Законопроект № 8401 готовят ко ІІ чтению: что изменится
Гетманцев в своем телеграмме проинформировал, что рекомендовано Верховной Раде принять во втором чтении и в целом правительственный законопроект № 8401. Законопроект предусматривает перенести вступление в силу соответствующих изменений с 01 июля 2023 года на 01 августа 2023 года.
Какие изменения предлагаются
С 01 августа 2023 г. отменяется 2% единый налог.
Отдельно о регулировании перехода с 2% ЕН законопроект предусматривает:
- плательщик 2% ЕН будет иметь право подать заявление об отказе от применения 2% ЕН и указать, на какую систему налогообложения он желает перейти;
- без подачи такого заявления, а также если в заявлении плательщик не укажет желаемую систему, плательщик 2% ЕН будет автоматически переводиться на систему, на которой находился до избрания 2% ЕН;
- вновь созданные субъекты хозяйствования, которые со дня государственной регистрации избрали 2% ЕН, автоматически будут считаться плательщиками ЕН третьей группы со ставкой 5%;
- автоматическое восстановление прав и обязанностей плательщика НДС для тех субъектов, у кого регистрация плательщиком НДС была приостановлена;
- предоставить плательщикам, перешедшим в 2023 г. с 2% ЕП на общую систему, право перейти повторно в 2023 г. на упрощенную систему по своему выбору путем подачи заявления. При этом в случае подачи заявления до 01.09.2023 г. такой плательщик будет считаться плательщиком ЕН с 01.08.2023 г.
Законопроектом с 01 августа 2023 г. отменяется действующий мораторий на проведение проверок, но относительно проведения проверок предлагается установить следующие ограничения:
1. установить мораторий на проведение:
- всех проверок ФЛП 1 и 2 групп (кроме проводимых из-за прекращения хозяйственной деятельности) – до 1 августа 2024 года;
- документальных или фактических проверок налогоплательщиков или объектов, зарегистрированных/расположенных на прифронтовых территориях (в том числе территориях возможных боевых действий);
2. ограничить проведение в 2023 – 2024 гг. плановых проверок следующими исключительными условиями:
- налогоплательщик осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с изготовлением/реализацией подакцизной продукции, или является субъектом игорного бизнеса или финансовым учреждением;
- или налогоплательщик соответствует одному из следующих признаков риска:
- уровень уплаты налога на прибыль или НДС ниже на 50 и более процентов за уровень уплаты налога в среднем по соответствующей отрасли; дебиторская задолженность превышает кредиторскую более чем в 2 раза;
- прочие операционные расходы превышают 30% общих расходов операционной деятельности;
- общая сумма расходов, отраженных в налоговой декларации об имущественном положении и доходах, составляет 75% или более суммы общего дохода, задекларированного в такой декларации (при условии, что сумма общего годового дохода от предпринимательства составляет не менее 10 млн. грн.);
- заработная плата, начисленная/выплаченная налоговым агентом, меньше средней по региону в соответствующей отрасли.
Внимание! Средние показатели по применению этих критериев будут публиковаться на сайте ГНС.
Законопроектом также предусмотрено:
- «технический долг» (возникший с 1 апреля 2022 года по 31 июля 2023 года в электронном кабинете) не учитывать при определении возможности плательщика продолжать пребывание на упрощенной системе;
- сохранить право добровольной оплаты ЕН и ЕСВ для прифронтовых территорий (в том числе территорий возможных боевых действий);
- предусмотреть освобождение от финансовой ответственности за нарушения в сфере применения РРО (кроме как во время торговли подакцизными товарами), если они были совершены на прифронтовых территориях (в том числе территориях возможных боевых действий);
- предоставить возможность ФЛП - плательщикам ЕН без НДС указывать в расчетных документах названия товаров (услуг) по упрощенной форме.
Комментарии к материалу