С 1 января – новые правила землеотвода для общин: их невыполнение остановит расширение бизнеса
С 1 января 2025 года общины, не имеющие плана пространственного развития, не смогут заниматься отводом земельных участков, их жители – изменять целевое назначение своих участков, а предприниматели – расширять бизнес. Отсутствие такого плана для общины означает задержку финансирования восстановительных мероприятий и повышение рисков хаотической застройки и рейдерства. А наличие будет способствовать увеличению поступлений в местные бюджеты как минимум на 10–20 %.
Об этом сообщила председатель Комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Елена Шуляк.
По ее словам, с 1 января 2025 года вступает в силу соответствующее законодательство – Закон от 17.06.2020 № 711-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно планирования использования земель». Согласно ему, каждая украинская территориальная община должна приступить к разработке плана своего пространственного развития. Этот документ является одновременно и градостроительной документацией на местном уровне, и документацией по землеустройству. Он охватывает всю территорию общины и не имеет срока действия, но очень гибок, ведь изменения можно вносить ежегодно. И только с этим документом община сможет отвести земельный участок под садик, школу или жилье, предприниматель – расширить свой бизнес, а обычный житель – изменить целевое назначение своего участка.
При этом Шуляк отметила – потому, что процесс создания плана пространственного развития для общин новый и, соответственно, сложный, с ним не спешат. Однако на сегодняшний день для облегчения и упрощения этого процесса предлагается сразу два инструмента. Это уже начавший работать градостроительный кадастр государственного уровня, а также программы комплексного восстановления (ПКВ), данные из которых могут стать основой для планов пространственного развития.
«Планы пространственного развития означают создание качественной градостроительной документации. А это фактический «стоп» разным видам рейдерства, появлению незаконных долгостроев, самостроев и разного вида мошенничества в сфере градостроительства. К тому же, качественная градостроительная документация в конечном итоге будет означать увеличение поступлений местных бюджетов. А это уже весомое преимущество для ОМС, поскольку речь идет о по меньшей мере на 10–20 % больше поступления», – подчеркнула Шуляк.
В то же время, добавила она, промедление с этим чревато для общин задержкой с финансированием восстановительных мероприятий, хаотической застройкой и рейдерством. А вот наличие комплексного плана пространственного планирования, по ее мнению, является существенным преимуществом для развития бизнеса в общине.
«Из-за войны многие предприниматели релоцировались в более безопасные регионы. Однако около 20 % полностью или частично вернулись, диверсифицировав производство. Комплексные планы позволяют общинам максимально упростить разрешительные процедуры, а значит, и оптимизировать время и расходы на запуск бизнес-проектов», – добавила парламентарий.
В каждой общине, подчеркнула она, должны быть сформированы четкие правила: что можно строить на соответствующей территории, а что строить запрещено, какие ограничения по застройке установлены, например, предельно допустимая высотность застройки, минимальные расстояния от определенных объектов и т. д.
В этом же плане определяются виды целевого назначения земельных участков, которые могут быть установлены на определенных территориях. К примеру, в рамках установленной комплексным планом функциональной зоны, предназначенной для строительства объектов промышленности, нельзя будет установить целевое назначение земельного участка под жилищное строительство», – отметила нардеп.
Напомним, в августе 2024 года Правительство приняло постановление о запуске электронного Градостроительного кадастра государственного уровня. Он аккумулирует всю градостроительную информацию и документы на местном, региональном и государственном уровне. Система включает комплексные планы пространственного развития общин, генпланы, планы зонирования, детальные планы территорий, схемы планирования областей и районов.
Также через кадастр будут вноситься изменения, обновления, экспертизы и заключения по градостроительной документации. При этом геоинформационный характер системы обеспечивает привязку всех данных к конкретной территории. Это позволяет наглядно демонстрировать планировку города, расположение объектов и зоны застройки, обеспечивая точность и защиту от потерь и подделок.
«Слуга Народа»
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу