой версией как такой, что может быть использована для толкования рассматриваемой нормы, или такой, которая удобна в пользовании, согласиться нельзя по нескольким причинам:
1. Исходя из содержания нормы, о таком подходе в ней речь не идет. Если в предыдущей редакции Порядка № 1078 для индексации доходов работниц, которые вышли после отпуска по уходу за ребенком, был определен в качестве ориентира порядок индексации по аналогичным должностям, на это было прямо указано в соответствующей норме (п. 103 Порядка № 1078 до внесения изменений Постановлением № 1013).
2. Если такой подход использовать, например, к вновь принятому военнослужащему (оклады большинства из них не менялись с 1 января 2008 года), то получается, что процент индексации его денежного обеспечения в первый же месяц службы должен был рассчитываться начиная с 2008 года. Так, для базового месяца январь 2008 года размер индексации доходов за сентябрь 2016 года равен 186,9 %, или 2 710,05 грн. А сторожу, который трудоустроился в апреле 2016 года, при таком подходе в первый же месяц работы следовало выплачивать индексацию в размере 6,5 %, или 94,25 грн., как для коллег с базовым месяцем сентябрь 2015 года.
Вряд ли законодатель имел в виду такой подход, который в некоторых случаях предусматривает выплату значительных сумм индексации.
3. Ориентир на повышение окладов по аналогичным должностям не очень удачный, поскольку:
- у конкретных работников, занимающих одинаковые должности, могут быть разные месяцы повышения окладов. Например, оклад одного из таких работников вырастет в связи с присвоением более высокой квалификационной категории или звания (у педработников наличие звания является основанием для повышения оклада) по результатам аттестации. По времени это может не совпасть с месяцем повышения зарплаты для всех других работников. Понятно, что у работодателей бюджетной сферы повышение сразу ассоциируется с принятием соответствующих законов и решений правительства, и тогда момент повышения является одним для всех, кто имеет аналогичный разряд или должность. Однако рассмат-риваемая норма касается всех работодателей без исключения, а не только бюджетной сферы и не только повышения согласно законодательству. Поэтому нужно рассматривать все основания для повышения окладов;
- работников с аналогичными должностями в учреждении или на предприятии может просто не быть, если штатным расписанием предусмотрена одна штатная единица по должности, на которую принимается лицо. Например, должность главного бухгалтера может быть только одна. Вряд ли в этом случае стоит ориентироваться на момент повышения дохода накануне увольнения главного бухгалтера. Для многих областей законодательными актами предусмотрено установление оклада по такой должности на несколько процентов ниже оклада руководителя. При этом руководитель выбирает конкретный процент из предложенного в нормах диапазона. К тому же никто не запрещает ему повышать зарплату такому специалисту за добросовестное выполнение своих обязанностей, пересмотрев в любой момент процент в сторону уменьшения. И вряд ли логично момент повышения оклада предшественнику учитывать для индексации доходов нового главного бухгалтера;
- должность, на которую принимается лицо, является вновь введенной, и до этого на ней никто не работал. Тогда ориентир отсутствует вообще.
Как видим, приведенные позиции альтернативного варианта или не могут быть реализованы из-за отсутствия законодательных указаний (например, последняя для вновь созданной должности), или содержат трактовку законодательной нормы, которой в самой норме нет. Однако коммерческие предприятия, которым такой вариант по душе, могут устранить такие препятствия, включив соответствующие правила в коллективный договор (об этом см. далее).
Как принять правильное решение
Совет бюджетным учреждениям – пользуйтесь вариантом «от законодателя». Это поможет избежать каких-либо претензий со стороны контролеров относительно лишнего расходования средств, которые квалифицируются как незаконные расходы. Если же распорядитель бюджетных средств решит воспользоваться альтернативным вариантом или ранее действующими нормами для таких работников, то он должен помнить: никто не давал гарантий, что ревизор (инспектор) тоже является приверженцем такого варианта. Ведь этот вариант требует дополнительных расходов бюджетных средств, причем иногда значительных (см. выше пример с военнослужащими), и не соответствует содержанию нормы.
Вместе с тем можем констатировать, что норма п. 102 является несколько дискриминационной относительно нового работника. Ведь даже если индекс инфляции превысит порог индексации (например, при расчетах ИПЦ с месяца трудоустройства – такая норма действовала раньше), право на индексацию доходов у такого работника не появится до очередного повышения окладов. К тому же такой подход не соответствует норме о предоставлении государственной гарантии относительно поддержки покупательной способности граждан в случае роста цен (ст. 18 Закона № 2017).
На наш взгляд, не заслужили такого отношения и работницы, которые вышли из отпуска по уходу за ребенком. Считаем такую причину отсутствия на работе уважительной и отнюдь не основанием приравнивать условия индексации их доходов к условиям, установленным для вновь принятых работников. Но о всем этом должен был позаботиться законодатель. Личное отношение к этой проблеме руководства бюджетного учреждения не должно приводить к незаконным расходам.
Другое дело коммерческие предприятия. Они также смогут сэкономить на расходах на зарплату, если применят вариант «от законодателя». Но можно пойти и другим путем – воспользоваться правом на внесение в колдоговор иных, нежели предусмотрено законодательством, условий проведения индексации (см. консультацию «Индексация доходов работников: общие требования», Письмо Минсоцполитики Украины от 14.06.16 г. № 263/10/136-16 (далее – Письмо № 263)), лишь бы только они не занизили доход в части индексации в сравнении с определенным нормами законодательства.
Например, это может быть условие о начале расчета ИПЦ для вновь принятых работников (в т. ч. по переводу) с индекса месяца их трудоустройства. Это одна из норм, которая действовала до внесения декабрьских 2015 года изменений в Порядок № 1078, о которых мы упоминали в начале консультации.
Для индексации доходов работниц, которые вышли на работу после отпуска по уходу за ребенком, может быть установлено аналогичное условие. Можно также предусмотреть и подход, который применялся на практике ранее (ведь воспользоваться условиями индексации для аналогичных должностей удавалось не всегда – причины см. в описании альтернативного варианта). Его суть: во время пребывания в указанном отпуске продолжать рассчитывать (но не начислять и не выплачивать) работнице ту индексацию, на которую она имела бы право, выполняя свою работу, с учетом положенных ей повышений оклада и других постоянных составляющих. Тогда при выходе на работу будет известен размер положенной к выплате этой работнице индексации за отработанное время с учетом осуществленных ранее расчетов.
Что касается вновь введенной должности, то коммерческим предприятиям здесь целесообразно прислушаться к рекомендациям, предоставленным в Письме № 263. В нем предлагается начинать расчеты ИПЦ нарастающим итогом с индекса месяца, следующего за месяцем приема работника на такую должность.
На практике и в бюджетных учреждениях, и на предприятиях возникают вопросы относительно необходимости применения нормы п. 102 в случаях, когда кадровыми документами оформляется перевод работника на его же должность, только с другой категорией или классностью. Обращаем внимание: в указанном пункте четко определено, что он касается кадровых изменений в пределах одного предприятия, если речь идет о переводе на другую работу. А в случае если, например, бухгалтер по результатам аттестации получает более высокую категорию, а государственный инспектор по пожарному надзору – более высокий в сравнении с предыдущим класс, то, исходя из данных Указателей профессиональных названий работ (приложения А, Б), приведенных в Классификаторе профессий ДК 003:2010, утвержденного приказом Госпотребстандарта Украины от 28.07.10 г. № 327, это не означает выполнения другой работы. Так, в Указатель работ включена одна позиция «бухгалтер» без разделения на категории. Ведь независимо от присвоенной категории бухгалтеры выполняют одну и ту же работу. Аналогично независимо от класса, присвоенного государственному инспектору по пожарному надзору, имеется в виду выполнение одной и той же работы, которая включена в одну позицию Указателя. Итак, в приведенных примерах нельзя говорить о переводе на другую работу.
Несколько иначе складывается ситуация, когда в результате перевода характер работы частично сохраняется, но название должности при этом меняется. Например, перевод заведующего хозяйством, который на этой должности наряду с другими обязанностями занимался организацией публичных закупок для учреждения, на должность специалиста по публичным закупкам считается переводом на другую работу. Для подтверждения своего вывода обратимся к Указателю работ. В нем это разные позиции: «Заведующий хозяйством» (код 1239) и «Специалист по публичным закупкам» (код 2419.2), а следовательно, и разные работы.
Выводы
Согласно Порядку № 1078 для определения права на индексацию вновь принятых работников, работников, переведенных на другую работу без смены работодателя или в другое предприятие и учреждение, а также тех, кто вышел на работу после отпуска по уходу за ребенком, ИПЦ рассчитывается с месяца, следующего за месяцем, в котором таким работникам повышен оклад.
Коммерческие предприятия могут установить более лояльные условия индексации для указанных категорий работников, зафиксировав это в колдоговоре.
Комментарии к материалу