Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект № 7508, упрощающий участие частного бизнеса в восстановлении через механизм публично-частного партнерства (ПЧП). Документ решает несколько проблем – упрощает бюрократические процедуры, предусматривает финансовые гарантии для инвесторов и позволяет быстрее реализовывать проекты.
«Публично-частное партнерство – один из ключевых инструментов привлечения инвестиций. Хотя концепт ПЧП в Украине существует уже давно, но за все время у нас было заключено только два больших концессионных договора. Благодаря изменениям в законодательстве мы рассчитываем, что механизм ПЧП наконец-то заработает и принесет нам в ближайшие годы до 1 млрд долларов инвестиций в конкретные проекты. Прежде всего, это могут быть такие сферы: порты, больницы, муниципальные объекты. Кроме того, законопроект предусматривает приближение национального законодательства к законодательству ЕС. Благодарна парламенту за принятие этого законопроекта», – отметила Первый вице-премьер-министр Украины – Министр экономики Украины Юлия Свириденко.
Что изменяет законопроект:
- предусматривается внедрение электронной торговой системы (ЭТС) для проектов концессии по стандартам и процедурам ЕС. Все происходит онлайн – от размещения информации об объявлении конкурса до обнародования заключенного договора;
- новые и усовершенствованные гарантии для инвесторов и кредиторов: частный партнер будет получать от государства гарантии защиты своих прав, стабильности условий и недискриминационного отношения при реализации проектов ПЧП. Изменения в законодательстве не влияют на условия уже заключенных договоров;
- новые источники финансирования: в законодательстве появляется понятие «донор» – международные партнеры, способные оказывать финансовую поддержку напрямую или через бюджеты. Такой подход значительно минимизирует риски для частных партнеров и сделает более доступными проекты для публичных партнеров;
- упрощение процедуры подготовки «небольших» проектов: проекты стоимостью до 5,5 млн евро смогут реализовываться без разработки технико-экономического обоснования, а решение будет приниматься только на основе концептуальной записки. Такой подход поможет быстрее развиваться общинам, привлекая частных партнеров. Они смогут в сжатые сроки строить как пути локального значения, так и необходимые социальные объекты;
- особый режим для проектов восстановления: для восстановления разрушенной войной инфраструктуры будет действовать упрощенный механизм подготовки проектов ПЧП, порядок которого будет определяться правительством Украины. Этот порядок будет действовать во время военного положения и еще 7 лет после его завершения.
- «инфраструктура в рассрочку»: государство сможет оплачивать реализацию инфраструктурных проектов частному партнеру за бюджетные средства уже после ввода объекта в эксплуатацию. Этот подход снизит нагрузку на бюджеты разных уровней и позволит реализовать большее количество социально важных проектов даже в условиях ограниченного финансирования;
- расширение перечня публичных партнеров: к участию в ПЧП смогут приобщаться государственные компании, что позволит привлечь больше инвестиций;
- специальные процедуры для проектов строительства жилья: из-за масштабных разрушений и необходимости обеспечить людей новыми домами, предусмотрели особенности заключения договоров ПЧП относительно жилья.
Ожидается, что упрощение общей процедуры подготовки проектов ПЧП и внедрение электронной системы закупок по стандартам ЕС поможет привлечь большой объем частных инвестиций в развитие и модернизацию социальной и другой инфраструктуры. Это даст мультипликативный эффект для экономики, что особенно важно для страны в современных условиях.
Разработчики законопроекта ожидают привлечение в экономику Украины дополнительных 8–10 млрд грн ежегодно, при условии утверждения и реализации в среднем по 5 проектов на область стоимостью по крайней мере 50–100 млн грн каждый.
Минэкономики