Усовершенствованы механизмы привлечения юрлиц к ответственности за подкуп должностных лиц иностранных государств
4 декабря 2024 года Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно учета положений Рекомендаций Совета Организации экономического сотрудничества и развития касательно налоговых мер для дальнейшей борьбы с подкупом иностранных должностных лиц в международных деловых операциях».
Принятие закона будет способствовать внедрению международных налоговых стандартов в сфере борьбы с подкупом иностранных должностных лиц, а также станет еще одним шагом на пути к членству Украины в ОЭСР.
Рекомендации Совета ОЭСР призывают:
- к установлению четкого и эффективного запрета на отчисления из базы налогообложения неправомерной выгоды, связанной с подкупом иностранных должностных лиц, не зависящей от какого-либо расследования правоохранительными органами или нарушения судебного производства;
- предоставлению надлежащих указаний налогоплательщикам и налоговым органам относительно типов расходов, считающихся подкупом;
- упрощению процедуры уведомления налоговыми органами национальных правоохранительных органов о подозрениях в подкупе.
Поэтому целью принятого закона является введение механизма выявления потенциальной неправомерной выгоды для принятия решения суда. Фактически проект закона направлен на создание условий для предотвращения действий по предоставлению налогоплательщиком неправомерной выгоды как иностранным, так и национальным должностным лицам, если ввиду наличия будущих налоговых последствий налогоплательщик не будет совершать указанные действия. Это полностью соответствует принципам соблюдения налогового законодательства (Tax Compliance), который пропагандируется ОЭСР.
Ключевыми положениями законопроекта являются:
- введение запрета на вычет расходов для целей налогообложения в операциях, связанных с предоставлением неправомерной выгоды должностным лицам;
- дополнение функций контролирующего органа по предоставлению НАБУ и налогоплательщику уведомления о выявленных при проверке обстоятельствах (фактах), которые могут свидетельствовать о предоставлении неправомерной выгоды. При этом как ГНС, так и налогоплательщик будут руководствоваться перечнем таких обстоятельств (фактов), который будет сформирован и утвержден НАБУ по согласованию с Минфином;
- предоставление налогоплательщику возможности самостоятельно откорректировать свои налоговые обязательства, если действительно имели место факты предоставления неправомерной выгоды;
- проведение документальной внеплановой проверки налогоплательщика в отношении которого вынесен приговор суда о предоставлении неправомерной выгоды должностному лицу;
- увеличение финансового результата налогоплательщика на сумму расходов по которым в соответствии с законодательством установлено, что они были осуществлены с целью предоставления им неправомерной выгоды.
Важно отметить, что при подготовке законопроекта ко второму чтению были учтены замечания и предложения экспертов ОЭСР, которые будут проводить оценку готовности Украины к присоединению к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих операциях.
Закон вступает в силу через три месяца со дня опубликования.
Правительственный портал
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу