ТПП Украины призывает воздержаться от усиления налогового давления на бизнес в условиях войны
ТПП Украины призывает правительство отказаться от законопроекта № 11416 об изменениях в налоговом законодательстве. Проанализировав правительственный законопроект № 11416 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно особенностей налогообложения в период действия военного положения», эксперты ТПП пришли к выводу, что проект содержит ряд крайне угрожающих норм для стабильной работы предпринимателей и экономики.
Налоговые новеллы приведут к усилению фискального давления на добросовестных налогоплательщиков и поощрят рост теневой экономики.
Поиск Минфином дополнительных поступлений за счет внедрения новых налогов обременит бизнес дополнительными формами отчетности, необходимостью внедрения новых процедур администрирования и контроля (военный сбор, налог с оборота). На фоне продолжения российской агрессии и разрушения инфраструктуры и сокращения рынков и оттока кадров – дополнительное фискальное давление на украинский бизнес делает невозможным экономическую стабильность.
Украинский предприниматель уже платит за войну непомерную цену, как каждый в Украине. Призываем направить усилия правительства на максимальное привлечение международной помощи, грантов и замороженных российских активов для поддержки украинского бюджета.
Украинский бизнес, особенно малый и крафтовый, – это сверхважные рабочие места и самозанятость, гарантирующие социальную стабильность. Именно малые и средние предприниматели находятся под угрозой поглощения серой экономикой в условиях роста налогов. Дополнительное фискальное давление не позволит выйти из тени тем, кто стремится развиваться в Украине.
Более рациональным решением был поиск резервов за счет повышения эффективности работы контролирующих органов (показатели результативности), разрушения действующих схем уклонения от налогообложения (контрабанда, контрафакт, нелегальная торговля, неофициальная заработная плата и т. п.), автоматизация бизнес-процессов и временное повышение ставок уже существующих налогов.
Другим важным решением было бы сокращение второстепенных расходов общегосударственного бюджета.
Дополнительным оптимальным вариантом поиска дополнительных поступлений могло быть повышение ставки НДС на 4–5 %.
Преимущества альтернативных решений:
- НДС гораздо менее вреден для экономики, чем большинство предложенных выше налогов. Негативным эффектом будет рост цен на все товары и услуги, но в пределах менее 5 %;
- он не требует никаких дополнительных административных действий, увеличение поступлений следует ожидать уже в следующем месяце;
- при текущих условиях, как свидетельствует оценка налогового разрыва, НДС уплачивается на 93 % от теоретически рассчитанного и имеет очень низкую эластичность
- следовательно, можно достаточно уверенно рассчитывать на соответствующие поступления (в отличие от предложенного КМУ сборов).
Одновременно с внедрением временных мер необходимо немедленно внедрить системные изменения, которые дадут дополнительные поступления в госбюджет следующего года, а именно:
- для минимизации «теневых схем» и наполнения бюджета необходимо обеспечить скорейшее проведение институциональных реформ – перезагрузка Таможенной и Налоговой служб комиссиями с преимущественным голосом международных экспертов (законопроекты № 6490-д и № 9243), установление эффективных КРІ для БЭБ, ГНС, ГТС, обеспечить ежегодное оценивание потерь от разных налогов по методологии tax gap;
- улучшить администрирование налога на недвижимое имущество и использовать весь потенциал этого налога;
- максимально автоматизировать процессы налогового администрирования.
Надеемся на профессиональное обсуждение всех альтернатив пополнения бюджета с правительством и призываем к совместной работе по дальнейшей реализации целесообразных и обоснованных мер по регулированию налогообложения.
ТПП Украины
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу