Новые условия применения «военных» льгот по уплате налогов на землю, недвижимость и ЕН плательщиками четвертой группы
Вопрос освобождения от уплаты налогов за объекты налогообложения, расположенные на территориях ведения боевых действий или на временно оккупированных территориях (далее – ВОТ), беспокоит плательщиков уже более года. Ведь, несмотря на то что такое освобождение было введено еще весной прошлого года на основании Закона от 15.03.2022 № 2120-IX, фактически плательщики не могли воспользоваться этой льготой, поскольку Кабмин так и не обнародовал перечень соответствующих территорий. А перечень территорий, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309 (далее – Перечень
№ 309), ГНС и Минфин не признавали легитимным в целях определения соответствующих территорий и освобождения от уплаты налогов.
Наконец эта проблема решена. А именно: с 6 мая вступил в силу Закон от 11.04.2023 № 3050-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об освобождении от уплаты экологического налога, платы за землю и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за уничтоженное или поврежденное недвижимое имущество» (далее – Закон № 3050). Этим документом обновлены условия освобождения от уплаты налогов, а также разрешено использовать Перечень № 309 для определения территорий ведения боевых действий и ВОТ.
Значение Перечня № 309 в освобождении от уплаты налогов
Сначала напомним, что Перечень № 309 содержит два раздела:
- разд. І «Территории, на которых ведутся (велись) боевые действия»;
- разд. ІІ «Временно оккупированные Российской Федерацией территории Украины».
При этом разд. І имеет два подраздела: территории возможных боевых действий и территории активных боевых действий.
В Перечне № 309 также приведены даты начала ведения боевых действий и временной оккупации, а также даты их завершения (конечно, если такие события уже завершились).
Забегая вперед, заметим, что от уплаты налогов освободили, к сожалению, только тех плательщиков, которые находятся на территории активных боевых действий и ВОТ. Однако не нужно расстраиваться плательщикам, находящимся на территории возможных боевых действий. Они тоже могут не платить налоги при условии, что:
- земельные участки, находящиеся у них в собственности или пользовании, будут признаны непригодными для использования в связи с потенциальной угрозой загрязнения взрывоопасными предметами;
- принадлежащая им недвижимость признана разрушенной или поврежденной.
Итак, рассмотрим подробно, кто и при каких условиях освобожден от уплаты налогов.
Плата за землю
Как известно, плата за землю состоит из земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности (далее – арендная плата).
Налоговым кодексом (далее – НК) предусмотрены льготы по плате за землю отдельно за земельные участки, которые:
- находятся в консервации;
- загрязнены взрывоопасными предметами;
- признаны непригодными для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами;
- расположены на территории активных боевых действий или ВОТ.
Льготы по законсервированным и загрязненным взрывоопасными предметами земельным участкам
В соответствии с изменениями, внесенными в п. 283.1 НК, земельный налог не уплачивается:
- за земельные участки, находящиеся в консервации, или земли сельхозугодий, которые находятся в стадии сельскохозяйственного освоения (пп. 283.1.2). Раньше эта льгота действовала только для сельхозугодий, сейчас налог не уплачивается за все законсервированные земли;
- земельные участки, загрязненные взрывоопасными предметами (пп. 283.1.9).
Особенности освобождения от уплаты земельного налога за такие участки определены ст. 2831 НК.
На каком основании не начисляется земельный налог?
Основанием для неначисления земельного налога согласно пп. 282.1.2 (за законсервированные земельные участки) и пп. 283.1.9 НК (за земельные участки, загрязненные взрывоопасными предметами) являются данные Государственного земельного кадастра (далее – ГЗК).
То есть для пользования такими льготами информация о том, что земельный участок находится в консервации или загрязнен взрывоопасными предметами, должна быть отражена в ГЗК. При этом согласно ч. 23 ст. 21 Закона от 07.07.2011 № 3613-VI «О Государственном земельном кадастре» сведения о заминированных земельных участках вносятся в ГЗК на основании информации, полученной в порядке электронного информационного взаимодействия между ГЗК, Центром противоминной деятельности и Центром гуманитарного разминирования.
Итак, указанные центры должны обследовать такие участки и согласно предоставленным ими заключениям данные о заминированных земельных участках будут вноситься в ГЗК.
За какой период можно не платить земельный налог?
Земельный налог за находящиеся в консервации земельные участки начисляется и не уплачивается за период:
а) в части земель государственной и коммунальной собственности – с 1-го числа месяца, в котором соответствующим органом исполнительной власти или органом местного самоуправления (далее – ОМС) принято решение об утверждении рабочего проекта землеустройства по консервации земельного участка, до последнего числа месяца, в котором завершаются мероприятия по охране земель и почв согласно сведениям ГЗК;
б) в части земель частной собственности – со дня внесения в ГЗК сведений о мероприятиях по охране земель и почв на основании утвержденного рабочего проекта землеустройства по консервации земель до последнего числа месяца, в котором завершаются указанные мероприятия согласно сведениям ГЗК.
Начисление земельного налога возобновляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены мероприятия по охране земель и почв согласно сведениям ГЗК.
Земельный налог за земельные участки, определенные как загрязненные взрывоопасными предметами, не начисляется за период, когда эти участки были загрязнены взрывоопасными предметами. Такой период начинается с 1-го числа месяца, на который приходится дата начала обследования земельного участка операторами противоминной деятельности, и завершается последним числом месяца, в котором такие участки признаны пригодными для использования.
Начисление земельного налога за указанные участки возобновляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие земельные участки признаны пригодными для использования.
Льгота за земельные участки, которые признаны непригодными для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами
Эта льгота предусмотрена п. 283.2 НК. Она действует при условии принятия сельскими, поселковыми, городскими советами, военными и военно-гражданскими администрациями (далее – ОМС) решений об установлении льгот по уплате местных налогов и/или сборов в порядке, определенном НК.
Несмотря на схожесть понятий с земельными участками, загрязненными взрывоопасными предметами (см. предыдущий подраздел), здесь есть принципиальная разница, которая заключается в механизме подтверждения права на льготу.
Так, если при освобождении от уплаты земельного налога за участки, загрязненные взрывоопасными предметами, используются данные ГЗК, то льгота, установленная п. 283.2 НК, применяется при условии принятия соответствующего решения ОМС.
То есть вышеперечисленным ОМС предоставлено право определять земельные участки, которые непригодны для использования из-за потенциальной угрозы их загрязнения взрывоопасными предметами. Так что в случае принятия ОМС соответствующего решения земельный налог за такие участки не уплачивается.
Как ОМС принимает такое решение?
Как установлено п. 12.3 НК, ОМС (напомним, сюда также относятся военные и военно-гражданские администрации) в пределах своих полномочий вправе принимать решения об установлении льгот по налогам, уплачиваемым в их бюджет.
Причем налогоплательщик, который считает, что его земельные участки могут быть загрязнены взрывоопасными предметами, может подать в ОМС заявление (с обязательным указанием кадастровых номеров таких участков) о признании этих участков непригодными для использования в связи с потенциальной угрозой загрязнения взрывоопасными предметами (пп. 12.3.7 НК).
На основании такого заявления ОМС принимает решение об установлении льгот по земельному налогу. Такое решение принимается на каждый календарный год отдельно и на период не более чем до конца текущего года. То есть для предоставления льготы на следующий год плательщику придется подать еще одно заявление.
Хорошая новость: в случае установления такой льготы не работает правило, согласно которому решение о предоставлении льготы должно быть принято до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение льготы. Очевидно, это означает, что ОМС могут принимать решение о предоставлении льгот задним числом (например, за 2022 год).
После принятия решения о предоставлении льготы ОМС должен в течение 10 календарных дней предоставить органу ГНС информацию о применении льготы с обязательным указанием кадастровых номеров земельных участков, по которым принято соответствующее решение (пп. 12.4.6 НК).
За какой период можно не платить земельный налог?
Земельный налог не начисляется в течение периода, который начинается с 1-го числа месяца, на который приходится дата принятия ОМС решения о предоставлении льготы, и завершается последним числом месяца, на который приходится дата, наступающая раньше:
- либо последний день срока, на который предоставлена льгота;
- либо дата отмены соответствующего решения;
- либо дата начала обследования земельного участка операторами противоминной деятельности или признания земельного участка пригодным для использования.
В случае подачи налогоплательщиком в контролирующий орган решения ОМС о предоставлении льгот, информация о которых отсутствует в базах данных органа ГНС, до получения контролирующим органом соответствующих данных из ГЗК земельный налог начисляется на основании сведений, предоставленных налогоплательщиком.
Подытожим. Льгота по уплате земельного налога за заминированные (потенциально заминированные) земли может применяться:
- либо в случае принятия ОМС решения о предоставлении льготы на основании заявления плательщика (в таких случаях освобождение от уплаты земельного налога регулируется п. 283.2 НК);
- либо в случае признания таких земель загрязненными взрывоопасными предметами, что подтверждается данными ГЗК (тогда льготой пользуются на основании пп. 282.1.9 НК).
Распространяются ли вышеприведенные нормы на арендную плату?
Да, распространяются. Как указано в п. 288.8 НК, не начисляется арендная плата (напомним, здесь речь идет только об арендной плате за земли государственной и коммунальной собственности) за земельные участки, которые:
- определены землями консервации;
- загрязнены взрывоопасными предметами;
- непригодны для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами.
Порядок определения указанных земельных участков такой же, как и для земельного налога. То есть не уплачивать арендную плату можно:
- либо если данные о консервации земельного участка или его загрязнении взрывоопасными предметами отражены в ГЗК;
- либо если ОМС принял решение о том, что земельный участок непригоден для использования в связи с потенциальной угрозой его загрязнения взрывоопасными предметами.
При этом годовая сумма платежа за такие участки определяется пропорционально количеству месяцев, в которых участок государственной или коммунальной собственности был признан пригодным для использования.
Льготы за земельные участки, расположенные на территории ведения боевых действий и ВОТ
Эта льгота установлена пп. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НК.
От уплаты земельного налога и арендной платы за земельные участки (земельные доли/паи), расположенные на территориях активных боевых действий или ВОТ, освобождаются:
- физлица – за период с 1 января по 31 декабря 2022 года;
- юрлица и физлица-предприниматели – за период с 1 марта по 31 декабря 2022 года.
Начиная с 1 января 2023 года земельный налог и арендная плата не начисляются и не уплачиваются за период с 1-го числа месяца, в котором относительно соответствующих территорий была определена дата начала активных боевых действий или временной оккупации, до последнего числа месяца, в котором были завершены активные боевые действия на соответствующей территории или ее временная оккупация.
Подытожим. Освобождение действует весь 2022 год (для юрлиц и физлиц-предпринимателей с 1 марта) независимо от даты начала и завершения активных боевых действий или временной оккупации. А вот в 2023 году плата за землю не уплачивается только за фактический период с начала до завершения активных боевых действий или временной оккупации. Даты начала и завершения боевых действий, а также временной оккупации приведены в Перечне № 309.
Подача уточняющих деклараций для уменьшения платы за землю за 2022–2023 годы
Плательщики, которые в соответствии с Законом № 3050 освобождены от уплаты земельного налога и арендной платы, на основании вышеприведенных норм имеют право подать уточняющие декларации (далее – УД) и уменьшить налоговые обязательства, задекларированные за 2022 и 2023 годы. При этом за 2023 год годовая сумма платежа за земельные участки определяется пропорционально количеству месяцев, когда такие земельные участки (земельные доли/паи) подлежали обложению платой за землю.
Излишне уплаченные суммы платы за землю за прошедшие отчетные периоды засчитываются в уплату будущих платежей по этой плате.
Налог на недвижимость
Условия освобождения от уплаты налога на недвижимость приведены в пп. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НК.
Освобождение от уплаты налога за разрушенное и уничтоженное имущество
Важно понимать, что от уплаты налога на недвижимость освобождаются как плательщики, недвижимость которых расположена на территории ведения активных боевых действий или ВОТ (независимо от того, разрушена/повреждена она или нет), так и плательщики, недвижимость которых разрушена/повреждена (независимо от того, где она расположена).
Так, временно, на период действия военного положения по 31 декабря года, в котором прекращено или отменено военное положение, основанием для исчисления налоговых обязательств по налогу на недвижимость за поврежденные или уничтоженные объекты жилой и нежилой недвижимости являются данные Государственного реестра имущества, поврежденного и уничтоженного в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины (далее – Реестр имущества), и данные Перечня № 309.
Особенности создания и ведения Реестра имущества определяются Законом от 23.02.2023 № 2923-IX «О компенсации за повреждение и уничтожение отдельных категорий объектов недвижимого имущества в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины, и Государственный реестр имущества, поврежденного и уничтоженного в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины» (вступает в силу с 22.05.2023). Процедура уведомления собственниками о разрушенном/поврежденном имуществе и внесения его в Реестр имущества изложена Минреинтеграции по ссылке.
Для наглядности приведем в таблице условия освобождения от уплаты налога на недвижимость на основании пп. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НК.
Основание для освобождения |
Плательщики |
Освобождение |
Условия освобождения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Объекты жилой недвижимости, расположенные на территориях активных боевых действий или ВОТ |
Физлица |
Не уплачивается за 2021 |
Не уплачивается за период с 1-го числа месяца, в котором относительно соответствующих территорий была определена дата начала активных боевых действий или временной оккупации, до последнего числа месяца, в котором завершены боевые действия на соответствующей территории или ее временная оккупация. Даты начала и завершения активных боевых действий или временной оккупации определяются в соответствии с Перечнем № 309 |
Юрлица |
Не уплачивается с 1 марта |
||
Объекты нежилой недвижимости, расположенные на территориях активных боевых действий или ВОТ |
Физлица |
Не уплачивается с 1 марта |
|
Юрлица |
|||
Уничтоженные в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией РФ против Украины, объекты жилой и/или нежилой недвижимости, данные об уничтожении которых внесены в Реестр имущества |
Физлица |
Не уплачивается за 2021 год и следующие налоговые (отчетные) периоды* |
|
Юрлица |
Не уплачивается за 2022 год и следующие налоговые (отчетные) периоды* |
||
Поврежденные объекты жилой и/или нежилой недвижимости (как нуждающиеся в капремонте, реконструкции или реставрации в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией РФ против Украины), данные о повреждениях которых внесены в Реестр имущества |
Физлица |
Не уплачивается за 2021 год |
Начиная с 1 января 2023 года налог за объекты жилой и/или нежилой недвижимости не уплачивается за период с 1-го числа месяца, в котором был зафиксирован факт повреждения недвижимости по данным Реестра имущества, до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты недвижимости капитально отремонтированы, реконструированы, реставрированы и признаны пригодными для проживания/использования по целевому назначению |
Юрлица |
Не уплачивается за период |
||
Повреждены объекты нежилой недвижимости (как нуждающиеся в капитальном ремонте, реконструкции или реставрации в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией РФ против Украины), данные о повреждениях которых внесены в Реестр имущества |
Физические и юридические лица |
Не уплачивается за период |
|
* Начисление налога возобновляется начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты жилой/нежилой недвижимости капитально отремонтированы, реконструированы, реставрированы и признаны пригодными для проживания или использования по целевому назначению. |
Особенности налогообложения недвижимости с незначительными повреждениями
В пп. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НК прописан порядок налогообложения объектов недвижимости, которые получили незначительные повреждения, пригодны для проживания/использования по целевому назначению (соответственно) и подлежат восстановлению путем текущего ремонта.
Для такой недвижимости ОМС имеют право:
1) устанавливать ставки налога на недвижимость в размере меньше размера налога, определенного решением соответствующего ОМС для определенного типа объектов недвижимого имущества, уплачиваемого на соответствующей территории;
2) освобождать от уплаты налога на недвижимость.
Подача УД для уменьшения суммы налога на недвижимость за 2022–2023 годы
Плательщики, которые Законом № 3050 освобождены от уплаты налога на недвижимость на основании приведенных выше норм, имеют право подать УД и уменьшить налоговые обязательства, задекларированные за 2022 и 2023 годы. При этом годовая сумма платежа определяется пропорционально количеству месяцев, в которых такие объекты недвижимого имущества подлежали налогообложению.
Излишне уплаченные суммы налога на недвижимость за прошедшие отчетные периоды засчитываются в уплату будущих платежей по этому налогу.
Единый налог для плательщиков четвертой группы
Согласно Закону № 3050 освобождение от уплаты единого налога (далее – ЕН) получили и плательщики четвертой группы. Так, ЕН не уплачивается за земельные участки, которые:
- расположены на территории ведения активных боевых действий и ВОТ;
- находятся в консервации;
- загрязнены взрывоопасными предметами или непригодны для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения такими предметами.
Освобождение от уплаты ЕН за земельные участки на территориях активных боевых действий и ВОТ
Освобождение от уплаты ЕН для плательщиков четвертой группы предусмотрено пп. 69.33 подразд. 10 разд. ХХ НК.
Эти плательщики освобождены от уплаты ЕН только за земельные участки (сельхозугодья и земли водного фонда), которые расположены на территории ведения активных боевых действий и ВОТ. То есть освобождение от уплаты ЕН за земли на территории возможных боевых действий не предусмотрено.
В отличие от платы за землю и налога на недвижимость плательщики ЕН четвертой группы получили освобождение от уплаты ЕН с 1 марта 2022 года в налоговых периодах, когда на территориях, на которых расположены такие сельхозугодья и/или земли водного фонда, ведутся боевые действия, или эти территории временно оккупированы РФ, до даты завершения активных боевых действий на таких территориях или их временной оккупации.
Даты начала и завершения активных боевых действий или временной оккупации определяются согласно Перечню № 309.
И здесь возникает вопрос: что подразумевается под налоговым периодом – год или квартал? Ведь для подачи отчетности налоговым периодом является год, а для уплаты ЕН – квартал. По этому поводу требуется разъяснение контролирующих органов. Будем надеяться, что речь идет о годе.
Если же под периодом имеется в виду квартал, то получается, что если, например, активные боевые действия на соответствующей территории закончились в ІІІ квартале 2022 года в соответствии с Перечнем № 309, плательщик освобождается от уплаты ЕН только с 1 марта по 30 сентября. То есть за январь и февраль, а также за IV квартал придется платить ЕН.
Обратите внимание! Освобождение от уплаты ЕН не предусмотрено за земельные участки, расположенные на территориях, на которых активные боевые действия или временная оккупация РФ завершены до 1 мая 2022 года. |
Могут ли плательщики ЕН подать УД?
Как и плательщики налогов на землю и недвижимость, единщики четвертой группы имеют право подать УД и уменьшить начисление ЕН с 1 марта 2022 года за отчетные периоды, в течение которых они освобождены от уплаты ЕН. При этом в НК уточняется, что если плательщик не подал УД, определенные им в декларации и не уплаченные налоговые обязательства по ЕН не считаются налоговым долгом и подлежат аннулированию.
Годовая сумма ЕН в таком случае определяется пропорционально количеству месяцев, в течение которых площади земельных участков (земельных долей/паев) подлежали обложению ЕН.
Следует знать! Если плательщику ЕН начиная с 1 марта 2022 года до вступления в силу Закона № 3050 были начислены штрафные санкции за неуплату задекларированного ЕН, такие санкции подлежат аннулированию. |
Освобождение от уплаты ЕН за законсервированные и заминированные земельные участки
Порядок освобождения от налогообложения таких земельных участков определен п. 2921.1 НК.
Так, не являются объектом обложения ЕН земельные участки, которые:
- находятся в консервации;
- загрязнены взрывоопасными предметами;
- непригодны для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами.
Как определяют периоды освобождения от уплаты ЕН?
Период, когда земельные участки находились в консервации, определяется так:
а) в части земель государственной и коммунальной собственности – с 1-го числа месяца, в котором соответствующим органом исполнительной власти или ОМС принято решение об утверждении рабочего проекта землеустройства по консервации земельного участка, до последнего числа месяца, в котором завершаются мероприятия по охране земель и почв согласно сведениям ГЗК;
б) в части земель частной собственности – с даты внесения в ГЗК сведений о мероприятиях по охране земель и почв на основании утвержденного рабочего проекта землеустройства по консервации земель до последнего числа месяца, в котором завершаются такие мероприятия согласно сведениям ГЗК.
Период, когда земельные участки были загрязнены взрывоопасными предметами, определяется как период, который начинается с 1-го числа месяца, на который приходится дата начала обследования земельного участка операторами противоминной деятельности, и завершается последним числом месяца, в котором такие участки признаны пригодными для использования.
Признание земельных участков законсервированными, а также загрязненными (потенциально загрязненными) взрывоопасными предметами осуществляется на основании данных ГЗК в таком же порядке, как и для земельного налога (см. раздел «Плата за землю»).
Основанием для неначисления ЕН относительно земельных участков, непригодных для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами, является соответствующее решение ОМС о непригодности таких участков в указанных целях (как получить такое решение, см. раздел «Плата за землю»).
Период, когда земельные участки признаются потенциально загрязненными взрывоопасными предметами, определяется как период, который начинается с 1-го числа месяца, на который приходится дата принятия ОМС решения о предоставлении льгот по уплате местных налогов и сборов на основании заявления налогоплательщика, и завершается последним числом месяца, на который приходится дата, наступающая раньше:
- либо последний день срока, на который предоставлена такая льгота;
- либо дата отмены соответствующего решения;
- либо дата начала обследования земельного участка операторами противоминной деятельности;
- либо дата признания земельного участка пригодным для использования.
Плательщики ЕН четвертой группы вправе откорректировать начисленные за соответствующие прошлые налоговые (отчетные) периоды налоговые обязательства по ЕН по площадям земельных участков, которые после вступления в силу Закона № 3050 признаны находящимися в консервации (за период нахождения участков в консервации) и/или загрязненными взрывоопасными предметами (за период, когда земельные участки были загрязнены этими предметами).
Особенности определения доли сельхозтоваропроизводства
Размер доли сельхозтоваропроизводства уменьшен для плательщиков, у которых не менее 30 % общей площади сельхозугодий и/или земель водного фонда, находящихся в их собственности или пользовании, в предыдущем налоговом (отчетном) году располагались в течение не менее шести месяцев на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на ВОТ. Размер доли для плательщиков должен равняться или превышать 50 %.
Минимальное налоговое обязательство
Законом № 3050 в п. 381.2 НК внесены изменения, в соответствии с которыми минимальное налоговое обязательство (далее – МНО) не определяется для земельных участков, земельных долей (паев), за которые не начислялись и не уплачивались плата за землю или ЕН плательщиками четвертой группы, а именно за земли, которые:
- находятся в консервации;
- загрязнены взрывоопасными предметами;
- в отношении которых принято решение о предоставлении льгот по уплате местных налогов и/или сборов на основании заявлений плательщиков о признании земельных участков непригодными для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами.
МНО для таких земельных участков, земельных долей (паев) не определяется за период, за который не определяется плата за землю или ЕН для плательщиков четвертой группы.
Имейте в виду! Вышеприведенные нормы применяются к налоговым (отчетным) периодам начиная с 1 января 2023 года. |
В 2022 году особенности освобождения от уплаты МНО прописаны в обновленном пп. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НК.
Так, не начисляется и не уплачивается общее МНО за земельные участки, земельные доли (паи), расположенные на территориях активных боевых действий или ВОТ:
- для физлиц – за весь 2022 год (с 1 января по 31 декабря);
- для юрлиц – с 1 марта по 31 декабря 2022 года.
Обратите внимание: в пп. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НК не упоминается об освобождении от уплаты МНО за земельные участки, расположенные на территориях активных боевых действий или ВОТ. Речь идет только о 2022 годе. В предыдущей редакции этого подпункта освобождение было предусмотрено и за 2022, и за 2023 годы. Согласно нынешней редакции НК от уплаты МНО за 2023 год освобождаются только находящиеся в консервации участки, загрязненные взрывоопасными предметами или признанные непригодными для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами (на основании п. 381.2 НК).
Сумма МНО за земельные участки, земельные доли (паи) определяется пропорционально количеству месяцев, когда такие земельные участки, земельные доли (паи) подлежали обложению платой за землю или ЕН плательщиками четвертой группы.
Как и для других налогов, уточняется, что, если плательщик задекларировал МНО за 2022 год в отчетности, он имеет право подать УД и уменьшить задекларированную сумму МНО.
Экологический налог
Обновлены также правила освобождения от уплаты экологического налога.
Так, согласно пп. 69.16 подразд. 10 разд. ХХ НК за период с 1 января по 31 декабря 2022 года не начисляется и не уплачивается эконалог плательщиками этого налога, зарегистрированными (поставленными на учет) по месту размещения стационарных источников загрязнения, за образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов на территориях активных боевых действий или ВОТ.
Начиная с 1 января 2023 года в части территорий, включенных в Перечень № 309, на которых ведутся (велись) активные боевые действия или которые временно оккупированы, эконалог не начисляется и не уплачивается за период с 1-го числа месяца, в котором относительно соответствующих территорий была определена дата начала боевых действий или временной оккупации, до 1-го числа месяца, следующего после даты завершения боевых действий на соответствующей территории или ее временной оккупации.
Также от уплаты эконалога освобождены плательщики, зарегистрированные (поставленные на учет) по месту размещения стационарных источников загрязнения, за образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов на земельных участках, загрязненных взрывоопасными предметами, – за период, когда такие участки были загрязнены этими предметами, и/или на период, когда земельные участки были признаны ОМС потенциально загрязненными взрывоопасными предметами.
Период, когда земельные участки были загрязнены взрывоопасными предметами, определяется как период, который начинается с 1-го числа месяца, на который приходится дата начала обследования земельного участка операторами противоминной деятельности, и завершается последним числом месяца, в котором такие участки признаны пригодными для использования.
Период, когда земельные участки признаются потенциально загрязненными взрывоопасными предметами, определяется с 1-го числа месяца, на который приходится дата принятия решения ОМС о предоставлении льгот по уплате местных налогов и сборов на основании заявления налогоплательщика, по последнее число месяца, на который приходится дата, наступающая раньше:
- либо последний день срока, на который предоставлена указанная льгота согласно принятому решению;
- либо дата отмены соответствующего решения;
- либо дата начала обследования земельного участка операторами противоминной деятельности или признания земельного участка пригодным для использования.
Как и для других налогов, уточняется, что плательщик, задекларировавший эконалог за периоды 2022–2023 годов, имеет право подать УД и уменьшить задекларированную сумму налога.
Комментарии к материалу