Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Принят Закон Об образовании

Редакция

06.09.2017 471 0 0

Принят Закон «Об образовании» (законопроект №3491-д).

Законодательный акт регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права человека на образование, прав и обязанностей физических и юридических лиц, участвующих в реализации этого права, а также определяет компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в сфере образования. Согласно Закону, «Образование является основой интеллектуального, духовного, физического и культурного развития личности, ее успешной социализации, экономического благосостояния, залогом развития общества, объединенного общими ценностями и к ультура, и государства".

Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, ее талантов, интеллектуальных, творческих и физических способностей, формирования ценностей и необходимых для успешной самореализации компетенций, воспитания ответственных граждан, способных к сознательному общественному выбору и направления своей деятельности на пользу другим людям и обществу, обогащение на этой основе интеллектуального, экономического, творческого, культурного потенциала украинского народа, повышение образовательного уровня граждан для забе печенье устойчивого развития Украины и ее европейского выбора».

Законом установлено: «Каждый имеет право на качественное и доступное образование. Право на образование включает право получать образование на протяжении всей жизни, право на доступность образования, право на бесплатное образование в случаях и порядке, определенных Конституцией и законами Украины.

В Украине создаются равные условия доступа к образованию. Никто не может быть ограничен в праве на получение образования. Право на образование гарантируется независимо от возраста, пола, расы, состояния здоровья, инвалидности, гражданства, национальности, политических, религиозных или иных убеждений, цвета кожи, места жительства, языка общения, происхождения, социального и имущественного положения, наличия судимости, а также других обстоятельств и признаков ».

Закон предусматривает, что право человека на образование может реализовываться путем ее получение на различных уровнях образования, в различных формах и различных видов, в том числе путем получения дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессиональной (профессионально-технического), профессиональной перед высшими, высшего образования и образования взрослых.

Закон определяет государственную политику в сфере образования, согласно которой «образование является государственным приоритетом, что обеспечивает инновационный, социально-экономическое и культурное развитие общества. Финансирование образования является инвестицией в человеческий потенциал, устойчивое развитие общества и государства».

Государственную политику в сфере образования определяет Верховная Рада Украины, а реализуют Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти в сфере образования и науки, другие центральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Законом установлено, что на языке образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык.

Государство обеспечивает каждому гражданину Украины право на получение формального образования на всех уровнях (дошкольного, общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессиональной перед высшими и высшего), а также внешкольного и последипломного образования на государственном языке в государственных и коммунальных заведениях.

Закон определяет виды образования, формы получения образования, структуру образования, организационно-правовой статус учебных заведений, устанавливает автономию учебного заведения, управления учебным заведением, права и обязанности учредителя образовательного учреждения.

Закон также совершенствует систему управления образованием, определяет требования к формированию содержания образования, регулирует вопросы экономической деятельности учебных заведений.

ЧТО ИМЕННО МЕНЯЕТ ЗАКОН:

1. Создание возможностей для развития компетентностного обучения.

В концепции НУШ и в проекте закона заложено ключевые компетентности и сквозные умения, которыми должен обладать ученик после окончания школы.

Среди ключевых компетентностей - свободное владение государственным языком, математическая, общекультурное и экологическая компетентности, предприимчивость и инновационность, экономическая компетентность и тому подобное.

А также сквозные умения - критическое и системное мышление, творчество, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения, решать проблемы.

Как в связи с этим изменится школа?

Произойдет переход от школы, где дают только информацию, в школу, где ребенок получает знания, а также умение их применять и ценности для оценки окружающего мира и действительности.

Очень важно научить детей общаться между собой, создать безопасную среду для их развития.

Такое обучение предполагает внедрение новых методик преподавания, изменение формата общения учеников, учителей и родителей, внедрения проектной работы и учебы через деятельность.

Все это невозможно "впихнуть" в 2-летнюю профильную старшую школу, где дети имеют углубить изучение профильных предметов и подготовиться к сдаче внешнего оценивания без ущерба для своего здоровья.

Именно поэтому нам необходимо увеличить продолжительность обучения в год и запустить полноценную старшую профильную школу, где дети будут получать достаточные знания для поступления в вузы.

Новая старшая профильная школа будет лицее академического и профессионального направления.

В академическом лицее ученик может углубить знания и поступить в ВУЗ.

В профессиональном - наряду с общим средним образованием - школьники будут получать первую профессию.

Реализовать все эти изменения можно только через Закон.

Хочу подчеркнуть, что общая продолжительность обучения - вместе с получением высшего образования - при этом не изменится. Новая украинская школа позволит перейти от 4-летнего бакалавриата в вузах до 3-летнего по большинству специальностей.

2. Новые система мотивации и повышения квалификации учителей.

Проектом Закона предусмотрена система добровольной внешней независимой сертификации учителей.

Это будет проверка педагогов на владение предметом, умение общаться с детьми и использования современных методик компетентностного обучения (обучение через деятельность, формирование критического мышления, организация работы в группах, проектная работа и т.д.).

Учителя, успешно прошли сертификацию, будут получать 20% надбавки к зарплате и станут носителями изменений в школьном образовании.

Не менее важно - расширить способы повышения квалификации для педагогов.

Сейчас они могут это делать только в институтах последипломного педагогического образования (ИППО), которые сами, к сожалению, не всегда не является образцом прогрессивности.

Зато Закон даст возможность учителям выбирать место и формы повышения квалификации, которую можно будет получить на тренингах, в профильных учреждениях и других учебных заведениях.

Общее количество часов повышения квалификации учителя в течение 5 лет не может быть меньше 150 часов. Учитель должен сам определить когда и где проходить повышение квалификации, но делать это ежегодно.

Средства для профессионального роста учителя будет заложено в образовательной субвенции и будет финансироваться из госбюджета.

Высококвалифицированный учитель должен иметь уважение и доверие общества, поэтому Закон предоставит и защитит профессиональную свободу педагога.

Сегодня педагоги могут работать по авторским программам. Но для того, чтобы их утвердили, нужно пройти семь кругов ада. Закон позволит учителям работать по разработанным ими образовательными программами, или использовать типовую, что дает МОП - все зависит от готовности учителя включаться в этот процесс.

Государство же определяет ожидаемые результаты на каждом этапе обучения ученика (после каждого года обучения), а путь достижения этих результатов педагог может выбирать сам, исходя из талантов и потребностей детей.

3. Создание новой системы контроля за качеством образования.

Закон полностью ликвидирует аттестацию школ - процедуру, которая себя дискредитировала через коррупционную составляющую.

Также ликвидируются инспекции в районных управлениях образования.

Как это происходит сейчас?

В каждом районном управлении образования является инспекторы. Поскольку их немного, то для инспекций привлекаются еще и специалисты из методических кабинетов. Таких инспекций не будет, а методкабинетов будут предоставлять консультации тем, кто их потребует.

Зато качества образования осуществлять Государственная служба качества образования. В ней будут работать коллеги-специалисты учителей, которые будут давать советы школе, как улучшить учебный процесс. Главная цель - не санкции, а рекомендации.

Этот так называемый "институциональный аудит учебного заведения" является единственным плановым мероприятием государственного надзора (контроля) над школой. Он будет проходить один раз в 10 лет.

Однако в исключительных случаях он сможет проводиться во внеплановом порядке. Например, если пришел новый директор и желает провести такую ​​"проверку".

Государственная служба качества образования также получает полномочия обращаться в суды с исками об обязании органов местного самоуправления или местных органов управления образованием устранить нарушения и выполнить требования законодательства в сфере образования.

Например, если классы переполнены или местные власти не создает нормальные условия для работы и обучения детей. Это должно существенно дополнить механизмы обеспечения законности в управлении школами и защиты их интересов.

4. Создание реальной автономии школы, другой системы управления и финансовая прозрачность.

Согласно проекту Закона, директора будут избираться по конкурсу на 2 каденции - на 12 лет максимум именно в этом учебном заведении.

Это не исключает решения директора стать руководителем в другом учебном заведении или перейти на другую должность.

Закон предусматривает, что директора сами могут назначать своих заместителей и педагогический состав.

В проекте закона предусмотрено, что каждое учебное заведение должен будет обнародовать информацию о поступлении всех средств, а также их назначения.

Особенно раздражающей темой в этом контексте родительские взносы и отсутствие прозрачной системы их использования и учета.

Бывают ситуации, когда государство выделяет средства на замену окон в учреждении, при этом с родителей деньги собирают на эти же цели.

После внедрения того, что предлагает Закон, родители будут видеть, сколько и на что тратит средства государство, а также смогут контролировать использование своих благотворительных взносов.

Комментарии к материалу

Лучшие материалы