Публичные закупки: обзор отдельных новаций
01.07.2016 628 0 0
Закон № 922 объединяет положения двух Законов:
от 10.04.14 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок» (далее – Закон № 1197);
от 24.05.12 г. № 4851-VI «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 4851).
Стоит заметить, что Закон № 922 не изменяет стоимостные пороги для проведения процедур закупок, но вместил в себе положения относительно таких порогов как для общего круга заказчиков, так и для юридических лиц – заказчиков в понимании Закона № 4851. Поэтому как тем, так
и другим заказчикам стоит руководствоваться не двумя нормативно-правовыми актами, как было раньше, а одним – Законом № 922.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 2 Закона № 922, его должны применять заказчики к публичным закупкам с ожидаемой стоимостью предмета закупки, которая равняется или превышает: 200 тыс. грн. – для товаров и услуг; 1,5 млн грн. – для работ.
А заказчики, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах хозяйствования, применяют Закон № 922 при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равняется или превышает 1 млн грн., а работ – 5 млн грн. При этом стоимостный порог для таких заказчиков применяется независимо от того, за какие средства они проводят закупку: собственные или бюджетные.
Распространение Закона № 922 на допороговые торги
А если стоимость предмета закупки товаров, работ или услуг меньше стоимости, указанной нами выше, то во время осуществления этой закупки заказчик в целях отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора имеет право использовать электронную систему закупок.
В известной мере Закон № 922 распространяется и на закупки, если их ожидаемая стоимость равняется или превышает 50 тыс. грн., но меньше указанных нами выше стоимостных пределов [200 тыс. грн. (1 млн грн. – для заказчиков-монополистов) для товаров и 1,5 млн грн. (5 млн грн. – для заказчиков-монополистов) для работ]. Ведь по результатам таких закупок заказчик должен обнародовать в электронной системе закупок Отчет о заключенном договоре. Такой отчет обнародуется при условии, если заключен прямой договор, то есть без проведения электронных торгов через электронную систему закупок. Срок для такого обнародования составляет 1 календарный день (далее – к. д.) со дня заключения договора.
Форма отчета о заключенных договорах утверждена приказом Минэкономразвития от 22.03.16 г.
№ 490 (далее – Приказ № 490). Этим Приказом утверждены также другие формы документов в публичных закупках. При этом некоторые из этих документов должен обнародовать заказчик, а другие – электронная система закупок.
Заметим, что на допороговых закупках заказчики должны соблюдать принципы осуществления
публичных закупок, предусмотренные в ст. 3 Закона № 922.
Новое в обнародовании
Информацию об электронных публичных закупках заказчики обнародует на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок – Минэкономразвития: www.prozorro.gov.uа.
Такое обнародование осуществляется через автоматизированное рабочее место – электронный кабинет заказчика, зарегистрированный на одной из авторизованных электронных площадок.
Порядок функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок утвержден постановлением КМУ от 24.02.16 г. № 166. Администратор электронной системы закупок – государственное предприятие «Внешторгиздат Украины». При этом перечень электронных площадок, которые на сегодня прошли авторизацию и предоставляют соответствующие услуги, обнародован на веб-портале www.prozorro.gov.uа. На сегодня есть семь электронных площадок, которые могут предоставлять услуги заказчикам:
Госзакупки.Онлайн (оператор ООО «Госзакупки.Онлайн»);
SmartTender.biz (оператор ООО «Научно-производственное предприятие «Информационные технологии»);
zakupki.prom.ua (оператор ООО «Закупки.Пром.Уа»);
E-tender (оператор ООО «Е-тендер»);
PublicBid (оператор ООО «ИТ Контракт»);
Newtend (оператор ООО «NEWTEND»);
zakupki.ua (оператор ООО «ЗАКУПКИ ЮА»).
При этом информация (документы) относительно процедур государственных закупок, еще не завершенных заказчиками согласно Закону № 1197, обнародуется на веб-портале www.tender.me.gov.uа по формам документов, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.09.14 г. № 1106.
Электронное обжалование
Как мы заметили, публичные закупки осуществляются в электронном формате. Поэтому обжалование таких закупок тоже будет электронным.
Жалобу в орган обжалования (Антимонопольный комитет Украины – АМК) субъект обжалования подает в форме электронного документа через электронную систему закупок (ч. 1 ст. 18 Закона № 922).
При этом жалоба автоматически будет внесена в реестр жалоб, а ее регистрационная карточка формируется после размещения жалобы субъектом обжалования в электронной системе закупок. А в день размещения субъектом обжалования жалобы в системе она автоматически будет
обнародована системой на веб-портале Уполномоченного органа www.prozorro.gov.uа.
Жалобщик должен приложить к жалобе документы, а также материалы в электронной форме, которые подтверждают нарушение процедуры закупки или же неправомерность решений, дейст-
вий или бездействия заказчика. Обязательно должен быть приложен также документ об осуществлении жалобщиком оплаты за подачу жалобы. Размер оплаты (постановление КМУ от 23.03.16 г. № 291) не изменился:
5 тыс. грн. – в случае обжалования процедуры закупки товаров или услуг;
15 тыс. грн. – в случае обжалования процедуры закупки работ.
Дата начала рассмотрения жалобы – это дата обнародования регистрационной карточки жалобы
в электронной системе закупок.
Заказчику жалоба (с приложениями) будет отправлена автоматически системой после внесения такой жалобы в указанный реестр жалоб.
Рассматривается жалоба АМК в течение 15 рабочих дней с даты начала ее рассмотрения. В рассмотрении жалобы может принять участие субъект обжалования, заказчик. При этом рассмотрение жалобы является открытым. Все желающие вправе присутствовать на таком рассмотрении и могут использовать средства фото-, видео-
и звукозаписи.
Следует заметить: если орган обжалования примет жалобу к рассмотрению, то электронная система закупок автоматически приостановит начало электронного аукциона, а также не будет обнародовать договор о закупке, отчет о результатах проведения процедуры закупки, в зависимости от стадии проведения закупки.
Заказчик не имеет права совершать какие-либо действия, а также принимать какие-либо решения относительно закупки, в том числе заключать договор о закупке. Ему разрешено лишь совершать действия, направленные на устранение нарушений, которые жалобщик указал в жалобе.
Если же заказчик устранил нарушения, указанные в жалобе, то в течение одного рабочего дня с момента устранения нарушений он сообщает об этом органу обжалования и размещает в электронной системе подтверждение устранения нарушения.
При этом по результатам рассмотрения жалобы система электронных закупок автоматически обнародует принятое органом обжалования решения на веб-портале Уполномоченного органа www.prozorro.gov.uа и разошлет сообщения субъекту обжалования и заказчику о результатах рассмотрения.
Ярослава ДУБРОВА, начальник отдела Департамента безопасности
ПАО «АК «Киевводоканал»
Комментарии к материалу