Ставки госпошлины за некоторые нотариальные действия хотят увеличить
Комитет ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики рекомендует Верховной Раде принять за основу проект Закона Украины № 3236-1 «О внесении изменений в статью 3 Декрета Кабинета Министров Украины« О государственной пошлине.
Законопроектом предлагается привести в соответствие, а проще говоря, существенно увеличить размеры ставок государственной пошлины на некоторые нотариальные действия, совершаемые государственными нотариальными конторами и исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов. Причем рост будет в разы. В частности, за удостоверение:
- завещаний (в 300 раз - с 0,05 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан);
- доверенностей на право пользования и распоряжения имуществом, кроме транспортных средств (в 150 - 300 раз - с 0,03 до 10 НМДГ, когда передается детям, одному из супругов, родителям, и с 0,1 до 15 НМДГ, когда передается другим гражданам);
- доверенностей на право пользования и распоряжения транспортными средствами (в 50-100 раз - с 0,1 до 10 НМДГ, когда передается детям, одному из супругов, родителям, и с 0,3 до 15 НМДГ, когда передается другим гражданам);
- верности копий документов и выписок из них (в 100 раз - с 0,01 до 1 НМДГ за каждую страницу);
- подлинности каждой подписи на документах (в 500 раз - с 0,02 до 10 НМДГ за каждый документ).
Кроме того, за передачу заявлений граждан, государственных учреждений, предприятий и организаций другим гражданам, государственным учреждениям, предприятиям и организациям госпошлина увеличится в 17 раз - с 0,03 до 0,5 НМДГ, а за выдачу дубликатов нотариально удостоверенных документов - в 167 раз (с 0,03 до 5 НМДГ).
Необходимость данных изменений авторы законопроекта объясняют тем, что размер ставок был установлен Декретом Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине» еще в 1993 году и некоторые его положения уже устарели, а потому нуждаются корректировок. Прежде всего авторы хотят предотвратить уменьшение доходов местных бюджетов, куда поступает государственная пошлина.
Размер необлагаемого минимума доходов граждан, установленный пунктом 5 подраздела 1 раздела XX Налогового кодекса Украины для применения при ссылках на НМДГ в законах или иных нормативно-правовых актах, действительно, составляет всего 17 гривен. Однако окончательные суммы, в зависимости от объемов и количества документов, после изменений все равно могут быть совсем не мелкими.
Главное научно-экспертное управление Верховной Рады уже указывало, что при таком подходе «увеличение ставок государственной пошлины определенным образом создаст для отдельных (малообеспеченных) лиц препятствия к реализации законных, в том числе, конституционных, прав».
Также эксперты считают сомнительным акцент на фискальной (бюджетообразующих) функции государственной пошлины, несмотря на его правовую природу, в качестве платы за услугу, которая должна обеспечивать компенсацию расходов на ее предоставление.
Еще одну интересную вещь обнаружили в разделе II законопроекта, где указано, что «этот Закон вступает в силу с 1 июля 2020 года». Это не согласуется с требованиями пп. 4.1.9 п. 4.1 ст. 4 Налогового кодекса Украины, которым определен принцип стабильности налогового законодательства Украины, по содержанию которого налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года.
В профильном комитете обещают доработать указанный законопроект с учетом замечаний и предложений субъектов права законодательной инициативы. О чем именно идет речь, пока не известно.
sud.ua
Комментарии к материалу