• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Правительство намерено определить полномочия Гоструда путем внесения изменений в КЗоТ

Новое

11.06.2021 43 0 0

Министерством экономики Украины на сайте размещено законопроект, которым предлагается внести изменения в законодательные акты о порядке государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде.

Законопроект предусматривает внесение изменений в Кодекс законов о труде Украины, Законов Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», «О Национальной полиции», «О государственной службе».

Законопроектом, в частности, предлагается определить следующие основания для проведения инспекционного посещения:

  • по обращению физического лица о возбуждении в отношении нее законодательства о труде;
  • по решению руководителя органа государственного надзора (контроля) о проведении инспекционного посещения исключительно по вопросам выявления нарушений, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 268 КЗоТ, принятым по результатам анализа информации, полученной от органов государственной власти и из других источников, доступ к которым не ограничен законодательством;
  • по решению руководителя органа государственного надзора (контроля) о проведении инспекционного посещения, принятым по результатам анализа обоснованной информации, полученной от профсоюза о нарушении прав ее члена;
  • в случае наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, что было связано с деятельностью объекта посещения;
  • по решению суда;
  • по обращению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;
  • по запросу народного депутата Украины;
  • по поручению Премьер-министра Украины;
  • в случае невыполнения требований предписания (не позднее двадцати рабочих дней от последнего дня срока устранения нарушений, определенного в предписании)
  • по обращению объекта посещения.

Определить полномочия государственных инспекторов труда, а именно следующие права:

  • ходе проведения инспекционного посещения беспрепятственно без предварительного уведомления в любой час суток посещать любые рабочие места (зоны), а также проходить в любых производственных, служебных и административных помещений, в которых используется наемный труд;
  • в дневное время в нежилых зданий, помещений, сооружений и других объектов, мест, в которых (на которых) находятся физические лица, относительно которых есть достаточно оснований считать, что они выполняют трудовые обязанности, или к ним применяется принудительный труд ;
  • знакомиться с оригиналами и делать копии (в том числе - электронные) актов объектов посещения, касающихся прав работников, коллективных или трудовых договоров, а также документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде;
  • один или в присутствии свидетелей задавать объекта посещения и / или работникам, представителям профсоюзов, их организаций и объединений, члены которых работают на объекте посещения, вопрос, получать от них необходимые объяснения, отчеты, материалы, другую информацию о состоянии соблюдения требований законодательства о труде, их нарушения и принятые меры по устранению таких нарушений;
  • требовать от объектов посещения обеспечение свободного доступа работников к информации в соответствии с требованиями законодательства;
  • требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению государственного надзора (контроля);
  • отбирать образцы материалов и веществ, которые используются или обрабатываются;
  • по результатам инспекционного посещения признавать работу такой, что выполняется в рамках трудовых отношений, независимо от названия и вида договорных отношений между сторонами;
  • вносить объектам посещения обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений законодательства о труде;
  • предоставлять уполномоченным органам рекомендации об отстранении от исполнения обязанностей виновных в нарушении законодательства о труде работников объекта посещения или привлечения их к ответственности в соответствии с законом;
  • привлекать в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины, правоохранительные органы для пресечения незаконных действий объекта посещения и лиц, которые препятствуют им выполнять служебные обязанности;
  • составлять в случаях, предусмотренных законом, протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела о таких правонарушениях и налагать административные взыскания;
  • безвозмездно получать от объектов посещения, органов, уполномоченных управлять имуществом, органов государственной власти статистические и другие отчетные данные, информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения своих полномочий;
  • истребовать для осмотра у физических лиц, находящихся на рабочих местах или вне их в производственных, служебных, административных помещениях, зданиях, сооружениях и других объектах, местах, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, в отношении которых есть основания полагать, что они выполняют трудовые обязанности, документы, удостоверяющие личность;
  • осуществлять фиксацию процесса инспекционных посещений с использованием средств аудио-, фото- и видеотехники.

Также законопроектом предусматривается установление ограничений и запретов для инспекторов труда.

Государственные инспекторы труда должны будут иметь следующие обязательства:

  • обеспечивать беспристрастное и компетентное проведение инспекционных посещений по вопросам, относящимся к их компетенции;
  • не разглашать, в т. ч. после ухода с должности, информацию с ограниченным доступом, доступ к которой они получили во время выполнения своих обязанностей, кроме случаев, установленных законом;
  • сохранять конфиденциальную информацию о наличии, источник и содержание любой жалобы на недостатки или нарушения законодательства о труде, в связи с получением которой проводится инспекционного посещения, если только сам источник не дало согласие на разглашение такой информации;
  • информировать объекты посещения, работников и других субъектов о наиболее эффективных методах соблюдения законодательства о труде, оказывать техническую информацию и рекомендации, в т. ч. в части обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин.

Также предполагается запретить государственным инспекторам труда:

  • выступать посредниками, арбитрами или экспертами при рассмотрении индивидуальных или коллективных трудовых споров;
  • требовать от объекта посещения предоставление выписок и копий документов, которые предоставлялись им государственному инспектору труда по-прежнему и / или находящихся во владении государственной инспекции труда, если эти документы остаются актуальными, а также документы, свободный и бесплатный доступ к которым может быть получен через государственные информационные системы или ресурсы;
  • изымать у объектов посещения оригиналы их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеры и их части;
  • передавать любые полученные от объекта посещения документы или их копии другим лицам, у которых отсутствуют полномочия на ознакомление с этими документами, и требовать их от объекта посещения с этой целью;
  • рассматривать и проверять вопрос, который является предметом рассмотрения в суде или в отношении которого вступившим в законную силу решения суда, проверять своевременность, правильность и полноту выполнения решений суда;
  • участвовать в хозяйственной и / или любой другой деятельности объектов посещения;
  • проводить инспекционного посещения сверх сроков, установленных настоящим Кодексом.

Кроме вышеизложенного законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», Закона Украины «О Национальной полиции», Закона Украины «О государственной службе». Содержание действующих норм по сравнению с предложенными законопроектом приведен в таблице № 1.

https://smu.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы