Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

С 19 июля действуют изменения в трудовых отношениях во время войны: закон опубликован

19.07.2022 5653 0 1

Закон от 01.07.2022 № 2352-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по оптимизации трудовых отношений» (законопроект 7251) официально опубликован 18.07.2022 в «Голосе Украины» № 147.

Закон вступает в силу дня, следующего за днем его опубликования. То есть с 19.07.2022 года Закон №2352 уже в действии.

Кроме того, предлагается установить, что на время объявления военного или чрезвычайного положения все сообщения и документы по вопросам трудовые отношения, приказы (распоряжения) владельца или уполномоченного им органа могут осуществляться и вестись в электронной форме с использованием технических средств электронных коммуникаций или путем отправки электронных носителей, на которых записан этот документ, в соответствии с законодательством в сфере электронного документооборота.

Введение дополнительного основания для увольнения работника – невозможность обеспечивать работнику условия труда, вследствие того, что необходимы для выполнения работы указанным работником производственные, организационные, технические мощности, средства производства или имущество собственника или уполномоченного им органа уничтожены в результате боевых действий, а также вводится особая процедура увольнения таких работников.

Введение дополнительного основания для расторжения трудового договора как отсутствие работника на работе и информации о причинах такого отсутствия более четырех месяцев.

Вводятся нормы, призванные ускорить переход к учету трудовой деятельности работника в электронной форме, определяется понятие совместительства, что обеспечит возможность работникам, вынужденным бросить свои рабочие места, трудоустроиться на другой работе.

Урегулируется вопрос оплаты дополнительного отпуска отдельным категориям граждан и пострадавшим участникам Революции Достоинства, а именно за счет средств предприятий, предназначенных на оплату труда, или за счет средств физического лица, у которого работают по трудовому договору работники. Также в связи с увеличением категорий лиц, имеющих право на использование указанного отпуска, предлагается уменьшить его продолжительность с 14 до 7 календарных дней.

Поскольку дополнительный отпуск отдельным категориям граждан и пострадавшим участникам Революции Достоинства предполагается оплачивать за счет средств работодателя, соответственно требует внесения изменений п. 12 ст. 12 и п. 17 ст. 13 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты».

С целью справедливого подхода к начислению компенсации за неиспользованный отпуск предлагается исключить из КЗоТ ст. 81 и ч. 3 ст. 83, по которым предусматривается право работника при переводе на другое предприятие, перевести денежную компенсацию за неиспользованные им дни ежегодного отпуска на другое предприятие, в учреждение, организацию. Аналогичные изменения предлагается внести в Закон «Об отпусках».

Часть 6 ст. 83 КЗоТ предлагается изложить в редакции, отвечающей ст. 1227 ГКУ, а именно выплаты денежной компенсации за не использованные работником дни ежегодных отпусков, а также дополнительного отпуска работникам, имеющим детей или совершеннолетнего ребенка – инвалида с детства подгруппы А I группы, которая не была им получена при жизни, членам его семьи , а в случае их отсутствия – входят в состав наследства. Аналогичные изменения ст. 83 КЗоТ предлагаются и изменения в ч. 6 ст. 24 Закона "Об отпусках".

Устанавливается четко определенный срок, когда должна быть выплачена заработная плата за время отпуска, а именно не позднее последнего дня, предшествующего дню начала отпуска (с учетом норм Конвенции МОТ №132).

Статья 9 Закона «Об отпусках» (в части зачисления стажа работы, дающая право на ежегодный основной отпуск) целесообразно привести в соответствие со ст. 119 КЗоТ относительно работников, призванных на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период или принятыми на военную службу за контрактом, поскольку ст. 119 КЗоТ не содержит норм по сохранению в период военной службы ежегодного основного отпуска за указанными работниками.

Урегулированы отдельные вопросы выплаты денежной компенсации за неиспользованные работником дни ежегодных отпусков, а также дополнительный родительский отпуск в случае его смерти, а именно – вхождение в состав наследства таких выплат, в случае отсутствия наследников.

Конкретизирован порядок регламентации рабочего времени и времени отдыха в период действия военного времени, в частности, в отношении категорий работников, которым может быть увеличена продолжительность работы в течение недели, восстановлен механизм оплаты труда за работу в выходной день, уточнен порядок предоставления ежегодного основного отпуска. Также акцентировано внимание на том, что введение продленной продолжительности работы является правом, а не обязанностью работодателя.

Предусматривается возмещение работникам и работодателям связанных с трудовыми отношениями денежных сумм, утраченных в результате вооруженной агрессии. С этой целью запланирована разработка отдельного механизма.

Уточнены порядок и условия применения механизма приостановления действия трудового договора, учитывая выявленные недоразумения относительно оснований и цели его внедрения, а также избежать возможных рисков злоупотреблений со стороны работодателей и обеспечения трудовых гарантий работников в условиях военного положения.

Уволен работодатель от обязанности сохранения среднего заработка работникам, призванным на военную службу, с оставлением для этих работников места работы (должности). Но таким работникам остается выплата денежного довольствия за счет средств Госбюджета.

Комментарии к материалу

Лучшие материалы