Страховые компании будут работать по новым правилам
31.05.2018 169 0 0
Нардепы зарегистрировали законопроект №8415 по регулированию страхового рынка.
Прежде всего, говорят страховщики, документ поможет избавить рынок от проблемных страховых компаний.
Также, впервые, законодательно осуществлено регулирование передачи страхового портфеля, описан и регламентирован порядок заключения договоров о предоставлении финуслуг в электронном виде.
Но несмотря на прогрессивность отдельных норм, не обошлось и без «ложки дегтя». В первую очередь, вопросы у страховщиков вызывают слишком уж репрессивный характер надзора за страховым рынком.
Есть плюсы по потребителям и их защите и минусы по передаче слишком многих полномочий Нацкомиссии, а также общей нацеленности на репрессивный характер надзора. Проект нацелен на максимальный вывод компаний с рынка, а не на механизмы, принятые в Европе по аккуратному спасению и выводу компаний из рисковой деятельности.
В частности, законопроект предлагает:
Обозначить принципы защиты прав потребителей финансовых услуг;
Четко детализировать права клиентов финучреждений на получение информации;
Выписать порядок и процедуру передачи страхового портфеля: что он собой представляет, его состав, предмет договора о передаче, требования к самому договору и т.д.;
Модернизировать и обновить существующие и прописать новые мероприятия госнадзора за участниками рынка финуслуг;
Внедрить возможность ведения электронного документооборота между финансовым учреждением и потребителем.
Самое главное, что впервые четко и ясно регламентирован порядок заключения таких договоров (если договор заключается путем присоединения клиента к договору), что очень важно для страхового рынка Украины. Ведь процесс их подписания в последние 5 лет, то есть с того момента, как они стали применяться в практике страхования, не был определен.
По части ужесточения госнадзора, эксперты также выделили несколько примечательных норм:
Изменены условия и порядок лицензирования деятельности небанковских финучреждений;
Определенны корректирующие меры, меры воздействия и санкции;
Введено определение и признаки фиктивности финансовых учреждений, их проблемности и неплатежеспособности;
Установлен порядок принудительной ликвидации финансовых учреждений.
Но проект касается не только уже работающих страховых, но и тех, кто только планирует выйти на рынок. Срок рассмотрения документов при выдаче лицензии авторы документа предлагают увеличить втрое – до 30 дней. На столько же увеличится и граничный срок проведения выездной инспекции.
Такая дотошность, по мнению нардепов, должна помочь регулятору лучше выявлять проблемные компании и выводить их с рынка. Да и ошибок при выдаче новых разрешений, полагают они, должно стать меньше.
Но если такие и возникнут, потребителю об этом скажут не сразу. Ведь авторы законопроекта предлагают засекретить информацию о признании страховой проблемной.
Касательно последствий признания финучреждения проблемным, то не очень понятна норма о том, что информация о присвоении финучреждению такого статуса является конфиденциальной. Это, по моему мнению, противоречит общим принципам защиты прав потребителей финансовых услуг, определенных этим же законом/
Впрочем, аналогичные нормы существуют и на банковском рынке. Считается, что публичная «проблемность» может лишить финучреждение шансов выжить, а оздоровительные меры, предпринимаемые регулятором, окажутся бесполезными.
Так или иначе, говорят страховщики, вывод недобросовестных и ненадежных игроков с рынка поможет укрепить репутацию благополучных страховых компаний.
http://rada.gov.ua/
Комментарии к материалу