Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

С 1 января изменились правила землеотведения в общинах

События

13.01.2025 18 0 0

Обязательное введение с 1 января планов пространственного развития (далее – ППР) дает право планировать территории за пределами населенных пунктов общины органам местного самоуправления, а не районным и областным администрациям. Но ППР одновременно и упростили, и усложнили правила землеотвода.

Об этом сообщила глава Комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Елена Шуляк.

По ее словам, ранее органы местного самоуправления могли осуществлять планирование территорий только в пределах городов, сел и поселков, а использование территории за их пределами осуществлялось на районном и областном уровнях. В результате политики децентрализации, которая активно внедрялась в Украине в последние годы, полномочия по управлению подавляющим большинством земельных ресурсов переданы органам местного самоуправления.

«Понятно, что вопрос эффективного управления любым активом, в том числе землями, напрямую связан с планированием его использования. Именно на этапе планирования решается, какие территории следует определить приоритетными для привлечения инвестиций и создания рабочих мест, какие – для развития социальной инфраструктуры, а какие необходимо беречь и охранять для сохранения биологического разнообразия и т. д.», – пояснила Шуляк.

Она добавила, что одновременно с введением ППР изменены и подходы к отведению земельных участков, и изменение их целевого назначения. С одной стороны, имеет место существенное упрощение этого процесса, ведь собственнику земельного участка предоставлено право самостоятельно определять вид его целевого назначения, что снижает коррупционные риски и способствует привлечению инвестиции. С другой стороны – это право не является абсолютным.

«Комплексный план делит территорию общины на функциональные зоны – жилая застройка, промышленность и т. д. Для каждой такой зоны определены перечни видов целевого назначения земельных участков, и именно из этого перечня собственник может самостоятельно выбрать тот, который, по его мнению, наиболее перспективен. То есть нельзя, например, выбрать «жилищное строительство» на территории, которую комплексный план определил, как «промышленную» и наоборот. Это правило касается как частных собственников, так и органов, уполномоченных распоряжаться земельными ресурсами: нельзя выделить кому-то земельный участок, целевое назначение которого не согласуется с функциональным зонированием, определенным комплексным планом», – подчеркнула председатель Комитета регионального развития и градостроительства.

При этом парламентарий подчеркнула, что такой подход на сегодняшний день более чем оправдан. Дело в том, что исторически в Украине сложилась ситуация, при которой земельное и градостроительное законодательство в определенных случаях регулируют одни и те же вопросы, причем каждая отрасль – по своему, с применением различных инструментов. Как следствие, пояснила Шуляк, именно сферы управления земельными ресурсами и градостроительством годами признавались одними из самых коррумпированных в нашем государстве.

«То есть, например, с точки зрения земельного законодательства, использование определенной территории для застройки было абсолютно законным, а с точки зрения градостроительного – нет, или наоборот. Единственный, кто выигрывал при такой ситуации – это коррумпированные чиновники, которые на один и тот же запрос могли посмотреть как под одним углом, так и под другим, в зависимости от того, получил ли он накануне соответствующую мотивацию. Поэтому унификация подходов, которые применяются и в земельной, и градостроительной сферах, что является следствием такого сочетания, действительно оправдана, хотя определенным образом и удорожает саму документацию», – отмечает нардепка.

В то же время она отмечает, что эти нововведения нравятся не всем. По ее словам, кому то удобнее заниматься «дерибаном» в ручном режиме. Таким, конечно, не очень интересна ситуация, когда исчезает техническая возможность оформить «куму, свату или брату» земельный участок, целевое назначение которого не будет совпадать с допустимыми видами, определенными градостроительной документацией.

«Но есть и другие общины, которые активно включились в процесс и занимаются подготовкой документации по пространственному планированию, собирая необходимые материалы, проводя переговоры с международными организациями на предмет привлечения финансовой помощи, или уже непосредственно нарабатывая проектные решения, призванные обеспечить устойчивое развитие соответствующей общины», – резюмировала Елена Шуляк.

«Слуга Народа»


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы