• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Еще раз о 3200: с какого размера начислять ЕСВ?

ред. Uteka.ua

11.01.2017 3351 0 2

Уважаемые читатели!

Законодательное повышение вдвое минимальной зарплаты (далее – МЗП) с начала 2017 года повлияло на размеры многих показателей, расчетной величиной для определения которых является именно показатель МЗП. Это касается и показателя минимального страхового взноса. Судя по содержанию отдельных публикаций и писем, для определения этого показателя предлагается использовать МЗП на уровне 3 200 грн., и тогда минимальный страховой взнос равен 704 грн. (3 200 грн. х 22 %).

Но есть и другая точка зрения относительно определения базы начисления ЕСВ при проведении расчетов минимального страхового взноса. Обоснуем ее.

Обратимся к нормам п. 3 разд. II. «Заключительные и переходные положения» Закона от 06.12.16 г. № 1774-VIII (далее – Закон № 1774). Как предусмотрено вторым предложением этого пункта, «До внесения изменений в законы Украины относительно неприменения минимальной заработной платы как расчетной величины она применяется в размере 1 600 гривен».

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464 для определения минимальной суммы единого взноса, подлежащей уплате ежемесячно, МЗП применяется как расчетная величина. Цитируем: «5) минимальный страховой взнос - сумма единого взноса, которая определяется расчетно как произведение минимального размера заработной платы на размер взноса, установленный законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и подлежит уплате ежемесячно». Отсюда вывод: минимальный ежемесячный размер ЕСВ должен определяться как 1 600 грн х 22 % = 352 грн.

Иногда как аргумент в пользу применения величины 3 200 грн. выдвигается тот факт, что второму предложению п. 3 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 1774 предшествует норма (первое предложение этого же пункта), которая касается определения должностных окладов и зарплаты сотрудников и других выплат. И поэтому можно предположить, что и второе предложение также является ориентиром лишь для проведения расчетов зарплатных выплат.

Однако это лишь логические рассуждения. Сделанные в связи с этим выводы не могут быть использованы как такие, что имеют силу нормативного документа. Скорее всего, в случае возникновения спора по этому вопросу и обращения в суд последний не будет руководствоваться логикой.

Но на сегодня существуют и досудебные инструменты урегулирования спорных вопросов с налогов и сборов, администратором которых является ГФС. Речь идет о нормах пп. 52 и 53 ПОДАТКОВИЙ КОДЕКС УКРАЇНИ относительно возможности получения индивидуальной налоговой консультации по этому вопросу. И лишь в случае несогласия с выводами такой консультации плательщик может обжаловать ее в суде (п. 53.3 НК).

Из поставленного выше спорного вопроса мы подготовили запросы в соответствующие государственные органы для получения информации относительно их позиции.

Но советуем все же обратиться за индивидуальной консультацией в органы ГФС, следование указаниям которой будет аргументом в пользу тех или иных действий учреждения. Ведь вполне возможно, что, в отличие от сторонников применения МЗП в размере 3 200 грн. для определения минимального страхового взноса, органы, которые будут осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств, будут настаивать на применении минимальной зарплаты в размере 1 600 грн., ссылаясь на нормы второго предложения п. 3 разд. II. «Заключительные и переходные положения» Закона № 1774. В связи с этим они могут констатировать лишнее расходование бюджетных средств, если, например, для работников, работающих на 0,5 ставки, дополнительная база начисления ЕСВ будет определена исходя из размера МЗП - 3 200 грн. вместо 1 600 грн.

Заметим, что индивидуальные консультации в письменной форме предоставляются ДФС и ее органами в АР Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональными территориальными органами.

Комментарии к материалу