Фонд государственного имущества разработал проект закона «Об аренде государственного и коммунального имущества» с целью существенного усовершенствования, упрощения и сокращения процедур аренды государственного и коммунального имущества для достижения прозрачности и открытости процесса передачи в аренду государственного и коммунального имущества, а также урегулирования вопроса полномочий отдельных государственных органов, касающихся аренды государственного и коммунального имущества..
В проекте закона установлен новый порядок передачи государственного и коммунального имущества в аренду, упрощающий процедуру, определенную Законом об аренде, и обеспечивающий прозрачность, конкурентность и максимальную экономическую отдачу государству и местным органам власти от предоставления имущества в аренду, в частности:
- внедряется замена термина «балансодержатель» на новый термин «правопользователь», охватывающий всех держателей государственного и коммунального имущества независимо от вещного права;
- внедряется гибкий подход к определению арендодателя, в частности предоставляется право КМУ и органам местного самоуправления самостоятельно определять правопользователей, которые могут передавать имущество в аренду;
- предусматривается возможность узуфруктария государственного или коммунального имущества выступать арендодателем;
- планируется опубликование арендодателями в ЭТС сведений об временно не используемом имуществе вместо формирования двух перечней:
- Перечень объектов, по которым принято решение о передаче в аренду на аукционе;
- Перечень объектов, в отношении которых принято решение о передаче в аренду без проведения аукциона.
Указанное уменьшит количество административных решений, необходимых для передачи имущества в аренду.
При этом устанавливается обязанность для собственников государственного имущества ежеквартально предоставлять Фонду государственного имущества Украины сведения о государственном имуществе, которое временно не используется и может быть передано в аренду. Это обеспечит прозрачность и эффективное выявление имущества, которое не используется и может быть привлечено к аренде, способствуя рациональному использованию государственных активов;
- изменена процедура и сроки рассмотрения заявлений потенциальных арендаторов, заинтересованных в аренде государственного и коммунального имущества, сведения о котором опубликованы в ЭТС;
- изменена процедура и сроки рассмотрения заявлений потенциальных арендаторов, заинтересованных в аренде государственного и коммунального имущества, сведения о котором не опубликованы в ЭТС. Проектом Закона предусмотрен предельный срок рассмотрения заявления 30 дней, тогда как в соответствии с Законом об аренде заявление могло рассматриваться до 50 дней (арендодатель в течение трех рабочих дней с даты получения заявления передавал его балансодержателю такого имущества. Балансодержатель в течение 10 рабочих дней с даты получения такого заявления принимает решение о получении такого заявления объекта в соответствующий перечень. При необходимости согласование с уполномоченным органом управления решение принималось балансодержателем в течение 40 рабочих дней). Указанное значительно сократит предельные сроки принятия решений и упростит бюрократические процедуры;
- определен четкий срок принятия решения о заключении или отказе в заключении договора с даты получения заявления о заключении договора аренды без проведения аукциона (15 дней);
- вводится возможность оперативно реагировать на изменения в правовом регулировании аренды путем делегирования Фонду государственного имущества Украины полномочий по утверждению типового договора аренды государственного имущества в рамках существенных условий, определенных законом;
- устанавливаются четкие условия и обязанности арендодателя и арендатора при передаче и возврате объектов аренды;
- проектом закона не предусматривается возможность зачисления расходов арендатора на осуществление текущего и/или капитального ремонта в счет арендной платы один раз в течение срока аренды, если арендованное имущество невозможно использовать по назначению из-за его неудовлетворительного состояния. В то же время проектом закона определено:
- если собственник не дал согласия на осуществление капитального ремонта объекта аренды, что препятствует его использованию в соответствии с назначением и условиями договора, арендатор вправе потребовать расторжения договора аренды. В проекте Закона четко указано: если в результате улучшения, сделанного с согласия собственника, создана новая вещь, арендатор не становится ее совладельцем;
- определяются обязанности и права арендатора по содержанию объекта аренды;
- проектом закона предусмотрено, что с письменным согласием арендодателя можно передавать в субаренду имущество, полученное в аренду как на аукционе, так и без аукциона;
- вместо длительной и громоздкой процедуры продления договоров аренды через аукционы определяется право арендатора, надлежаще исполняющего свои обязанности по договору аренды государственного и коммунального имущества, на заключение договора аренды на новый срок. Целью этой новеллы является создание более стабильных и предсказуемых условий для арендаторов, что будет способствовать их заинтересованности в долгосрочном и ответственном использовании государственного и коммунального имущества;
- проектом закона предусмотрено, что КМУ и органы местного самоуправления получают полномочия самостоятельно определять механизмы расчета стартовой арендной платы.
Следует особо отметить, что сохраняется право на получение имущества в аренду без аукциона, а перечень лиц, обладающих таким правом, остается неизменным.
ГРС