Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Законопроект по виртуальным активам рекомендован к рассмотрению в первом чтении

Внимание!
25.04.2025

Об этом сообщил Д. Гетманцев. 

«Очевидно, что рынок криптоактивов в Украине не может жить дальше по правилам Дикого Запада. Упорядочение этого вопроса назрело уже давно. 

Напомню, что дискуссии по данному вопросу длились несколько лет. Рабочая группа из числа народных депутатов провела основательную работу и предложила качественный документ, который может быть взят за основу», – информирует Д. Гетманцев. 

В нем предполагается: 

1. Определение виртуального актива (далее – ВА) – это особый вид цифрового объекта (имущества), существующего в электронной форме благодаря технологии распределенного реестра (блокчейна). 

Важно: ВА не деньги и не могут использоваться как официальное средство платежа в Украине. Их правовой режим близок к режиму движимого имущества с точки зрения гражданского права. Вместе с тем, редакция, предложенная к первому чтению, еще обсуждаемая, предусматривает отождествление токенов электронных денег с электронными деньгами в понимании Закона от 30.06.2021 № 1591-IX «О платежных услугах». 

Проект разделяет все ВА на три основные категории: 

  • токены с привязкой к активам – их стоимость стабилизируется путем привязки к активам, таким как валюта или имущество; 
  • токены электронных денег – привязаны к одной официальной валюте; 
  • прочие ВА – категория, охватывающая активы, не относящиеся к первым двум типам. Здесь нами предложена модель, согласно которой Регулятор будет определять, какие именно ВА (кроме токенов с привязкой к активам и токенам электронных денег) будут относиться к этой категории. 

2. Право собственности на ВА приобретается через эмиссию, сделку, закон или решение суда и подтверждается владением средствами доступа, такими как криптографические ключи. Закон предусматривает презумпцию правомерности владения, если судом не установлено иное. 

3. Публичное предложение ВА требует оформления «белой книги» – документа с подробной информацией об активе, эмитентах и рисках. Допуск к торгам на торговых площадках также регулируется четкими процедурами, включая авторизацию и раскрытие информации. 

4. «Белая книга» является обязательным документом для публичного предложения, которое должно быть правдивым, четким и не вводить в заблуждение. Маркетинговые сообщения должны соответствовать этой информации, содержать оговорки о рисках и не распространяться на обнародование «белой книги». 

5. Поставщики услуг, связанных с оборотом ВА (хранение, торговля, перевод и т. д.), должны пройти авторизацию, отвечать организационным и финансовым требованиям и обеспечивать защиту клиентов. 

6. Защита собственников активов и клиентов через прозрачность, раскрытие информации и меры против инсайдерской торговли, манипулирование рынком и незаконное разглашение информации. 

7. Определяется вопрос об налогообложении. Очень важный аспект, ведь именно из-за налоговых вопросов так и не заработал предыдущий закон о виртуальных активах. 

Предлагается: 

  • по НДФЛ: 
    • вести отдельное (от других доходов и другой инвестиционной прибыли) налогообложение доходов от операций по ВА; 
    • облагать именно прибыль от операций по ВА, полученную в течение года, как разницу между доходами от продаж и расходами на приобретение ВА в течение года; 
    • физическое лицо должно само декларировать доходы и уплачивать налоги; 
    • не облагать: 
      • доходы от операций по обмену ВА на другие ВА, а также доход от продаж ВА в пределах одной минимальной заработной платы; 
      • стоимость ВА, полученных в результате их эмиссии (создание) или бесплатной передачи от их эмитентов или оферентов и/или полученные исключительно в обмен на персональные данные физического лица; 
    • убытки, полученные в предыдущие периоды (если продавали дешевле, чем покупали – это рисковый рынок), учитывать до их погашения (за некоторыми исключениями); 
    • для ВА, приобретенных до вступления в силу данного закона, в случае их продажи в течение 2026 года физические лица будут иметь право выбрать льготную ставку НДФЛ 5 %. 
  • по налогу на прибыль юридических лиц: 
    • вводятся новые разницы для корректировки финансового результата (аналогично тому, как облагаются налогом операции с ценными бумагами); 
    • перечень расходов, учитываемых при совершении операций по ВА, будет определяться Минфином по представлению регулятора; 
  • по НДС: 
    • не является объектом обложения НДС: 
    • операции по выпуску (эмиссии), размещению в любые формы управления, продаже, обмену, погашению виртуальных активов, кроме: 
      • продажи и обмена NFT; 
      • продажи и обмена ВА, удостоверяющие право требовать передачи имущества или предоставления услуги; 
    • услуги поставщиков услуг, связанных с оборотом ВА (кроме консультационных услуг, облагаемых налогом на общих основаниях); 
  • по упрощенной системе налогообложения: 
    • плательщикам единого налога запрещены операции по ВА; 
    • поставщики услуг, связанных с оборотом ВА, не вправе использовать упрощенную систему налогообложения; 
  • в части администрирования: 
    • поставщики услуг, связанных с оборотом ВА, которые предоставляют услуги резидентам Украины, обязаны встать на учет в контролирующих органах и представлять ежегодный отчет об операциях с ВА относительно физических и юридических лиц, являющихся резидентами Украины (это шаг к постепенному внедрению CARF и имплементации директивы DAC8); 
    • за невыполнение этих обязанностей предусматриваются штрафы для поставщиков услуг, связанных с оборотом ВА, которые будут применяться в уменьшенных размерах в течение переходного периода (в 2026 году – 10 % от установленного размера штрафа, в течение 2027–2029 годов – 25 % от установленного размера штрафа). 

Предполагается, что вышеперечисленные изменения к Налоговому кодексу заработают с 1 января 2026 года. 

«Ждем рассмотрения законопроекта в сессионном зале. Важно не затягивать этот вопрос.

Это вопрос об установлении понятных правил игры для участников рынка. Легализация крипты потенциально может иметь значительный эффект для бюджета – по данным исследования Global Ledger о потенциале налогообложения, если бы рынок крипты был легализован раньше, уже за 2021–2024 годы государство могло бы получить около 8,34 млрд грн налогов от зарегистрированных в Украине криптобирж (по ставке 18 %) и еще до 6,53 млрд грн – от налогообложения доходов граждан», – заключает депутат.

Д. Гетманцев 


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
13.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Госстат планирует прекратить ЕГРПОУ: начато обсуждение Внесены изменения в Порядок проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 02.05.2025 Работникам планируют предостави...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
Новое
15.05.2025
Урегулирование некоторых вопросов общей совместной собственности многоквартирного дома: законопроект
Имеете общую совместную собственность в многоквартирном доме? А что с придомовой территорией: кому она принадлежит? В Верховную Раду представлены изменения к ст. 5 Закона от 14.05.2015 № 417-VIII «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» (далее ...
15.05.2025
В каких случаях возможно продление срока временного ввоза без авторизации
С 19 апреля 2025 года в Украине начали действовать новые требования к применению таможенных режимов, в частности, режима временного ввоза товаров. Соответствующие изменения введены Законом от 22.08.2024 № 3926-IX «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно имплементации неко...
15.05.2025
Планируют изменения к форме Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий
Приказом Минфина от 24.04.2025 № 215 утверждены изменения к форме Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий, утвержденной приказом Минфина от 20.10.2015 № 897, зарегистрированным в Министерстве юстиции 11.11.2015 под № 1415/27860 (в редакции приказа Минфина от 20.02.2023 № 101). Изменен...
Лучшие материалы