Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Верховная Рада приняла законопроект о публично-частном партнерстве

20.06.2025

Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект № 7508, упрощающий участие частного бизнеса в восстановлении через механизм публично-частного партнерства (ПЧП). Документ решает несколько проблем – упрощает бюрократические процедуры, предусматривает финансовые гарантии для инвесторов и позволяет быстрее реализовывать проекты. 

«Публично-частное партнерство – один из ключевых инструментов привлечения инвестиций. Хотя концепт ПЧП в Украине существует уже давно, но за все время у нас было заключено только два больших концессионных договора. Благодаря изменениям в законодательстве мы рассчитываем, что механизм ПЧП наконец-то заработает и принесет нам в ближайшие годы до 1 млрд долларов инвестиций в конкретные проекты. Прежде всего, это могут быть такие сферы: порты, больницы, муниципальные объекты. Кроме того, законопроект предусматривает приближение национального законодательства к законодательству ЕС. Благодарна парламенту за принятие этого законопроекта», – отметила Первый вице-премьер-министр Украины – Министр экономики Украины Юлия Свириденко. 

Что изменяет законопроект: 

  • предусматривается внедрение электронной торговой системы (ЭТС) для проектов концессии по стандартам и процедурам ЕС. Все происходит онлайн – от размещения информации об объявлении конкурса до обнародования заключенного договора; 
  • новые и усовершенствованные гарантии для инвесторов и кредиторов: частный партнер будет получать от государства гарантии защиты своих прав, стабильности условий и недискриминационного отношения при реализации проектов ПЧП. Изменения в законодательстве не влияют на условия уже заключенных договоров; 
  • новые источники финансирования: в законодательстве появляется понятие «донор» – международные партнеры, способные оказывать финансовую поддержку напрямую или через бюджеты. Такой подход значительно минимизирует риски для частных партнеров и сделает более доступными проекты для публичных партнеров; 
  • упрощение процедуры подготовки «небольших» проектов: проекты стоимостью до 5,5 млн евро смогут реализовываться без разработки технико-экономического обоснования, а решение будет приниматься только на основе концептуальной записки. Такой подход поможет быстрее развиваться общинам, привлекая частных партнеров. Они смогут в сжатые сроки строить как пути локального значения, так и необходимые социальные объекты; 
  • особый режим для проектов восстановления: для восстановления разрушенной войной инфраструктуры будет действовать упрощенный механизм подготовки проектов ПЧП, порядок которого будет определяться правительством Украины. Этот порядок будет действовать во время военного положения и еще 7 лет после его завершения. 
  • «инфраструктура в рассрочку»: государство сможет оплачивать реализацию инфраструктурных проектов частному партнеру за бюджетные средства уже после ввода объекта в эксплуатацию. Этот подход снизит нагрузку на бюджеты разных уровней и позволит реализовать большее количество социально важных проектов даже в условиях ограниченного финансирования; 
  • расширение перечня публичных партнеров: к участию в ПЧП смогут приобщаться государственные компании, что позволит привлечь больше инвестиций; 
  • специальные процедуры для проектов строительства жилья: из-за масштабных разрушений и необходимости обеспечить людей новыми домами, предусмотрели особенности заключения договоров ПЧП относительно жилья. 

Ожидается, что упрощение общей процедуры подготовки проектов ПЧП и внедрение электронной системы закупок по стандартам ЕС поможет привлечь большой объем частных инвестиций в развитие и модернизацию социальной и другой инфраструктуры. Это даст мультипликативный эффект для экономики, что особенно важно для страны в современных условиях. 

Разработчики законопроекта ожидают привлечение в экономику Украины дополнительных 8–10 млрд грн ежегодно, при условии утверждения и реализации в среднем по 5 проектов на область стоимостью по крайней мере 50–100 млн грн каждый. 

Минэкономики 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
29.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Президент утвердил мораторий на проверки бизнеса Обновлены правила ведения воинского учета: постановление КМУ от 16.07.2025 Обнародованы изменения к КЗоТ относительно установления наличия признаков трудовых отношений Нужно ли переоформлять документы, если ...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
Новое
01.08.2025
Документы, вступившие в силу с 28 июля по 3 августа 2025 года
Документы, которые вступили в силу на этой неделе и пригодятся при ведении хозяйственной деятельности. Закон Украины от 03.06.2025 № 4466-IX «О факторинге» Закон Украины от 18.06.2025 № 4503-IX «О внесении изменений в Закон Украины «О Национальном агентстве Ук...
01.08.2025
Изменения в законодательстве с 28 июля по 1 августа 2025 года
Сборник изменений в законодательстве, проведенных этой неделе Президент подписал Закон о факторинге Закон предусматривает усовершенствование регулирования факторинга в Украине и отдельных положений действующих законов Украины, касающихся предоставления факторинговых услуг. Кабмин еще раз обно...
01.08.2025
Как будет осуществляться надзор за предоставителями нефинансовых платежных услуг в рамках открытого банкинга
Внесены изменения в нормативно-правовые акты НБУ относительно надзора на платежном рынке. Изменения касаются небанковских предоставителей платежных услуг по предоставлению сведений со счетов и инициированию платежных операций. Национальный банк определил порядок осуществления надзора за предоставите...
Лучшие материалы