Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Правительство намерено определить полномочия Гоструда путем внесения изменений в КЗоТ

11.06.2021

Министерством экономики Украины на сайте размещено законопроект, которым предлагается внести изменения в законодательные акты о порядке государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде.

Законопроект предусматривает внесение изменений в Кодекс законов о труде Украины, Законов Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», «О Национальной полиции», «О государственной службе».

Законопроектом, в частности, предлагается определить следующие основания для проведения инспекционного посещения:

  • по обращению физического лица о возбуждении в отношении нее законодательства о труде;
  • по решению руководителя органа государственного надзора (контроля) о проведении инспекционного посещения исключительно по вопросам выявления нарушений, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 268 КЗоТ, принятым по результатам анализа информации, полученной от органов государственной власти и из других источников, доступ к которым не ограничен законодательством;
  • по решению руководителя органа государственного надзора (контроля) о проведении инспекционного посещения, принятым по результатам анализа обоснованной информации, полученной от профсоюза о нарушении прав ее члена;
  • в случае наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, что было связано с деятельностью объекта посещения;
  • по решению суда;
  • по обращению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;
  • по запросу народного депутата Украины;
  • по поручению Премьер-министра Украины;
  • в случае невыполнения требований предписания (не позднее двадцати рабочих дней от последнего дня срока устранения нарушений, определенного в предписании)
  • по обращению объекта посещения.

Определить полномочия государственных инспекторов труда, а именно следующие права:

  • ходе проведения инспекционного посещения беспрепятственно без предварительного уведомления в любой час суток посещать любые рабочие места (зоны), а также проходить в любых производственных, служебных и административных помещений, в которых используется наемный труд;
  • в дневное время в нежилых зданий, помещений, сооружений и других объектов, мест, в которых (на которых) находятся физические лица, относительно которых есть достаточно оснований считать, что они выполняют трудовые обязанности, или к ним применяется принудительный труд ;
  • знакомиться с оригиналами и делать копии (в том числе - электронные) актов объектов посещения, касающихся прав работников, коллективных или трудовых договоров, а также документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде;
  • один или в присутствии свидетелей задавать объекта посещения и / или работникам, представителям профсоюзов, их организаций и объединений, члены которых работают на объекте посещения, вопрос, получать от них необходимые объяснения, отчеты, материалы, другую информацию о состоянии соблюдения требований законодательства о труде, их нарушения и принятые меры по устранению таких нарушений;
  • требовать от объектов посещения обеспечение свободного доступа работников к информации в соответствии с требованиями законодательства;
  • требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению государственного надзора (контроля);
  • отбирать образцы материалов и веществ, которые используются или обрабатываются;
  • по результатам инспекционного посещения признавать работу такой, что выполняется в рамках трудовых отношений, независимо от названия и вида договорных отношений между сторонами;
  • вносить объектам посещения обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений законодательства о труде;
  • предоставлять уполномоченным органам рекомендации об отстранении от исполнения обязанностей виновных в нарушении законодательства о труде работников объекта посещения или привлечения их к ответственности в соответствии с законом;
  • привлекать в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины, правоохранительные органы для пресечения незаконных действий объекта посещения и лиц, которые препятствуют им выполнять служебные обязанности;
  • составлять в случаях, предусмотренных законом, протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела о таких правонарушениях и налагать административные взыскания;
  • безвозмездно получать от объектов посещения, органов, уполномоченных управлять имуществом, органов государственной власти статистические и другие отчетные данные, информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения своих полномочий;
  • истребовать для осмотра у физических лиц, находящихся на рабочих местах или вне их в производственных, служебных, административных помещениях, зданиях, сооружениях и других объектах, местах, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, в отношении которых есть основания полагать, что они выполняют трудовые обязанности, документы, удостоверяющие личность;
  • осуществлять фиксацию процесса инспекционных посещений с использованием средств аудио-, фото- и видеотехники.

Также законопроектом предусматривается установление ограничений и запретов для инспекторов труда.

Государственные инспекторы труда должны будут иметь следующие обязательства:

  • обеспечивать беспристрастное и компетентное проведение инспекционных посещений по вопросам, относящимся к их компетенции;
  • не разглашать, в т. ч. после ухода с должности, информацию с ограниченным доступом, доступ к которой они получили во время выполнения своих обязанностей, кроме случаев, установленных законом;
  • сохранять конфиденциальную информацию о наличии, источник и содержание любой жалобы на недостатки или нарушения законодательства о труде, в связи с получением которой проводится инспекционного посещения, если только сам источник не дало согласие на разглашение такой информации;
  • информировать объекты посещения, работников и других субъектов о наиболее эффективных методах соблюдения законодательства о труде, оказывать техническую информацию и рекомендации, в т. ч. в части обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин.

Также предполагается запретить государственным инспекторам труда:

  • выступать посредниками, арбитрами или экспертами при рассмотрении индивидуальных или коллективных трудовых споров;
  • требовать от объекта посещения предоставление выписок и копий документов, которые предоставлялись им государственному инспектору труда по-прежнему и / или находящихся во владении государственной инспекции труда, если эти документы остаются актуальными, а также документы, свободный и бесплатный доступ к которым может быть получен через государственные информационные системы или ресурсы;
  • изымать у объектов посещения оригиналы их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеры и их части;
  • передавать любые полученные от объекта посещения документы или их копии другим лицам, у которых отсутствуют полномочия на ознакомление с этими документами, и требовать их от объекта посещения с этой целью;
  • рассматривать и проверять вопрос, который является предметом рассмотрения в суде или в отношении которого вступившим в законную силу решения суда, проверять своевременность, правильность и полноту выполнения решений суда;
  • участвовать в хозяйственной и / или любой другой деятельности объектов посещения;
  • проводить инспекционного посещения сверх сроков, установленных настоящим Кодексом.

Кроме вышеизложенного законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», Закона Украины «О Национальной полиции», Закона Украины «О государственной службе». Содержание действующих норм по сравнению с предложенными законопроектом приведен в таблице № 1.

https://smu.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
04.11.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели С 1 ноября начинают действовать новые правила оформления и продления отсрочек от мобилизации Президент подписал законы о продлении военного положения и общей мобилизации Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления п...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
07.11.2025
Документы, вступившие в силу с 3 по 9 ноября 2025 года
Документы, которые вступили в силу на этой неделе и пригодятся при ведении хозяйственной деятельности. Указ Президента от 20.10.2025 № 794/2025 «О продлении срока проведения общей мобилизации» Указ Президента от 31.10.2025 № 810/2025 «О решении Совета национальной безопасности и о...
07.11.2025
Изменения в законодательстве с 3 по 7 ноября 2025 года
Подборка основных изменений в законодательстве, произошедших этой неделе С 1 ноября упрощен процесс оформления и продления отсрочек Изменения предполагают автоматическое продление большинства отсрочек, приоритет оформления в цифровом формате через приложение «Резерв+», а также пода...
07.11.2025
На 1 ноября 2026 года переносят старт Э-Акциза
В Украине запланирован перенос сроков введения электронной марки акцизного налога и электронной системы оборота алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей для электронных сигарет. Больше по теме: Средняя зарплата для лицензиатов – розничных торговцев подакцизными товарами: (не)однозна...
Лучшие материалы