Совершенствование механизма зачисления НДФЛ – задача для Минфина
Усовершенствование механизма зачисления НДФЛ в Украине уменьшит дисбаланс в финансовом обеспечении территориальных общин и позволит им повышать уровень предоставления государственных услуг.
Об этом заявил Первый заместитель Министра финансов Украины Денис Улютин во время Круглого стола «НДФЛ и общины», организованного программой «U-LEAD с Европой» для обсуждения влияния изменения механизма отнесения НДФЛ в местные бюджеты. Мероприятие объединило в дискуссии представителей Министерства финансов Украины, ряд других украинских и международных ведомств и экспертов проекта Polaris.
Дискуссии по изменению механизма отнесения НДФЛ в местные бюджеты начались после изменения в 2021 году административно-территориального устройства и формирования новых территориальных общин.
В Верховной Раде зарегистрирован ряд законопроектов, предлагающих разные подходы к распределению и зачислению НДФЛ в Украине. Для наработки единой концепции в Верховной Раде при Комитете по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики создана рабочая группа, которая занимается обсуждением зарегистрированных законопроектов и наработкой новых концепций.
Актуальность и важность этой тематики нашли свое отражение и в Правительственных документах, в частности, в Плане мероприятий по реформированию местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине на 2024–2027 годы.
С целью выбора оптимального механизма зачисления НДФЛ эксперты U-LEAD и Polaris смоделировали варианты влияния изменения механизма зачисления НДФЛ на налоговую способность общин, а во время Круглого стола презентовали результаты такого моделирования.
«Действующая модель зачисления НДФЛ создает диспропорции финансовой обеспеченности территориальных общин и выгодна только крупным городам, где зарегистрированы крупные компании-работодатели. Однако часто активность населения сосредоточена в меньших городах, поселках и селах, являющихся сателлитами мегаполисов и страдающих от такой модели. На сегодняшний день почти 1 200 общин дотационны. Такая модель не устраивала общины до полномасштабной войны, сейчас разрыв между налоговой способностью общин еще увеличился», – отметил Денис Улютин.
Он также отметил, что одним из основных вызовов, над которым работают Министерство финансов, Государственная миграционная служба, другие государственные органы и органы местного самоуправления, – объективность данных о численности населения.
«Численность населения в общинах, определяющая любую модель зачисления НДФЛ, сегодня неизвестна. Отсутствует единая база, содержащая актуальные и достоверные данные о количестве населения по каждой территориальной общине. Во время полномасштабной войны эта проблема усугубилась из-за временной оккупации отдельных территорий и волны внутренней миграции украинцев», – отметил Денис Улютин.
Еще одной задачей, над которой нужно работать, является определение уровня и количества сервисов, которые должно гарантировать государство и под которые должна определяться базовая финансовая основа, в том числе через механизм зачисления НДФЛ.
В такой ситуации обоснованный и объективный выбор удачного механизма зачисления НДФЛ выполнит сразу две задачи: улучшит налоговую способность общин, уменьшит диспропорции между ними и обеспечит надлежащее качество государственных услуг.
Также Денис Улютин отметил важность дополнительных дотаций в бюджете на выравнивание возможности пострадавших от вооруженной агрессии территориальных общин. «Это несколько уменьшает диспропорцию, хотя и не преодолевает все проблемы на уровне финансовой обеспеченности территориальных общин. В то же время использование экспертизы стран, где налоги между территориальными общинами распределяются гармонично, может помочь создать модель, при которой все граждане, независимо от проживания в той или иной общине, будут получать одинаково качественные государственные услуги», – резюмировал Денис Улютин.
Минфин
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу